Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Московское царство в XVI в.






1.Альтернативы реформирования России в XVI в. Реформы Ивана IV. К началу 1560-х годов начался новый период правления Ивана IV, основным содержанием которого стала опричнина (1565-1572 годы), а цель - усиление личной власти Ивана, курс на реформы был свергнут. Чтобы понять причины происходящих перемен, вернемся к началу жизненного пути и царствования Ивана Грозного.Царь Иван Васильевич, прозванный Грозным, родился 25 августа 1530г. Его отец, Василий III, которому к тому времени уже исполнился 51 год, ожидал рождения своего первого ребенка и наследника с огромным нетерпением. Отдав все свои силы расширению и укреплению царства, он не хотел передавать его своим братьям, из которых в живых к тому времени оставались князья Юрий Дмитровский и Андрей Старицкий, в силу самого своего положения и феодальной традиции являвшиеся его соперниками.В русских княжеских семьях еще с киевских времен существовала традиция, в которой придавалась исключительно важная роль отца в воспитании сыновей. Отец и дед Ивана Грозного, Иван III и Василий III, под присмотром своих отцов не только сформировали основные черты личности и характера, но и делали первые шаги на поприще государственной власти в качестве соправителей своих отцов. Но у Ивана Васильевича такой благоприятной возможности не оказалось. Вскоре после того, как ему исполнилось три года, его отец умер. Малолетний Иван, таким образом, становился государем под присмотром своей матери и при попечительстве опекунского совета. Все это не могло заменить ему отца. Мать не могла быть для него наставницей жизни в той же мере, в какой мог быть отец.Еще одним тяжелым последствием смерти отца для Ивана стала обстановка дворцовых интриг, заговоров и постоянной борьбы за власть. Острый впечатлительный ум царевича живо впитывал в себя все происходившее и воспринимал это как норму взаимоотношений между людьми. Он видел гибель знакомых ему людей, в том числе своих родственников, благодаря чему глубоко усвоил, что жизнь человека не имеет сколько-нибудь значительной цены, а родственные связи и привязанности мало что значат. В неполные 8 лет великого князя постигла новая личная трагедия. 4 апреля 1538 г. умерла его мать, Елена Глинская. В результате Иван остался круглым сиротой История России: IX-XXI века от Рюрика до Путина [Текст]. - Изд.3-е, доп. и перераб. - М.: Изд центр «МарТ», 2005. - С.156..Политическое положение резко изменилось. Закончился период регентства, началось боярское правление, представлявшее собой возродившийся опекунский совет. У него зрела и развивалась обида на бояр, каждый новый факт приобретал неоправданно большое значение и глубоко западал в память. Развитию этого чувства способствовало постепенно формировавшееся представление о божественном происхождении своей власти над государством и о холопском положении по отношению к нему всех тех, кто проживал в нем, в том числе и знатных бояр. Не имея возможности полностью ликвидировать самостоятельность Боярской думы и церкви, Иван Грозный решился на необычный шаг. В начале декабря 1564 г. он отправился из столицы на богомолье по монастырям. Такие поездки совершались каждый год. Но никогда еще не было, чтобы вывозили царскую казну, одежды, драгоценности, иконы, чтобы с царской семьей выезжала столь большая свита и охрана. Через месяц, 3 января 1565 г., царь прислал из Александровой слободы два послания. В одном из них говорилось о царском гневе на бояр, приказных людей и «государевых богомольцев» за их измены и злодеяния. В другом письме он обращался к «черным» людям и купцам и писал, что не держит на них гнева и не налагает на них опалы.Обладая, как и всякий тиран, навыками демагога, он играл на народных чувствах и предрассудках, эксплуатируя как монархизм, так и недоверие к знати, утвердившихся в массовом сознании. И когда 5 января представители москвичей явились в Слободу и попросили Грозного вернуться на царство, он в качестве условия своего возвращения поставил выделение ему особого удела - опричнины, где он установит свое правление и подберет себе верных людей. Еще одним условием он поставил предоставление ему права казнить изменников без того, чтобы за них заступалась церковь. На остальной территории страны - земщине - оставался прежний порядок управления.Слово «опричнина» известно было на Руси давно. Происходило оно от слова «опричь» - «кроме» и означало часть вотчинных земель, оставшихся вдове. При Иване IV оно стало означать часть территории страны, взятой в удел. В опричнину вошли некоторые кварталы Москвы, часть земель бывшего Ярославского княжества, некоторые города вблизи Москвы, богатое Поморье, а позже - земли купцов и солепромышленников Строгановых в Прикамье и часть земель Великого Новгорода. Но более известен, стал со времен Ивана Грозного иной, кровавый и страшный смысл этого слова, что было связано с методами проведения опричной политики. Опричников боялись и ненавидели, поскольку земский человек был бесправен перед ними. Метла и собачья голова, которую опричники прикрепляли к своему седлу, стали символами русского деспотизма, тирании и самовластия. Склонный не только к казням и расправам, но и к шутовству и юродству, Грозный представлял опричников в виде монашествующей братии. Поэтому они носили грубые рясы, под которыми скрывались богатые одеяния. Распорядок дня в Александровой слободе, являвшейся центром опричнины, где царь часто проживал, был своеобразной пародией на монашескую жизнь. Совместные молитвы и трапезы, в которых участвовал царь, сменялись пытками в застенках, в которых он также принимал участие. Будучи одновременно и мучителем, и актером, он в Слободе играл роль игумена. Одновременно Иван Грозный, абсолютно уверенный в божественном происхождении своей власти, выступал в роли земного бога, а опричники представлялись в виде чертова сонмища, призванного исполнять наказания, назначенные свыше.На опричных землях начался «перебор людишек». Ярославских и ростовских княжат и бояр переселяли под Казань, где давали им земли на поместном праве. Их вотчины переходили в казенную собственность и шли на поместные дачи опричникам. Земельная политика Ивана Грозного, направленная на расширение фонда казенных земель для раздачи помещикам, была продолжением политики его деда и отца, но еще более жестокими методами.Всеобщее возмущение опричными мероприятиями было очень значительно. Это заставило царя уже в 1566 г. издать указ о «прощении» всех, кого сослали в Казанский край. Не считаться с боярами, да еще в условиях войны, Иван Грозный не мог. Недовольство большинства населения опричниной поддерживала церковь. В знак протеста против опричнины митрополит Афанасий 19 мая 1566 г. оставил кафедру и удалился в Чудов монастырь. После совета с земскими боярами царь предложил занять митрополичью кафедру казанскому архиепископу Герману Полеву, но тот также уговаривал Грозного отменить опричнину. Тогда уже против Германа выступила опричная дума, а через два дня ему также пришлось оставить кафедру. Вынужденный учитывать мнение церкви и влиятельных земских бояр, которые были крайне недовольны тем, что опричники вмешиваются в чисто церковные дела, царь согласился предложить кафедру игумену Соловецкого монастыря Филиппу, которого в миру звали Федором Степановичем Колычевым и который был представителем знатного боярского рода. Но и Филипп поставил условием принятия им сана отмену опричнины Платонов С.Ф. Лекции по русской истории [Текст] / С.Ф. Платонов. - СПб: Кристалл, 1997.- С.165..С протестом против опричнины, на этот раз массовым, Ивану Грозному пришлось столкнуться в июле 1566 г., когда заседал созданный им Земский собор по вопросу о продолжении Ливонской войны. Собор поддержал продолжение войны, но более 300 его участников подали царю челобитную об отмене опричнины. Это требование являлось предложением царю пойти на уступку в ответ на уступку самого собора, согласившегося ввести новые налоги на войну. Но в вопросе об опричнине Грозный на уступки не пошел. Все челобитчики были арестованы и вскоре выпущены, а троих, признанных зачинщиками, казнили.Опричное воинство проявляло себя в грабежах населения. Но против внешнего врага оно не всегда действовало успешно. Летом 1571 года крымский хан Довлет Гирей сжег Москву. Иван Грозный был настолько напуган, что даже бежал на Белоозеро. Успешный поход хана показал ошибочность разделения войска на опричное и земское, допущенное царем. Поэтому такое разделение было ликвидировано. Осенью 1572 года опричнина была отменена Османов, А.И. История России IX-ХХ: учеб. пособие [Текст] / А.И. Османов. - СПб: изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, изд-во «Союз», 2001. - С.126..Таким образом, царь Иван Васильевич Грозный вошел в русскую историю, и остался в памяти народа кровавым тираном, создателем опричнины и виновником гибели множества людей. Он не сумел сохранить свою династию. Он установил в России тираническую и деспотическую системы правления, в результате которых надолго приостановились реформирование и развитие страны.

Военная реформа. После неудачного похода на Казань в ноябре 1549г. встал вопрос об осуществлении военной реформы. Единоначалие укреплялось путем установления старшинства первого (большого) воеводы большого полка по отношению к воеводам всех других полков. Укреплению дисциплины в дворянской армии содействовало запрещение местничества на “службе” с воеводами. Это также повышало роль воевод во время военных действий. В целом июльский приговор 1550г., ограничивший местнические счеты на основе сложившейся практики взаимоотношений воевод в полках, имел большое значение для боеспособности дворянской армии.Наряду с попытками укрепления дисциплины дворянской конницы в середине XVI века закладывается основа формирующегося постоянного (стрелецкого) войска. Между сентябрем 1549 г. и августом 1550 Иван Грозный учредил “выборных” стрельцов. По его приказу 3000 человек должны были жить в Воробьевской слободе под предводительством боярских детей. Речь шла о реорганизации старых отрядов пищальников. Отныне войско пищальников стало называться стрелецким. Для обеспечения стрелецкого войска вводился новый подворный налог - “пищальные деньги”, который до этого собирался не повсеместно. Стрельцы сделались ядром постоянного войска. Они имели значительные преимущества над дворянской конницей, постепенно уступающей ему место.

Судебник 1550 г.Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного было составление в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался координатной переработке. Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов). В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом. Так как дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчино-боярской земельной собственности.Второй закон, относящийся к проблеме землевладения провозглашал ликвидацию тарханов. Статья наносила удар по основным группам привилегированных землевладельцев - тарханников, и была направлена против податных привилегий духовных феодалов.Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ужесточилось отношение к холопам”Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном памятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходить перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования касаются главным образом наместнического управления. Сохраняя в целом старую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников и волостей.

Дворцовая тетрадь. Неудача попыток удовлетворить земельный голод дворянства путем пересмотра в Судебнике правового статуса вотчинного землевладения заставила правительство искать новых средств для обеспечения землей числено возросшего поместного войска. Было еще два источника, к которым можно было обратиться: казенные земли и владения духовных феодалов. Стремясь укрепить материальную базу дворян - военачальников, которые смогли сменить представителей боярской аристократии, правительство заинтересовалось находившимися в центральных районах страны оброчными деревнями, которые были переданы дворянам. В октябре 1550г. был составлен проект испомещения под Москвой так называемой избранной тысячи. Смысл этого проекта сводился к укреплению положения верхов дворянства, с тем, чтобы использовать их для выполнения важнейших поручений.[7] Но расположить всех приближенных возле Москвы не удалось, т.к. у правительства не было необходимого фонда земель. Однако одна из сторон реформы вскоре осуществилась. В 1551-52гг. была составлена Дворцовая тетрадь, куда попали все служилые люди государева двора, из которого черпались основные кадры для формирования командного состава армии, для замещения высших правительственных должностей и т.д. Дворцовая тетрадь была действующим документом, к которому приписывались на протяжении 50-60 годов XVIв. все новые данные о составе государева двора вплоть до начала 1562г. Составление Дворцовой тетради оформляло выделение привилегированных частей, служащих по дворовому списку. Дворовые дети (боярские) составляли основной контингент представителей господствующего класса, который назначался на высшие военные и административные должности.[8] Поэтому составление Дворцовой тетради отвечало интересам верхов русского дворянства и являлось попыткой осуществить в иных формах проект 1550г. о выделении из числа дворян “тысячников”, без применения для этой цели массовых земельных пожалований.

Стоглав. Также правительство принимало меры к подготовке передачи церковно-монастырской земли в частную собственность дворян. 15 сентября 1550г. правительство обсуждало с Митрополитом Макарием вопрос о церковно-монастырских слободах. Макарий произнес большую программную речь в защиту права монастырей на владение недвижимым имуществом. Однако, несмотря на это выступление главы русской церкви, рядом своих привилегий пришлось поступиться.Согласно “приговору” 15 сентября 1550г. духовным феодалам запрещалось основывать новые слободы, хотя старые за ними сохранялись. В целом “приговор” компромиссный характер, т.к. сохранял за духовными феодалами слободы и предоставлял им даже некоторые возможности для пополнения их населения со стороны.[9] Но такое положение не устраивало руководство русской церкви, поскольку подобные действия подрывали авторитет церкви в глазах у миллионов верующих. Встал вопрос о созыве нового церковного собора. Назревало столкновение между правительством “избранной рады”, стремившейся использовать заинтересованность боярства и дворян в ликвидации земельных богатств церкви, возглавляемой Митрополитом Макарием. Был отредактирован сборник соборных решений - Стоглав. Стоглав написан в виде ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по распоряжению царя, а не им самим. Есть все основания считать автором царских вопросов Сельвестра.В первых царских вопросах изложены три группы проблем, касающиеся церковной реформы. Критике подверглись церковное богослужение и распорядок церковной жизни, говорилось о необходимости избрать “беспорочных” священников и игуменов, чтобы они внимательно исполняли свои обязанности. В осторожной форме предлагалось ликвидировать неподсудности монашества и духовенства царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского землевладения.

Перед собором был поставлен вопрос о необходимости организации государственного выкупа пленных, попавших к “басурманам”.

Земельные реформы. Однако задачи, выдвинутые в Стоглаве, не были решены, что вылилось в открытое недовольство Ивана Грозного. Это недовольство выразилось в приговоре 11 мая 1551 г., когда покупка духовными землевладельцами вотчинных земель без “доклада” Ивану Грозному запрещалась под угрозой конфискации объекта продаж.О действенности приговора 1551 года говорил тот факт, что в 50-х годах прекратилась покупка земель крупными монастырями.Итак, в результате мероприятий, проведенных в 1550 - 51 гг., наиболее значительный удар был нанесен церковно-монастырскому землевладению и по привилегиям монастырей-вотчинников. Но этот успех правительства был достигнут ценой дальнейшего нажима на крестьян. Принужденные отдавать часть своих доходов в царскую казну, монастырские власти старались компенсировать потери ценой увеличения поборов с населения своих вотчин.После Стоглава была поставлена задача о разрешении земельного вопроса и введении новых прямых налогов. Все это нельзя было сделать, не проведя поземельной переписи. В ходе переписи земель в основных районах Русского государства вводилась единая окладная поземельная единица - “большая соха”. Социальная степень землевладельца определяла степень тяжести обложения. Классовый смысл реформ виден уже в том, что “в наиболее тяжелом положении оказывались черносошные крестьяне, т.к. при одинаковом количестве земель у разных землевладельцев им приходилось платить больше всего налогов.”[13] Реформа была наиболее благоприятной для светских феодалов и несколько ущемляла духовных землевладельцев, что соответствовало общей линии реформ 50-х гг. XVI века. Поземельная перепись сопровождалась многочисленными раздачами земель в поместья и отпиской у отдельных монастырей. Сокращение земельных и торговых привилегий монастырей-вотчинников происходило в обстановке таможенной политики. Постепенно таможенное ведомство высвобождается из-под контроля наместников, все чаще сбор косвенных налогов передается на откуп отдельными должностными лицами из центрального аппарата. Постепенное внедрение откупной системы сбора косвенных налогов содействовало развитию товарно-денежных отношений в стране, ликвидируя мелочную опеку наместнической администрации.

Земская реформа. Последняя из реформ, к которой приступили в начале 50-х годов и которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ”.[14] Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточного черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах, отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства. Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.Неспокойная обстановка в правительстве и в стране в целом в период 1553-1554 гг. не смогла надолго задержать проведение намеченных реформ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал