Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика проф. обученияСтр 1 из 19Следующая ⇒
Методика профессионального обучения как область педагогических знаний, учебная дисциплина и системный способ деятельности педагога. Педагогическая теория - теория, форма научных знаний, дающая, целостное представление, о закономерностях определенной области деятельности (образовании). Всякая теория включает идеи, законы, принципы, понятия и категории, факты научные и факты реальной действительности. Теоретические знания по педагогике включает следующие пласты: методологические знания (как исследовать, как познавать); общие теоретические знания (что это такое, функция общего теоретического значения, описание, объяснение); методические знания (носят инструментальный характер, отвечают на вопрос: «как это сделать, как с этим взаимодействовать?»); практические знания. Методика (М) - отрасль пед. теории, система инструментального знания в педагогике об организации процесса обучения и способах достижения результатов обучения. Предмет изучения М, как частной дидактики: факторы повышения эффективности процесса обучения. Результатом данного направления выступают инструментальные знания (зачем учить, чему учить, как учить, что применять в процессе обучения). М - учебная дисциплина (профессионального образования - М теоретического обучения, производственного обучения, М повышения квалификаций, М как подготовка рабочих кадров на производстве; общего образования - общая М, М преподавания учебных дисциплин). Объектом познания М профессионального обучения является процесс обучения определенному предмету в каком-либо учебном заведении. Предмет ее познания - это относительная самостоятельная ветвь педагогических знаний и умений о конструировании, применении и развитии специальных средств обучения, с помощью которых осуществляются регуляция обучающей деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и когнитивной деятельности учащихся по формированию профессиональных знаний и умений и развитию обучаемых. Цель изучения методики проф. обучения, как учебной дисциплины состоит в формировании у студентов ЗУН в области анализа, проектировании и реализации процесса проф. обучения. М, как системный способ деятельности педагога, составная часть проф. педагогической деятельности. М, как системный способ включает: цели, содержание, средства, методы, формы и организацию обучения. Системный способ можно проектировать в процессе подготовки к занятиям, можно реализовывать, корректировать и можно отразить в виде методической разработки педагога, отражающий этот способ, как передовой педагогический опыт. Под М в данном случае понимают проект, как алгоритм конструирования и реализации деятельности, система взаимосвязанных целей, содержаний, средств, методов и форм и описание их в виде педагогического опыта. Дидактическая (обучающая) деятельность педагога проф. обучения: диагностика учащихся, проектирование учебного процесса, проф. обучение, методическая работа по преподаваемому предмету. Характеристика дидактической деятельности педагога проф. обучения (в соответствии с компонентами процесса обучения). В соответствии с целями: 1. Педагог проектирует цели, зная структуры и виды целей в проф. образ. 2. Выполняет условия постановки цели. 3. Владеет способами переводов целей в проверочные задания. В области содержания: 1. Педагоги структурирует содержание проф. образования на макро и микро уровни. 2. Знает способы выражения содержания. 3. Педагог различает содержание обучения и образования. 4. Педагог разрабатывает новое содержания, обновляет, передает, отбирает в соответствии с целями, разрабатывает УМК. В области метода: 1. Педагог имеет представления о понятии метод. 2. Классифицируют методы; 3. Идентифицирует метод. 4. Отбирает методы по цели и содержанию, применяет их, разрабатывает комплексные методы. В области средств обучения: 1. Классифицирует средства. 2. Знает функциональные возможности средств. 3. Владеет способами применения. 4. Обновляет средства. 5. Оснащает учебный процесс. 6. Использует по назначению. Педагог конкретизирует общие требования к результатам подготовки учащихся по предмету, по теме или разделу программы или тем урока. Оценивает результаты ЗУ, сравнивает результат с критериями оценки качества, знания и умения, разрабатывает недостающие нормы оценки ЗУ, выставляет отметки. Педагог имеет представление о видах, уровнях усвоения, этапов. Педагог знает признаки уровня усвоения, характеристику этапов усвоения. В области форм организации обучения: педагог различает типы уроков, вид знаний, структуру различных типов, разрабатывает этапы урока по теме, проектирует план урока, конспект урока, методические разработки урока, готовится к уроку, анализирует учебное знание. ГОС СПО (государственный образовательный стандарт СПО). Структура, характеристика, основные понятия и документы. Стандарт СПО есть совокупность минимальных требований к процессу и результатам среднего профессионального образования. Стандарт есть диагностичное описание требований к результатам подготовки по профессии, которые отражают стандартные параметры качества этой подготовки. Стандарт — система гос. параметров качества, требования образованности к выпускнику. ГОС СПО: повышение качества подготовки выпускников, путем реализации УПД (учебно-программной документации) (модель уч. плана, перечень проф. и специальностей); Введение упорядоченного контроля за результатами подготовки выпускников; Обеспечение единого образовательного пространства страны на на данной ступени образования эквивалентность, равноценность СПО внутри страны, а также на международном рынке труда. Ф-ции стандарта: нормативная, критериально - оценочная. Перечень профессий СПО - реестр профессий и спец-тей, подготовка по к-ым осущ-ся в системе СПО, к-ый определяет наиболее общие параметры обучения Перечень профессий является открытым документом, который, в случае необходимости, может быть дополнен новыми профессиями. Основную часть Перечня составляют профессии, треб-щие сред, (полного) общ. образ-ия и повыш-го професс. уровня, обеспеч-щие вып-ние работ в наукоемких и высокотехнологичных производствах. Образ-ные учрежд.СПО по согласованию с органами управления образованием субъектов РФ на основе нормативного срока устанавливают фактический срок обучения с учетом количества, сложности, планируемого уровня по профессиям Преемственность, предусм-ная при формир-ии ряда профессий Перечня позволяет осуществлять освоение образовательной программы СПО на основе непрерывности. ГОС СПО по конкретной профессии регл-ет на фед. уровне требования к минимуму содержания фед. компонента проф. цикла обучения, требования к уровню квалификации выпускников, устанавливаемые проф.хар-кой образ-го стандарта и требования к макс, объему учеб. нагузки. Станд-ция - выдвижение единых, открытых треб-ний к процессу и результатам проф. подготовки выпускников. В процесс станд-зации включен ряд процедур: разработка стандартов, опубликование и реал-ция. Субъектами стандарта являются: Мин.Обр.РФ - разраб-ют фед. компоненты стандарта, региональные органы упр-ия образ.. Образ-ные учреждения: разрабатывают уч. планы в подготовке профессии. Учреждения разраб-ют УМК (учебно -методическую документацию) по ТО и ПО. Объектами стандартизации в СПО являются: перечень профессии и специальность (параметр профессии, шифр и название), проф. хар-ка профессии и спец-сти. Ступень квалификации по профессии обяз-ный компонент содержания по профессии, модель уч. плана, образцы документов удостоверяющие СПО, требование к проведению итоговой государственной аттестации. Треб-ния к УПД, параметры качества СПО. Рабочий уч. план - уч. план конкретного УСПО, составленный на основе примерного плана. Фед. компонент содержания - составная часть стандарта, к-ая опред-ся для кажд. блока дисциплин группы уч эл. (содержание) обязательных для усвоения на опред-ом уровне. Стандартом заданы параметры качества проф. обучения. Под парам-ми качества проф подготовки понимают ср-ва выявления степени соотв-ия рез-тов образ-ой деят-ти госуд-ым нормами образованности и потреб-ми личности. К парам, качества относят: полноту содержания обучения, перечень уч. элементов, уровень усвоения уч. эл. - способность уч-ся к аргументации, степень автоматизации деятельности, номенклатуру знаний и умений по каждому уровню квалификаций. Стандарт задает следующие параметры: ступень квалификации, нормативный срок освоения специальности, уровень квалификации. Учебный план подготовки профессии для учреждения СПО Модель базисного учебного плана среднего профессионального образования - документ, отражающий инвариантные структурные компоненты содержания среднего профессионального образования. Модель учебного плана содержит информацию о квалификационной структуре и формах профессиональной подготовки рабочих и служащих в профессиональных учебных заведениях, о циклах, курсах и предметах, составляющих обучение. В модели указывается количество часов, отводимое на предметные циклы, консультации, экзамены, резерв времени в зависимости от срока обучения и достигаемой ступени квалификации. Содержание учебного плана подразделяется на обязательное обучение в рамках учебной недели и факультативное за ее рамками. Обязательное обучение включает общеобразовательную подготовку и профессиональную подготовку. Общеобразовательная подготовка осуществляется в рамках цикла гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Профессиональная подготовка включает общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы дисциплин. Модели учебного плана структурируется по разделам, циклам, курсам, предметам. Цикл — совокупность предметов одной образовательной направленности. Примерный учебный план есть документ, разрабатываемый на федеральном уровне в качестве примера реализации модели учебного плана применительно к конкретным профессиям и специальностям. Он устанавливает в соответствии с базовым сроком обучения номенклатуру (перечень) и объем учебных циклов и предметов, экзаменов и зачетов, организационные формы обучения и служит основой для разработки рабочей учебно-программной документации. Совокупность предметов, составляющих тот или иной цикл в конкретном примерном учебном плане можно рассматривать как блок (набор блоков и модулей), соответствующий определенной отрасли, виду производства (виду деятельности), профессии. Рабочий учебный план — учебный план конкретного УСПО, составленный на основе приметного плана с учетом специфики региона, отрасли, специализации, уточняющий календарную структуру и этапы учебного процесса. Анализ учебного плана - начальный этап работы с учебно-программной документацией, дающий исходную информацию для работы с другими учебно-программными документами. Анализируя план, преподаватель или мастер определяет место предмета в системе изучаемых учащимися дисциплин и на этой основе планирует и реализует в учебном процессе межпредметные связи. Данные о количестве часов, выделенных на предмет, и их распределение на полугодия позволяют ему ориентировочно оценивать объем и сложность материала. О степени и значимости предмета можно судить по виду итогового контроля знаний учащихся (экзамен или зачет), перечню тех знаний и умений профессиональной характеристики, которые должны быть сформированы при изучении предмета. В состав учебного плана входят: #график учебного процесса; «план учебного процесса. Изучая общетехнические предметы, уч-ся познают материальную сущность явлений природы, техники, технологии, экономики, роль деятельности человека в преобразовании окружающего мира. Общепрофессиональная подготовка - составляющая часть процесса профессионального обучения по формированию практических ЗУН в области определенной специальности, процесс взаимосвязи труда и учебы. Профессиональная подготовка - составная часть процесса проф. обучения, имеющая целью приобретения практических ЗУН по специальности проходящая в условиях реальной производственной деятельности. Учебный предмет - дидактически обоснованная система ЗУН, норм и ценностей, отобранных из соответствующей отрасти науки для изучения в учебном заведении.
|