Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статья 127
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации (см.комментарий к статьям 118 и 126) и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Такой дуализм не известен большинству государств «дальнего зарубежья». Его можно объяснить существованием длительное время (свыше шестидесяти лет) в бывшем СССР и РСФСР самостоятельных, независимых от общих судов органов по разрешению хозяйственных споров - государственных и ведомственных арбитражей, входивших в систему союзных и республиканских органов государственного управления. Отказ от методов команд, свойственных планово-регулируемой экономике, и переход к рынку предопределили прекращение деятельности государственного и ведомственного арбитража. Однако гражданские суды общей юрисдикции, не рассматривавшие в течение десятилетий экономические (хозяйственные) споры между юридическими лицами, не были готовы к разбирательству дел с их участием, и для обеспечения защиты прав и интересов участников предпринимательской и иной деятельности в условиях рыночной экономики была создана система самостоятельных арбитражных судов как органов правосудия в экономической сфере. Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время статьями 118-125, 127 Конституции Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 4 июля 1991г. «Об арбитражном суде» (действует с 1 октября 1991г. с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Российской Федерации от 24 июня 1992г. и от 7 июля 1993г.), а также Арбитражным процессуальным кодексом (принят Верховным Советом Российской Федерации 5 марта 1992г., действует с 15 апреля 1992г. с изменениями, внесенными Законом Российской Федерации от 7 июля 1993г.). Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбитражного Суда, Высших арбитражных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, городских арбитражных судов, арбитражного суда автономной области, арбитражных судов автономных округов. Статья 127 возлагает на Высший Арбитражный Суд, являющийся, согласно Закону «Об арбитражном суде», высшим экономическим судебным органом Российской Федерации, выполнение нескольких функций. Высший Арбитражный Суд: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанций в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т.е. проверку законности и обоснованности, вступивших в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснения по вопросам судебной практики. Выполнение Высшим Арбитражным Судом данных функций предопределяет его состав. В Высшем Арбитражном Суде действуют: коллегия по разрешению дел по экономическим спорам; коллегия по разрешению дел по спорам, возникающим в сфере управления; коллегия по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу; коллегия по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу; Пленум Высшего Арбитражного Суда. Возглавляет Высший Арбитражный Суд его Председатель. В состав Пленума входят Председатель Высшего Арбитражного Суда, его заместители, секретарь Пленума, председатели коллегий и судьи Высшего Арбитражного Суда, председатели Высших арбитражных судов республик, входящих в состав Российской Федерации. К ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены Законом «Об арбитражном суде», Арбитражным процессуальным кодексом, иными законодательными актами Российской Федерации, межгосударственными соглашениями и международными договорами. Под экономическими спорами имеются в виду споры, вытекающие из гражданских правоотношений, участниками которых выступают, как правило, юридические лица и граждане-предприниматели, находящиеся на территории Российской Федерации. К числу таких споров относятся споры, возникающие: в связи с признанием права собственности на имущество, находящееся в государственной собственности Российской Федерации (федеральной собственности); в связи с истребованием имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, из чужого незаконного владения, в связи с требованиями об устранении нарушений прав субъектов федеральной собственности и вытекающих из нее прав полного хозяйственного ведения или оперативного управления, не связанных с лишением владения (статья 23 АПК). В статье 127 говорится и об иных делах, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом. Прежде всего это споры в сфере управления. Арбитражный процессуальный кодекс относит к ведению Высшего Арбитражного Суда лишь те споры в сфере управления, которые возникают с участием государственных и иных органов Российской Федерации. В их числе дела о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов Российской Федерации; о возмещении убытков, причиненных этими актами; возникающие в связи с ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей по отношению к организациям и гражданам-предпринимателям (см. статью 22 АПК). К иным рассматриваемым Высшим Арбитражным Судом спорам относятся также споры, вытекающие из экономических отношений между государственными органами Российской Федерации и государственными органами других государств, когда это предусмотрено межгосударственными соглашениями; споры, возникающие из экономических соглашений между органами управления субъектов Федерации, и некоторые другие, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом. Кроме того, Высший Арбитражный Суд вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дела, подсудные другим арбитражным судам, если об этом договорились стороны, а также любое дело при невозможности его рассмотрения соответствующим арбитражным судом. Статья 127 Конституции возложила на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, который должен осуществляться в предусмотренных федеральным законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимы и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда. Высший Арбитражный Суд должен осуществлять судебный надзор в строгом соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом. Сущность судебного надзора состоит в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов. Решения проверяются коллегией Высшего Арбитражного Суда по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, а также Пленумом Высшего Арбитражного Суда. Право возбуждать надзорное производство имеют только предусмотренные Законом «Об арбитражном суде» и Арбитражным процессуальным кодексом должностные лица: Председатель Высшего Арбитражного Суда и его заместители, Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, которые вносят в надзорную коллегию протест на решения арбитражных судов. Пересмотр постановлений надзорной коллегии Высшего Арбитражного Суда, решений и определений всех арбитражных судов Пленумом осуществляется по протестам Председателя Высшего Арбитражного Суда и Генерального прокурора. Постановление, принимаемое Пленумом, является окончательным судебным актом, который может быть принят по спорам, отнесенным к ведению арбитражных судов. Статья 127 Конституции предоставляет Высшему Арбитражному Суду право давать разъяснения по вопросам судебной практики. Это право реализуется Пленумом Высшего Арбитражного Суда. В соответствии со статьей 30 Закона «Об арбитражном суде» Пленум Высшего Арбитражного Суда рассматривает обобщенные материалы практики применения законодательства арбитражными судами и дает в порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда обязательны для всей системы арбитражных судов. Как правило, Пленум дает судебное толкование по наиболее актуальным и недостаточно ясным вопросам применения законодательства в экономической жизни. Например, в декабре 1993 года были приняты постановления «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий», «Об участии в арбитражном процессе обособленных подразделений юридических лиц», «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». В Высшем Арбитражном Суде систематически проводятся совещания по судебно-арбитражной практике, на которых обсуждаются возникающие при рассмотрении экономических споров и в сфере управления, а также при подготовке ответов на отдельные запросы арбитражных судов спорные вопросы применения законодательства. В результате обмена мнениями присутствующих на совещании судей и приглашенных лиц принимаются соответствующие рекомендации, которые доводятся до сведения арбитражных судов и, как правило, публикуются в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». Подписываются такие рекомендации Председателем Высшего Арбитражного Суда. Данные рекомендации помогают арбитражным судам применять законодательство при разрешении споров. Но они не являются актами судебного толкования, а потому не могут рассматриваться в качестве обязательных к применению разъяснений Высшего Арбитражного Суда, предусмотренных статьей 127 Конституции.
|