Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 5. Книга в России во второй половине XVIII в.
Вторая половина XVIII в. характеризуется дальнейшим укреплением самодержавного дворянского крепостнического государства, особенно в правление Екатерины II. Вместе с тем успехи русской промышленности, быстрое развитие внешней торговли и всероссийского рынка углубили противоречия внутри феодально-крепостнической системы и способствовали ее разложению. Вся внутренняя и внешняя политика Екатерины II была направлена на сохранение самодержавия и крепостничества. Однако в первый период своего правления Екатерина II стремилась прикрыть классовую сущность своей власти видимостью просвещенной монархии. Екатерина II ведет себя как ревностная ученица Вольтера и других французских просветителей. Она разрешает переводить и печатать их произведения, одобряет издание трех томов знаменитой «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера (см. ниже) и переводит книгу Мармонтеля «Велизарий», подвергшуюся нападкам французского духовенства. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II не мешал ей, однако, вести узкоклассовую политику в интересах дворянства. Она сохранила все его привилегии. Указ 1765 г. дозволял помещикам ссылать крестьян на каторгу. Власть помещиков над крестьянами становилась неограниченной. В ответ на усиление помещичьего гнета и насилия разразилась крестьянская война под руководством Пугачева, еще более углубившая противоречия, привлекшая внимание всех общественных слоев к крестьянскому вопросу.
Общая характеристика книжного дела. Указ 1783 г. о «Вольных типографиях»
Политика просвещенного абсолютизма, прикрывающаяся идеей «общего блага», но в действительности стремившаяся подчинить общественное мнение, на первых порах способствовала развитию издательского дела. Уже в 60-е гг. книжная продукция резко возросла, составив к концу 80-х гг. более 400 изданий в год. Исключительную роль в росте книжной продукции и расширении тематики книг сыграл указ о вольных типографиях, опубликованный в начале 1783 г. и повелевавший «не различать типографий для печатания книг от прочих фабрик и рукоделий». Указ давал возможность частным лицам заводить типографии, не испрашивая для этого специального дозволения правительства. Для открытия топографии требовалось лишь заявить в местную управу благочиния, куда представлялись на «утверждение и списки книг, предназначавшихся к изданию. Указ о вольных типографиях способствовал расширению издательского дела и развитию частной инициативы. С этого времени частные типографии начинают играть важную роль в развитии русского печатного производства». Они выпускали книги для более широкого круга читателей, лучше учитывали спрос на книгу. С 1784 г. появляется много частных типографий в Петербурге, Москве и в других городах — Астрахани, Владимире, Воронеже, Ярославле, Тобольске, Калуге, Смоленске, Перми, Нижнем Новгороде, Костроме, Тамбове — всего в 17 губерниях. О росте книжного дела в России с. 80-х гг. говорят цифры: 1762 г. — 159 изданий; 1785-й — 269; 1786-й — 326; 1787-й — 435 изданий. В конце 80-х — начале 90-х гг. напуганная возросшей силой печатного слова, подрывавшего устои крепостнического строя, и французской революцией 1789 г. Екатерина II принимает ряд мер, стеснительных для литературы и журналистики. В 1786 г. была введена строжайшая духовная цензура, обращенная не в последнюю очередь против сочинений французских просветителей. Московский архиепископ Платон в донесении Екатерине II о ревизии книг в типографии и книжном магазине Новикова призывал к уничтожению подобных книг: «Сии то гнусные и юродивые порождения так называемых энциклопедистов следует исторгать пагубные плевелы, возрастающие между добрыми семенами». В 1787 г. Екатерина подписала указ «О запрещении в продажу всех книг, до святости касающихся». Этот указ был направлен прежде всего против Новикова и «Типографической компании» — большая часть книг были изъяты на основании указа из принадлежащих ему типографий. В 1796 г. последовал указ о закрытии вольных типографий и введении в четырех русских городах «столичной цензуры», просмотру которой подлежали все издания, выходившие в России, в 1798 г. созданы цензурные учреждения во всех русских портах для просмотра ввозимых в Россию книг, а в 1800 г. ввоз иностранных книг был запрещен. Централизация и бессмысленная строгость светской и духовной цензуры, доведенные до крайности, привели к сокращению количества изданий. Если прежде обычным было 350-400 книг в год, то в 1797 г. вышло 262 названия, а в последующие годы еще меньше.
|