Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Беременность и лактация
В тех редких случаях, когда наступает беременность, существеннейшие изменения происходят не только в физиологии, но и в поведении женщины. Подавляющая часть этих изменений характерна не только для них, но и для женских особей всех млекопитающих. При беременности возрастают: • болевые пороги; • резистентность к неинфекционным заболеваниям; • неспецифическая иммунная резистентность.
Очевиден биологический смысл этих изменений. Женская особь, вынашивающая потомка, представляет особую ценность для вида, поэтому ее организм мобилизует все механизмы защиты от внешних воздействий, которые могут повредить ей и будущему потомству. Примечательно, что у беременных крыс вдвое увеличивается количество дендритов в головном мозге. Это, увеличивая количество межнейронных связей, усиливает пластичность поведения самки, что повышает вероятность ее выживания и успешного рождения детеныша. Среди особенностей поведения и психики беременной женщины отметим: • уменьшение чувствительности к стрессу; • уменьшение стрессореактивности; • снижение тревожности.
Эти изменения также обеспечивают благоприятное течение беременности, поскольку стресс матери очень негативно сказывается на развитии плода. Снижение тревожности беременной женщины обусловлено, в первую очередь, резким повышением продукции прогестерона. В самом названии этого гормона отражена его основная функция – защита беременности. Помимо физиологического действия, прогестерон оказывает и влияние на психику. Как мы недавно говорили, его метаболиты, в первую очередь аллопрегнанолон, обладают противотревожным действием. Концентрация прогестерона в крови беременной женщины повышается в 10–100 раз. Этим и обусловлены невозмутимость и спокойствие беременных женщин, которые тревожатся исключительно о течении своей беременности. Все, что напрямую с этим не связано – болезнь близких, кадровые перестановки на работе, изменение тарифов на коммунальные услуги, даже долгое необновление гардероба, оставляет женщину совершенно равнодушной.
Сниженная тревожность беременных связана с многократным ростом продукции прогестерона
Снижение тревожности объясняет трудности, испытываемые беременными студентками. Если они продолжают учиться, это удается им плохо. Сниженная тревожность означает сниженную мотивацию, повысить которую волевым усилием невозможно. Все их поведение имеет единственную цель – сохранить будущего ребенка. Конечно, не только изменением гормонального фона объясняются все изменения в поведении и психике беременной. У нее формируется так называемая гестационная доминанта (Батуев), проявляющаяся в том, что женщины начинает по-другому относится к мужу и к будущему ребенку, что невозможно объяснить психотропными эффектами прогестерона и других гормонов. В психологических опросниках женщины отмечают, что в ходе беременности у них постепенно уменьшалась симпатия к мужу и росла симпатия к еще не родившемуся ребенку. Симпатия к ребенку имеет нулевые значения в самом начале беременности, но неуклонно растет и после родов. А симпатия к мужу достигает минимума к родам, а затем медленно восстанавливается до исходного значения. Почему наступают роды – неизвестно. Что служит толчком к началу изгнания плодного яйца из матки по достижении плодом зрелости и жизнеспособности? Гиппократ считал причиной голод плода. Современная наука указывает на такие факторы, как простагландины другие вещества, выделяемые плодом и плацентой, свидетельствующие о зрелости плода. Но первопричина процесса остается неизвестной. Что именно является сигналом зрелости плода? Почему иногда роды начинаются после семи месяцев беременности? Почему семимесячные дети более жизнеспособны, чем восьмимесячные? Почему быстрые, менее полутора часов, роды указывают на множественные риски новорожденного? На все эти и многие подобные вопросы есть только самые общие, неконкретные ответы. Достоверно известно, что без стремительного падения содержания прогестерона в организме женщины роды невозможны. Одновременно со снижением продукции прогестерона резко увеличивается секреция окситоцина, который вызывает сокращение матки и родовых путей.
Пролактин усиливает родительское поведение. Окситоцин уменьшает тревогу, усиливает привязанность матери к ребенку, ухудшает память
Падение продукции прогестерона непосредственно перед родами является, вероятно, основным патогенетическим фактором послеродовой депрессии, которая встречается у каждой шестой роженицы. После родов наступает стадия лактации. В это время сильно повышается продукция пролактина, усиливающего синтез молока, и окситоцина, усиливающего секрецию молока. Оба этих гормона влияют и на поведение женщины. Пролактин усиливает материнское поведение. Повышенный уровень пролактина обнаруживается не только у кормящих матерей, но и у женщин, имеющих детей старше двух лет, по сравнению с женщинами, у которых их нет. Более того, повышенный уровень пролактина обнаружен у отцов по сравнению с мужчинами того же возраста, которые не состоят в браке или не имеют детей. Как мы уже говорили, окситоцин усиливает привязанность матери к ребенку. Кроме этого специфического влияния на родительское поведение окситоцин усиливает безмятежность, т. е. является противотревожным гормоном. Биологически это оправдано необходимостью охранять занятую вскармливанием мать от любых неблагоприятных воздействий, поскольку они отрицательно сказались бы на здоровье ребенка. Окситоцин у кормящей матери, таким образом, выполняет ту же функцию, что и прогестерон у беременной, – снижает тревожность. Благодаря высокой секреции окситоцина женщина испытывает во время лактации исключительный душевный комфорт. Видимо, воспоминание об этой счастливейшей поре жизни лежит в основе стабильной привязанности кормилиц к своим молочным детям. Как и беременные женщины, кормящие матери часто обнаруживают полную неспособность к академическому обучению. Безмятежность означает падение мотивации, точнее, любой мотивации, не связанной с ребенком. Способность к запоминанию при повышенном содержании окситоцина в крови снижается настолько сильно, что его часто называют амнестическим гормоном, т. е. «гормоном забвения». Трудно сказать, какой эффект является первичным – противотревожный или амнестический, т. е. можно ли объяснить ухудшение способности к запоминанию демотивированностью кормящей матери. Но практическая рекомендация от решения этого вопроса не зависит: кормящим мамам нужно не торопиться выходить из академического отпуска. Студентки, которые возобновляют обучение, не закончив кормить грудью, получают зачеты только благодаря чувству жалости, которое они могут вызвать у экзаменаторов.
|