Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Октября 2011
Пр о логи — сборники смешанного содержания, где находились молитвы, различные назидательные произведения, расположенные по церковному календарю.
«Киево-печерский патерик» Создан в Киеве, в Киево-печерском монастыре. Создавался с начала 13 века по начало 15 века. Патерик — сборник рассказов о жизни монахов того или иного монастыря. Это не рассказ о жизни монахов от рождения до смерти (как житие), патерики — рассказы об отдельных эпизодов из жизни монахов. Это древнейший из древнерусских патериков. ñ 1051 год — в «ПВЛ» сообщается об основании киево-печерского монастыря. ñ 1071 год — в «ПВЛ» сообщено о подвижниках (монахах) этого монастыря. Этот монастырь был рассадником культуры. В 10 веке из него вышло 50 епискофов.
Монастыри кроме деления на женские и мужские делились на: ñ общежительные (монахи не имели частной собственности) ñ особножительные (монахи сами должны были зарабатывать)
В Киево-печерского монастыре был устав Федора Студита (из Константинополя прислали этот устав). Федор Студит — византийский монах, который прославился своими разговорами с еретиками. Его устав очень прост и очень строг. В нем речь идет о том, что: ñ Соборная молитва выше чем личная. Нужно молиться в церкви (соборное единение). ñ В церкви была особая дисциплина поведения: нельзя было ходить, переминаться с ноги на ногу, вести разговоры. Во время трапезы разговаривать нельзя, монахи на трапезу идут строем. Подавалось только три блюда, не больше. Вне трапезы нельзя ни есть, ни пить, ни держать питье и пищу в келье, без разрешения игумена нельзя даже съесть ягоду в лесу, покидать монастырь, ходить в чужие кельи.
С 14 века был новый устав — Иерусалимский. Он был чуть помягче.
Патерик был создан в стенах киево-печерского монастыря. В основе патерика — переписка двух монахов этого монастыря — Симона и Поликарпа ñ Симон - в 1214 году был сделан Суздальским и Владимирским епископом, переехал во Владимир. Умер в 1226 году. Перед смертью принял схину — высшую степень монашества, для которой нужно было вести самый аскетический образ жизни (еда 1 раз в день, спать без подушки и так далее) ñ Поликарп — монах-черновифец. Он не достиг такой высоты, как Симон. В письме жаловался, что игумен не отличает среди других и ноков. В ответном письме Симон не одобрил честолюбивых стремлений своего товарища, писал, что ничего хорошего нет в этой северной земле.
Части патерика: 1. К своему письму Поликарп прикладывает 9 патериковых легенд — первая часть. 2. Вторая часть патерика - письмо к игумену Панкендину, к которому приложено 11 патериковых легенд. 3. Дополнен «Ж итием Феодосия Печерского» и «Словом о создании церкви святой богородицы Печерской» (Словом о создании Печерской церкви)
На этом памятнике — черты постепенности создания, на нем несколько слоев.
Есть еще одно слово о создании этой церкви. Рассказывается, что из Царьграда пришли 4 мастера градостроителя, увидела ангела и Богородицу, которая велела им строить церкви.
Патерик интересен соединением церковного быта с фантастикой. Фантастические коллизии происходят на фоне монашеского быта.
Постепенно появляются сюжетные повествования, которые к 17 веку приводят к созданию первой русской повести - «Житие протопопа Аввакума». Киевская Русь имела своих святых, но Московская Русь не признавала киевско-печерских монахов за святых. И только в 1762 году монахов киево-печерской лавры внесли в московские месяцесловы и разрешили им печатать службы в месячных минеях.
Учебник: «Художественная проза Киевской Руси 11-13 веков» Москва, 1957
«Моление Даниила Заточника» Идея сильной княжеской власти — один из центральных вопросов в русской литературе 11-13 веков, от этого вопроса зависела судьба Родины. Понимали, что нужна сильная княжеская власть. Это идея также была в «Слове о полку Игореве». Произведение утверждает превосходство власти князя над боярами. Даниил Заточник — автор двух произведений, очень близких по тексту, в близких редакциях. Одна называется «слово...», а другая - «моление..». Даниил Заточник — один из самых загадочных авторов в русской литературе средних веков. Даниил — имя, Заточник — возможно, прозвище, обозначающее «заключенный». Из текста произведения узнаем, что он был сослан на озеро Лач, за какую вину — неизвестно. Он бедствует, жалуется на свое положение князю. Неизвестным образом письмо доходит до князя, который решает его судьбу — освобождает Даниила. По тексту нельзя понять, духовное ли он лицо или светское. Скорее всего светское, потому что идти в монастырь — путь для него не приемлемый. Ясно одно — он не принадлежит господствующему классу. Буслаев (ученый 19 века) считал, что Заточник — сын княжеской рабыни. «Не отрини раба скорбящего, не лиши живота своего. Я раб твой и сын рабыни твоей». Неизвестно, когда это произведения создано, неизвестно, к какому князю обращено это произведени. Называется Ярослав. Какой Ярослав имеется ввиду? Сын ли Владимира Мономаха (тогда произведение написано в 12 веку) или Ярослав Всеволодович, сын Владимира Большое гнездо (тогда произведение создано к 13 веку)? Даниил Заточник написал памфлет на богатых людей. Дает смелые советы князю, пишет о его дурных советниках, которые могут его погубить. Утверждает, что покровительствовать надо умным людям, а не дуракам. Описывает пути, которыми можно выбраться из бедности (для мужчины — жуниться на богатой, например), тут же отступление о злых женах, что делает его участником средневекового спора о сущности женшин. «Что есть жена зла — купина бесовская, поборница греху?». Другой путь выбраться из бедности — пойти в монастырь. Но для Заточника это не лучший путь, он говорит, что для него лучше умереть, чем пойти в монастырь ради выгоды. Критика русской церкви, порядков, которые царили в то время в церкви. Заточник предвосхищает все произведения по этой теме, которые будут написаны в 18 веке. Надо обратить внимание на 2 стихии, которые вроде бы не сопоставимы. ñ Высокая книжность произведения (необыкновенная начитанность автора, он цитирует множество книг) ñ Скоморошность (скоморохи — артисты-странники. У автора сниженный язык, острословие, некая фамильярность в разговоре с князем). Это произведение интересно тем, что здесь есть личность автора, как правило в произведениях того времени отсутствовавшая. Впервые нарушается средневековая иерархия, которая рассматрвиает человека с точки зрения нахождения его на этой иерархической лестнице. В центре произведения — внесословный человек, внутренние качества которого (например, ум) являются единственной его мерой ценности. Это некоторый интеллигент своего времени, который стремится пробиться в жизни исключительно благодаря своим способностям.
Литература этапа феодальной раздробленности 13-14 века
Резкая граница отделяет произведения, созданные ло 13 века от произведения, созданный в 13-14 века. Феодальные войны раздробили Русь. Если бы не разобщенность русских князей, не было бы татарского нашествия. Культурная жизни переместилась из Киева на северо-восток во Владимирское и Суздальское княжество — подальше от татар. Тараты стали известны русским в 12 веке, это название обозначало кочующие скотоводческие племена, которые объединил Чингисхан. Ему удалось создать раннефеодальное государство, завоевал Китай, создал в 1219-1221 государство в Средней Азии, пошел на другие страны, разбил половцев, половцы побежали к русским за помощью. Южные князья откликнулись на эту просьбу (не было новгородского, половского, рязанского и еще какого-то князя). Русские не представляли, с каким врагом им предстояло сразиться. Первая встреча русских и татар произошла в 1223 году на реке Калке, в этом рассказывается в «Повести о битве на реке Калке», которая создана с 1223 о 1228 года. Это произведение изображает приход татар как ужас, как космическую катастрофу. Половцы потерпели поражение, русские князья претерпели мучительную и позорную казнь (они были задавлены заживо). Русские князья дрались храбро, но не дружно, потому что три Мстислава — Киевский, Козельский и Галицкий — ненавидели друг друга. Также у русских было недостаточно военного потенциала. У татар была отличная дисциплина, а также хорошая организация, хорошее вооружение, они славились умением переходить реки на лошади. Они были знакомы с тактикой биться отступным боем — татары делали вид, что они отступали, а на сами обходили русских с тыла. Внук Чингисхана Батый в 1237 году подошел к России. На пути Батыя к северовосточной Руси лежала Рязанская земля, которая первой приняла татар. Есть «Повесть о походе Батыя на Рязань», которая рассказывает о событиях, когда город Рязань был полностью уничтожен и в городе не осталось ни одного живого жителя. После взятия Рязани Батый завоевал северовосток и юго-запад. Татарское нашествие — это сожженные города и большие людские потери, уничтожение ремесел. Но движение татар на запад не было безостановочным, они откатывались назад, но новая волна была всякий раз мощнее. Нашествие поразило страхом всю Европу. Татары прошли через Польшу, Хорватию, их остановили только болота около Пешта (это в Хорватии). Огромные пространства от Волги до Адриатики были завоеваны. Пушкин считал, что мы спасли мир и спасли просвящение. А в культурном отношении татары были несравнимы с русским народом. Татары больше ста лет воевали между собой за Азербайджан. Узнав о распрях между татарами, русские поднимали мятеж. В 1259 году был мятеж в Новгороде, в 1262 году поднялись Ростов, Суздал и Ярославль. Но татары были не побеждены. Более 100 лет потребовалось на перестройку военной и социальной структуры и вынашивании идеи о необходимости объединения, которая нашла отражение в искусстве.
«Повесть о походе Батыя на Рязань» Была создана не позднее середины 14 века.
Начало выдержано в летописной манере. Когда Батый подошел к Рязани, Рязань обращается за помощью к Владимирскому князю, но он не поддержал его, и поплатился за это — разгромив Рязань, батый пошел на север и разгромил Суздальскую и Владимирскую землю. В части «посольство князя Федора» рязанский князь посылает сына с дарами Батыю, но Батый потребовал у него жену, Федор отказывает. Всех убили: (А жена Федора спрыгнула вместе с сыном с дерева и умерла, узнав о смерти мужа. Вторая часть этой повести — рассказ об уничтожении Рязани. Битва сперва идет под стенами города. Поскольку это воинская повесть, то у нее есть свои особенности: ñ подробности не описываются. Просто сказано, Что «сеча была зла и ужасна» и длилась 5 дней, потом Рязань была уничтожена ñ Рязанский князь обращается к воинам: «лучше умереть, чем покориться Батыю» ñ Автор оплакивает рязанцев, но при этом гордиться воинами, которые оказали отпор врагу. ñ Праобраз русской партизанской войны. Якобы спасся Евпатий Коловрат и с малой дружиною в 1700 человек пришел в Рязань, увидел что произошло с городом, погнался за войском Батыя, погнался за войском Батыя. Сила гиперболизированна (это тоже особенность воинской повести). Коловрат побежден, но до этого происходит его битва с татарским воином-богатырем, который не смог его убить. В этой части появляются лирические мотивы. Показано страшное лицо войны, смерть (но смерть благородная). Эта часть — фантастическая, ничего этого на самом деле не было (это вставка из народной исторической песни про Евпатия Коловрата). Заканчивается повесть оптимистически: восстановлением Рязани. Рязань восстанавливает князь Ингвар Ингваривич, который, увидев что случилось в Рязани, «упал яко мертв», занялся похоронами, восстанавливает город. Заканчивается повесть похвалою рязанским кнзям, которые изображены защитниками родины. В этой вещи тоже проявилось сюжетное начало, читатель следит за событиями повести, сочувствует героям.
«Слово о погибели русской земли» Найдено было в 90-е годы 19 века, второй список - в 1947 году. Это небольшое произведение, найденный отрывок из него — всего 45 слов. Это лирический отклик на нашествие слов. Содержит описание богатств русской земли, ее просторах, могуществе. Центральная тема — тема скорби. О чем идет речь в ненайденной части произведения, можно догадаться по его названии — слово о погибели русской земли. Ученые считали, что это предисловие к биографии Александра Невского.
«Житие Александра Невского» 13 век Александра Ярославович назван Невским за победу над шведами. Это князь Новгородский, Киевский и Владимирский. Победил в битвах: в 1240 году на Неве, в 1242 году на Чудском озере. Заболел по пути от Золотой Орды и умер, не доехав до Владимира. Произведение не только житие, но и воинская повесть.
Элементы жития: ñ Произведение начинается, как начинается житие: есть дистанция между автором и героем. Автор пишет, что он грешный и неостойный, и будет писать о великом человеке. Автор жил в то же время, что и Александр. ñ Рассказывается, что герой был рожден от благочестивых родителей, он идеализируется: говорится, что он был очень высокий, прекрасный, крайне сильный.
Элементы воинской повести: ñ В центре — 2 сражения, рассказывается даже о подвигах отдельных людей. ñ Повествование развертывается не как житие, потому что в житие герой должен уйти в монастырь, а Александр Невский не ушел. ñ Идейное содержание заключалось в том, чтобы возвеличить Александра Невского и показать, что на Руси есть сила, чтобы противостоять врагам.
|