![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные понятия логистики
Основными понятиями в логистике являются понятия о материальных, сервисных, финансовых, информационных потоках, логистической цепи, логистической системе, логистических функциях и операциях. Материальные потоки образуются в результате погрузки, разгрузки, транспортировки, складирования и выполнения других логистических операций с сырьём, полуфабрикатами и готовой продукцией, начиная от первичного источника сырья и до конечного потребителя. Материальный поток – это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение, и т.п. Единицей измерения материального потока является дробь, в числителе которой показана единица измерения груза (штуки, килограммы, тонны, литры и др.), а в знаменателе – единица измерения отрезка времени (сутки, месяц, год). Например, шт./мес., т./год и т.д. Материальный поток в определённые моменты времени может быть запасом материального ресурса, незавершенного производства или готовой продукции, если материальный поток не находится в состоянии движения. Материальный поток характеризуется определённым набором параметров: - номенклатура, ассортимент и количество продукции; - габаритные характеристики (объём, площадь, линейные размеры); - весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто); - физико-химические характеристики груза; - характеристики тары (упаковки), транспортного средства (грузоподъемность, грузовместимость); - условия договоров купли – продажи (передачи в собственность, поставки); - условия транспортировки и страхования; - финансовые (стоимостные) характеристики и др. В классификации материальных потоков выделены следующие основные группы: 1. По отношению к логистической системе материальный поток может быть внутренним (не выходящим за пределы логистической системы) и внешним (выходящим за пределы логистической системы). 2. По отношению к звену логистической системы материальные потоки также делятся на входные и выходные. 3. По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой обычно понимается систематизированный перечень групп, подгрупп, видов продукции в натуральном выражении для статистической отчетности, учёта и планирования. 4. По ассортименту материальные потоки можно разделить на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции – это состав и соотношение продукции определённого вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами, будет существенно отличаться от процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза. 5. Грузы в процессе сортировки могут быть классифицированы по виду транспорта, способу и условиям транспортировки, габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам груза, способам затаривания и др. При транспортировке железнодорожным транспортом грузы различаются: а) в зависимости от весовых и объёмных показателей: - тяжеловесные (масса одного места больше 500кг); - большой массы (масса от 100 до 500 кг); - легковесные (не обеспечивающие полного использования грузовместимости); - негабаритные (высота одного места более 3, 8 м, ширина – более 2, 5 м, длина – больше длины грузовой площадки); 6) по физико-химическим свойствам: - сыпучие (перевозимые навалкой); - наливные (жидкие и полужидкие), перевозимые в цистернах, бутылях и других специальных емкостях; - штучные (единицей измерения которых являются штуки); - тарно-штучные (измеряются количеством тары – мешков, ящиков, рулонов и т.п.). При перевозках грузов автомобильнымтранспортом все виды груза делятся на четыре класса по степени использования грузоподъемности автомобилей и формированию сдельных тарифов. В то же время с точки зрения характера погрузочных–разгрузочных работ при автоперевозках применяют следующую классификацию грузов: - тарно-упаковочные и штучные; - тяжеловесные; - навалочные; - лесоматериалы; - металлы и металлические изделия; - зерновые грузы и овощи; - наливные грузы. По способу затаривания при транспортировке различают грузы в: - контейнерах; - поддонах (паллетах); - ящиках; - флягах; - бутылях; - мешках и т.д. Финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне нее. Основной целью финансового обслуживания материальных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки и с использованием наиболее эффективных источников финансирования. Информационные потоки – поток сообщений в устной, документной (бумажной и электронной) и других формах, соответствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистической системе, и предназначенный в основном для реализации управляющих функций. Возрастание роли информационных потоков в современной логистике обусловлено следующими основными причинами. Во-первых, потребителю важна информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и др., она является необходимым элементом потребительского логистического сервиса. Во-вторых, наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности в спросе. И, в-третьих, информация повышает гибкость логистической системы с точки зрения того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкретных преимуществ. Сервисные потоки – потоки услуг, генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса. Сервисные услуги могут оказываться, например, одними фирмами-участницами логистической системы другим в процессе продвижения логистических потоков производителя к потребителю. В зарубежной практике даже появился специальный термин Third Party Logistics (3PL) – «третья сторона в логистике» или логистический посредник. Основными логистическими посредниками, для фирм-производителя или торговой компании являются например, перевозчики, экспедиторы, грузовые терминалы. Вспомогательные логистические посредники – это страховые и охранные предприятия, таможенные брокеры, сюрвейера, банки и другие финансовые учреждения, осуществляющие расчеты за логистические функции/операции, предприятия информационно-компьютерного сервиса и др. Логистическая система – адаптивная (самонастраивающаяся или самоорганизующаяся) система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем (например, поставщик – производитель - оптовый посредник - розничный посредник – конечный потребитель) и имеющая развитые связи с внешней средой. Логистической операцией называется любое элементарное действие (совокупность действий), приводящее к преобразованию параметров материального и/или связанных с ними информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы. Другими словами, к логистическим операциям относятся такие действия, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, комплектация, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п. Логистическими операциями, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, прием и передача заказа по информационным каналам, расчеты с поставщиками, покупателями товаров и логистическими посредниками, страхование груза, операции таможенного оформления груза и т.п. На микроуровне (с позиций конкретного предприятия) логистической функцией называется обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности и управления логистическим процессом. К основным функциямотносятся следующие: - Закупка материального ресурса для обеспечения производства. Это комплекс таких задач, как выбор поставщиков, планирование потребности, определение рациональных периодов времени и объемов поставок ресурсов, организация договорной работы и др. - Транспортировка как совокупность перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования и др. сопутствующих логистических операций. - Управление запасами. Представляет собой процесс создания, контроля и регулирования уровней запасов в закупках, производстве и реализации продукции. - Управление процедурами заказов. Данная функция определяет процедуры получения и обработки заказов, времени получения готовой продукции и др. Значение данной функции очень велико в современном бизнесе т.к. напрямую определяет качество обслуживания потребителей. - Поддержка производственных процедур. Поддержание стандартов качества производства готовой продукции и сопутствующего сервиса. Обеспечение и поддержание качества производства продукции, послепродажного сервиса. - Информационно-компьютерная поддержка К поддерживающим функциям: - Складирование. Определение количества, типов и дислокации складов, объема хранения материального ресурса и готовой продукции, планировки складских площадей и т.п. - Прогнозирование спроса на готовую продукцию и расхода материального ресурса. - Поддержка возврата продукции. - Обеспечение запасными частями и сопутствующим сервисом. - Сбор и утилизация возвратных отходов (управление вторичными материальными ресурсами) и др. Таким образом, логистическая система – относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных/функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей, и логистических посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управлением логистическим процессом для реализации корпоративной стратегии организации бизнеса. По признаку «объект управления» все логистические системы можно разделить на следующие группы: 1. Материальные (товарные) потоки: логистические системы производственных (промышленных) фирм, оптовых торговых компаний, оптово-розничных компаний; 2. Сервисный поток: логистические системы фирм, оказывающие услуги; 3. Смешанные ЛС, в которых присутствуют основные потоки двух типов. В зависимости от отраслевой специализации промышленных компаний существуют логистические системы машиностроительных предприятий, металлургических заводов, строительных предприятий, предприятий промышленности и т.д. Для предприятий оптовой торговли можно выделить, например, логистические системы промышленных дистрибьюторов, дистрибьюторов фармацевтической продукции, дистрибьюторов продовольственных товаров и т.п. Фирмы, которые предоставляют услуги, также могут создавать свои логистические системы, например, туристские компании (туроператоры), рекламные агентства, экспидиторские или транспортные компании, банки и т.д. В зависимости от мощности компании, концентрации капитала и выхода на международные рынки и ресурсов различают глобальные логистические системы, формируемые в основном транснациональными корпорациями и финансово-промышленными группами. Звеном логистической системы является функционально (структурно) обособленное подразделение компании или юридически самостоятельное предприятие, организацию, учреждение, являющиеся одной из ее трех сторон в логистике, рассматриваемые как целое в рамках логистической системы, реализующие один или несколько видов логистической деятельности. Специалисты в области логистики рассматривают понятие «логистическая система» как синоним понятию «логистическая цепь/цепь поставок», Логистическая цепь – линейно упорядоченное множество физических и /или юридических лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и др.), непосредственно участвовавших в доведении конкретной партии продукции до потребителя.
|