![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Список вопросов, выносимых на экзамен.
1. Психология лиц с речевыми нарушениями (логопсихология) как отрасль специальной психологии. Предмет, цели, задачи и значение логопсихологии как науки, её место в системе дефектологических дисциплин. 2. Теоретические и методологические основы логопсихологии. 3. Внутрисистемные и межсистемные связи логопсихологии, ее взаимодействие со смежными науками. 4. Характеристика развития как философская категория. 5. Системный подход в исследовании психических свойств и речевой функциональной системы при её недоразвитии, нарушении и распаде. 6. Многоуровневое, иерархическое строение психических явлений как системы. 7. Теоретические положения о взаимосвязи речи с другими сторонами развития 8. Концепция развития речи и мышления в работах Л.С. Выготского. 9. Общая характеристика эволюции взглядов на психику лиц с речевыми нарушениями. 10. Периодизации этапов развития логопсихологии. 11. Связь психологических феноменов нарушения восприятия, памяти, мышления, эмоциональной сферы с нозологическими формами речевых нарушений. 12. Нейропсихологический анализ речевой коммуникации. 13. Понятие фактора как психофизиологической предпосылки овладения языком и языка в речевой деятельности. 14. Сущность метода синдромного анализа речевых нарушений. Патологическая система разных уровней организации речи. 15. Характер дезинтеграции психической сферы. 16. Особенности речевого общения лиц с афазией. 17. Подход Р.Е. Левиной в изучении детей с нарушениями речи. 18. Дифференцированный подход Е.М. Мастюковой. 19. Характеристика современного этапа развития логопсихологии как интегративной области знаний в отечественной и зарубежной науке. 20. Варианты нарушений разных компонентов (сторон) речи. Недостатки звукопроизношения, слово- и фразообразования, мелодико-интонационной и темпо-ритмической сторон речи, недостатки письменной речи. 21. Клиническая характеристика речевых нарушений. 22. Педагогическая характеристика групп детей с недостатками речи. 23. Проблема психологической классификации нарушений речи. 24. Типы патологических функциональных систем. 25. Основные симптомокомплексы речевых нарушений, обусловленные патологией сенсомоторных процессов и операций кодирования языка как знаково-сомволической деятельности. 26. Патогенез, этиология и психологические параметры дизонтогенеза речи. 27. Понятие системных и локальных речевых нарушений. 28. Специфика проявления речевых нарушений различного патогенеза в разные возрастные периоды. 29. Нейропсихологический подход к анализу речевой коммуникации и определение фактора нарушений психологического статуса. 30. Психологические особенности лиц с афазией. Характеристика дезинтеграции психической сферы. 31. Системный подход к анализу речевых нарушений. Влияние речевых нарушений на психическое развитие детей: возможные особенности их познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, внимание) и эмоционально-волевой сферы 32. Развитие компенсаторных навыков при системных нарушениях речи. 33. Перцептивная организация речемыслительной деятельности. 34. Нарушения слухового, зрительного, временного и пространственного восприятия в структуре речевых расстройств. 35. Нарушения моторно-перцептивной организации речи. 36. Особенности слухового восприятия при общем недоразвитии речи (алалии, афазии). 37. Оптико-гностические нарушения при ОНР. 38. Особенности внимания при нарушениях речи. 39. Особенности мнестической деятельности при нарушениях речи. 40. Особенности мыслительной деятельности при нарушениях речи 41. Характеристика мыслительной деятельности при системных нарушениях речи. 42. Распад психических функций у больных с афазией. 43. Психолого-педагогическая характеристика заикающихся. 44. Индивидуально-личностные характеристики заикающихся дошкольников, подростков, взрослых. 45. Взаимовлияние речевого дефекта и особенностей личности заикающихся. 46. Особенности эмоциональной сферы детей с нарушениями речи. Самооценка, уровень притязаний, социальная адаптация к фрустирующим ситуациям у детей с системными нарушениями речи. 47. Особенности личности и межличностных отношений при нарушениях речи. 48. Задачи, принципы и методы психологического изучения взрослых и детей с нарушениями речи 49. Организация и содержание логопсихологического исследования. 50. Интересы, потребности и склонности детей с нарушениями речи – методы исследования. 51. Требования к логопсиходиагностическим методикам. Учёт факторов, влияющих на качество психологического обследования. 52. Методика составления заключения по данным психологического обследования. 53. Психологическое, педагогическое, медицинское и социальное сопровождение развития, воспитания, обучения и социализации лиц с речевой патологией. 54. Концептуальные основы подхода к психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков с нарушениями речи. 55. Этапы психолого-педагогического сопровождения. 56. Дистантные формы обучения детей и подростков с нарушениями речи. 57. Консультирование родителей и педагогов как обязательный компонент психолого-педагогического сопровождения детей и подростков. 58. Информационные и коммуникационные технологии в образовании лиц с нарушениями речи. 59. Использование информационных и коммуникационных технологий в дистанционном образовании и консультировании лиц с речевой патологией. Недостатки и преимущества компьютерных технологий. 60. Принципы, методы, задачи и этапы профилактики нарушений интеллектуального развития детей с нарушениями речи. 61. Профилактика отклонений личностного развития и социальной дезадаптации лиц с нарушениями речи. 62. Нормативно-правовые основы психологического сопровождения детей с нарушениями речи. 63. Этические нормы и принципы осуществления диагностики и коррекции нарушений речи. 64. Нормы комплектования и отбора детей и подростков в учреждения, осуществляющие коррекцию речевых нарушений. Вариативность образования детей и подростков с нарушениями речи. 65. Нормативные основы, регулирующие взаимодействие специалистов в осуществлении психологического сопровождения детей и подростков с нарушениями речи. 66. Типологии семей, конструктивно и деструктивно влияющих на эффективность коррекционно-логопедического воздействия. 67. Суть и цели психологического консультирования родителей. 68. Основные этапы психологического консультирования. 69. Понятие результативности консультирования и оценка его эффективности. 70. Современное состояние и перспективы развития логопсихологии.
|