Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный смысл существования двух полов






 

Мужчина на собрании феминисток:

– Милые дамы…

Голос из зала:

– Тамбовский волк тебе «милая дама».

 

Различия между женщиной и мужчиной объективно существуют. Они очень важны для психического благополучия тех и других. Эти различия выполняют очень важную функцию: удовлетворяют врожденную потребность каждого человека в социальной самоидентификации.

Существование двух полов с достаточно жестко расписанными нормами поведения удовлетворяет эту основную социальную потребность. Показателен опыт Советской власти, связанный с установлением равенства между мужчиной и женщиной. Сразу после революции пытались внедрить отношение к женщине как товарищу, который, конечно, порой отвлекается на роды, но в остальном – такой же член общества, как и мужчина, и поэтому нормы поведения них должны быть одинаковыми (рис. 8.69). Несмотря на то, что такая система отношений поддерживалась не только пропагандой, но и широким распространением яслей, столовых, домовых кухонь и т. п. услуг, минимизировавших домашние хлопоты, половые особенности стереотипов поведения нивелировать не удалось.

 

Рис. 8.69. Попытки уничтожить двойной моральный стандарт и стереть различия в стереотипах поведения женщин и мужчин пока что не имели успеха. На советском плакате 1930 г. стихи Маяковского: «Долой безобразников по женской линии! Парней-жеребцов зажмем в дисциплине!» В 1920-е и 1930-е гг. в СССР пытались, воспитывая нового человека, уничтожить половые различия в поведении, в том числе и ритуальные формы ухаживания, в частности проявления существующей сотни миллионов лет мужской стратегии репродуктивного поведения, выражающейся в преследовании женской особи и демонстрации своих достоинств в надежде привлечь ее внимание

 

Наличие достаточно жестких рамок мужского и женского поведения позволяет человеку ощущать себя членом определенного сообщества – либо мужчин, либо женщин. Даже если человек терпит неудачи в других сферах жизни, тем не менее он удовлетворяет основную социальную потребность – в самоидентификации, ощущая свою принадлежность к социальной группе, сформированной по признаку пола.

В исследованиях М. Л. Бутовской показано, что в общении мальчиков и девочек трех-шести лет присутствуют те же стереотипы поведения, которые отмечаются при контактах двух племен примитивной культуры[426]. Поэтому, по неписаным законам, не одобряется, скажем, присутствие женщин в гараже. Гараж – это клуб, закрытый для другого пола.

Нарушение гендерных стереотипов всегда привлекает внимание, поэтому оно может быть эффективным способом привлечь внимание противоположного пола. «Когда читала Гумилева “Этногенез и биосфера Земли”[427], ко мне часто приставали, желая познакомиться, а когда после этого стала читать Эрика Берна “Секс в человеческой любви”[428], никто не приставал»[429]. Одно из стереотипных гендерных представлений – то, что женщины интересуются только любовью. Поэтому женщина, читающая книжку на эту тему, в глазах проходящих мимо мужчин – одна из многих; она ничем не выделяется из массы. А женщина, читающая нечто интеллектуальное, не только нарушает стереотип, но еще и посягает на мужскую прерогативу умственных интересов. У мужчины возникает ощущение конкуренции, некоего нарушения социального миропорядка (см. главу 7). Поэтому он хочет сблизиться с этой женщиной, для того чтобы а) провести время с необычным человеком и б) убедиться, что он все-таки интеллектуальнее нее («Полукровка, ошибка опять», как пел в свое время Александр Вертинский). Конечно, чтобы удержать внимание мужчины, женщине придется ему подыграть и перейти в тональность ученицы: «Вы такой умный мужчина!.. и т. д.» Именно такого поведения он от нее ожидает.

Если же оно сильно отличается от ожидаемого, то это вызывает, как выражаются психологи, когнитивный диссонанс, сопровождаемый психологическим дискомфортом. Если женщина имеет по всем вопросам четкое мнение, если она очень уверена в своей правоте и отмахивается от аргументов собеседников, если постоянно проявляет инициативу, стремится настоять на своем и победить в любом споре, то ее дела плохи. Она сначала привлечет внимание как необычный человек, но очень быстро ее своеобразие станет раздражать собеседников. Такая женщина не сможет найти себе пару, и поэтому она будет обречена всю жизнь перебиваться случайными связями. Причиной этого является несоответствие ее поведения стереотипным представлениям о типично женском поведении, ведь нарушение гендерных (да и любых других) стереотипов вызывает стресс (рис. 8.70).

В античной Греции, при тотальном бисексуализме мужчин, термин «кинед» был прозвищем «полумужчин», которые своим женоподобным поведением, жестами, любовью к нарядам и косметическими ухищрениями заслужили всеобщее презрение. В комедиях Аристофана и произведениях других авторов им даются многообразные вульгарные прозвища[430]. Мужчина должен оставаться мужчиной независимо от того, с кем он предпочитает удовлетворять свои эротические потребности – с женщинами, мальчиками или же со зрелыми мужчинами.

 

Рис. 8.70. Нарушение гендерных стереотипов поведения вызывает стресс, удивление, насмешку. Омфала, в рабство к которой попал Геракл, желая унизить героя, одевала его в женские одежды и заставляла заниматься типично женскими делами, например прясть. Женский футбол представляет собой пародию на обычный, поскольку женское тело плохо приспособлено к движениям, совершаемым футболистом. Поэтому этот вид спорта привлекателен для любителей сексистских рассуждений, в том числе и в такой прогрессивной стране, как Голландия, сборная которой играет – чтобы зрителям было интереснее – в юбках, а не в традиционных трусах

 

Принадлежность к определенному полу является частью социальной самоидентификации.

 

Естественно, те особенности поведения, которые принято считать «мужскими», когда они занимают значительное место в поведенческом репертуаре женщины, делают отношение к ней нестандартным. Например, поскольку принято считать, что шутки – удел мужчин, то женщина, которая любит пошутить и, что еще хуже, умеет это сделать, вызывает у мужчин настороженность. Если, собираясь на занятия по выездке, девушка говорит: «Пока нет принца, поезжу сама на белом коне», то это провоцирует мужчин на ответные шутки о ее затянувшемся девичестве, что болезненно для всякой женщины. Но, главное, что к ней начинают относиться не как к женщине, а как к хорошему товарищу, к «боевой подруге». И шансы на замужество все тают.

 

Рис. 8.71. Самоидентификация человека как женщины либо как мужчины удовлетворяет социальную потребность разделять общество на «своих» и «чужих». «Мы» всегда лучше, чем «они». На картине Зигмара Польке мужчина поверженным гадом корчится под каблуками трех девушек; кроме того, он сжимает в руке бескрылую птицу – очевидный символ никчемности

 

Современные попытки упразднить социальные институции, закрытые для противоположного пола, которые проводятся под лозунгами «политкорректности», «равенства прав» и пр., вредны еще и потому, что игнорируют врожденную потребность человека в социальной самоидентификации (рис. 8.71). Например, в шведском Институте социологии и медицины сравнили данные на сотрудников всех 290 шведских муниципалитетов по девяти показателям частной и общественной жизни. Результаты показали устойчивую взаимосвязь между гендерным равенством и болезненностью. Так, например, равный уровень дохода и возможность занимать одни и те же должности привели к снижению продолжительности жизни. По мнению авторов исследования, обнаруженную корреляцию можно объяснить тем, что представители сильной половины человечества испытывают психологическую травму от потери традиционно мужских привилегий, а женщины страдают от дополнительной нагрузки и длинного рабочего дня.

На наш взгляд, основная причина ухудшения здоровья при размывании гендерных стереотипов заключается в исчезновении самого эволюционно древнего, простого и надежного критерия социальной самоидентификации – половой принадлежности. А идентифицировать себя как члена определенной группы исключительно важно для профилактики депрессии[431].

Половые стереотипы поведения закодированы в глубинах нашей психики. И это замечательно, потому что каждый человек имеет возможность идентифицировать себя с определенной социальной группой – мужчинами или женщинами – с характерными для каждой внешними признаками, в том числе и особенностями поведения.

Надеюсь, у читателя не осталось сомнений, что различия в поведении мужчин и женщин существуют по объективным, биологическим причинам.

Представления об особенностях психики и поведения женщины претерпели коренные изменения за последние 100 лет. Зигмунд Фрейд писал, что корень психологических особенностей женщины в ее желании быть мужчиной, а невозможность смены пола порождает все женские психологические проблемы. Теперь пишут, что детерминированные полом особенности поведения и психики женщины не имеют в современном обществе никакого значения. Отмечают, что различие репродуктивных ролей мужчины и женщины сведено к минимуму благодаря развитию медицины и научных методов воспитания детей, а также исчезновению прямой зависимости между сексуальной жизнью и рождением ребенка. Действительно, успехи контрацепции сделали взаимосвязь между половым поведением и воспроизводством потомства очень слабой. Однако сексуальное поведение даже у животных не сводится к реализации репродуктивной функции. Прямые эксперименты показали существование резких различий в сексуальном поведении мужчин и женщин.

В нескольких студенческих городках США и Великобритании исследователи изучали реакцию опрошенных на предложение совершить половой акт. Актеры – мужчина и женщина – подходили к студентам противоположного пола и произносили одинаковый текст: «Привет! Я на тебя смотрю уже третий день. Ты такой классный (такая классная)! Хотелось бы с тобой переспать. Пойдем?» На телах актеров были спрятаны микрофоны и видеокамеры, которые зафиксировали, что все студентки отвергли предложение, а все мужчины согласились, кроме одного, пробормотавшего, что у него завтра экзамен.

К сожалению, многие гендерные исследования проводятся не с целью отделить врожденные признаки от продуктов воспитания, а для того, чтобы подтвердить популярный сейчас в либеральном обществе тезис о полном равенстве мужчины и женщины. Говорить и писать об их врожденных различиях бывает опасно. За публикацию данных о том, что среди самых интеллектуальных студентов мужчин в два раза больше, чем женщин[432], декан факультета, на котором было проведено исследование, был уволен. Его не спасло даже то, что то же самое исследование показало, что и среди наименее интеллектуальных людей тоже больше мужчин, чем женщин. Утверждать, что женщины и мужчины разнятся интеллектом, нельзя!

Когда президент Гарвардского университета, выступая на конференции Национального бюро экономических исследований (США) в 2005 г., сказал, что мужчины и женщины обладают различными врожденными способностями, часть аудитории покинула зал[433]. В хорошем учебнике «Поведенческая эндокринология» (Behavioral Endocrinology)[434], выпущенным в 2001 г. Массачусетским технологическим институтом (США), есть глава, в которой описаны различия в строении отделов коры больших полушарий головного мозга у мужчин и женщин. Эти различия связаны с речью и известны уже более века. Игнорировать их невозможно. Но о прочих различиях сказано скороговоркой. Основной объем главы посвящен различиям между самцами и самками крыс в строении бульбокавернозного ядра спинного мозга. Это ядро связано с функцией выдавливания последних капель мочи после мочеиспускания у мужских особей и сокращением входа во влагалище у женских. Конечно, это важная функция, но далеко не самая главная среди тех, для которых описаны отчетливые половые различия. Авторы побоялись останавливаться на материальных основах различий между мужчиной и женщиной в когнитивных функциях.

Современному человеку лучше бы не пытаться отрицать очевидное, а извлекать практическую пользу из знаний биологии. Когда нам надо передвинуть что-то тяжелое, мы не тестируем всех присутствующих на силу, а просто отбираем врио. грузчиков из числа мужчин. Так же стоит поступать и во всех прочих ситуациях, а не стремиться к 75 %-ному представительству женщин на всех уровнях и во всех профессиях. К сожалению, ООН в 1995 г. провозгласила одной из актуальных задач человечества «гендерный мейнстриминг», т. е. введение гендерного равенства в деятельность органов государственного управления на всех уровнях. Это было сделано без учета мнения специалистов-биологов. Среди женщин есть талантливые администраторы и выдающиеся государственные деятели, но, вербуя их на руководящие должности для достижения 50 %-ного уровня, мы не только снижаем эффективность управленческих механизмов, но и формируем расстройства психики у огромного количества женщин, не имеющих склонности к социальной активности, но поддавшихся пропаганде феминисток.

 

Мужчины не хуже и не лучше женщин; они – другие

 

Из различий способностей мужчины и женщины можно и нужно извлекать пользу, кооперируясь. Это так замечательно – сотрудничать! Ведь мы не только получаем практическую пользу, используя таланты другого, отличающегося от нас человека, но и приобретаем прекрасную возможность сказать ему приятное, нимало не кривя душой. Более того, признавая за другим таланты и способности, которыми он (она) обладает только в силу рождения человеком другого пола, мы уходим от конкуренции с ним (ней), потому что у нас, в свою очередь, есть другие врожденные достоинства, которых тот (та) лишен.

Будем надеяться, что пик общественного движения за равноправие женщин пройден. В апреле 2012 г. 34-летняя министр по делам семьи и женщин ФРГ Кристина Шредер выпустила книгу под названием «Спасибо, мы и так эмансипированы!» (Danke, emanzipiert sind wir selber!). В ней она критикует роли, которые навязывают феминистки немецким женщинам. Она с уважением относится к борьбе предыдущих поколений женщин за равноправие полов, однако считает феминизм в его современной форме «псевдорелигиозным мировоззрением». Мы присоединяемся к мнению министра.

Попытки нивелировать различия в поведении мужчины и женщины обречены на неудачу. Человек – продукт длительной эволюции, а половые особенности строения и функционирования его мозга, связанные с полом, формируются в течение всего внутриутробного периода развития и после рождения ребенка. Женщины не хуже и не лучше мужчин, они – другие. Таким образом, требование предоставления женщинам равных прав с мужчинами подобно требованию предоставления равных прав мышам и лягушкам. Мыши получили бы право нырять, а лягушки – жить в норах.

Главная причина необходимости сохранения различий между мужчиной и женщиной в том, что они начинают формироваться с момента оплодотворения яйцеклетки и продолжаются по крайней мере всю беременность. Попытки изменить специфические особенности психики и поведения, присущие определенному полу, заведомо безуспешны и, более того, могут принести вред как отдельным личностям, так и сообществу в целом.

Никаким средовым воздействием, никаким воспитанием не изменить:

• склонность женщин к накоплению ресурсов;

• более высокую пластичность женщин;

• большее генетическое разнообразие мужчин;

• цикличность жизненной активности женщин;

• бό льшую устойчивость мужчин к стрессу.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал