Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спрос и предложение в механизме рынка






Спрос и предложение – наиболее часто используемые в экономической теории термины. Спрос и предложение – силы, приводящие в движение рыночную экономику. Они определяют количество производимых товаров и их цену.

Спрос – это понятие, которое связывает покупаемое количество благ с теми жертвами, которые приходится приносить для приобретения этих благ. Закон спроса устанавливает, что существует отрицательная зависимость между количеством какого-либо блага, которое люди будут покупать, и ценой или жертвой, которую они будут платить для его приобретения. Сущность закона в том, что при более высоких ценах купят меньше, а при более низких – больше.

Следует различать понятия: величина спроса и сам спрос. Величина спроса – точка на кривой, которая показывает конкретные сочетания количества и цены приобретаемых товаров, а сам спрос – вся кривая, которая показывает устойчивый ряд зависимостей между ценой и количеством приобретённых товаров.

Величина спроса – фиксированный определённый размер покупки. Когда идёт речь об изменении величины спроса, перемещение по кривой спроса показывает изменение величины спроса. Изменение самого спроса – перемещение всей совокупности точек, сдвиг кривой спроса. Вправо вверх – увеличение, влево вниз – уменьшение спроса.

Экономические факторы изменения спроса:

1. Вкусы и предпочтения потребителей.

2. Доходы потребителей.

3. Количество покупателей или структура потребления.

4. Потребительские ожидания.

5. Цены на взаимосвязанные товары.

Еслирассмотрим ситуацию на рынке со стороны продавца или предложения товаров, то аналогично объёму спроса, объёмом или величиной предложения называется такое количество товара или блага, которое согласны предложить продавец или группа продавцов на рынок в единицу времени при определённых условиях. Зависимость величины предложения от цены будет прямая. Таким образом, суть закона предложения в том, что увеличение цены стимулирует рост величины предложения, а уменьшение цены ведет к уменьшению величины предложения.

Факторы, влияющие на изменение предложения:

1. Цены на ресурсы.

2. Изменение технологии производства.

3. Налоги и дотации.

4. Ожидание производителей.

5. Уровень конкуренции.

В условиях рыночной экономики осуществляетсяпроцесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Если совместить кривые спроса и предложения, то на пересечении кривой спроса и предложения формируется равновесная цена и равновесный объём. Равновесная цена показывает такое состояние экономики, при котором производитель готов продать свой товар, а потребитель готов купить этот товар. Равновесный объём – то количество товара, которое будет реализовано при равновесной цене.

Кривые спроса на различные товары неодинаковы. У одних товаров она более крутая, у других более пологая. Угол наклона кривой изменяется в зависимости от того, как изменяется величина спроса под влиянием цены. Это свойство называется эластичностью.

Эластичность – реакция потребителей на изменение цены, она выражается в изменении величины спроса. Если даже небольшое изменение цены сопровождается значительным изменением величины спроса – то это эластичный спрос, а если даже большее изменение цены вызывает незначительное изменение величины спроса, то это неэластичный спрос. Различают также единичную эластичность, совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос.

Эластичность спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности. Если Ер > 1, то спрос эластичный, т.е. это означает, что величина спроса увеличивается или уменьшается быстрее изменения цены; если Ep < 1, то неэластичный спрос; если Ep = 1, то единичная эластичность.

О характере эластичности спроса также можно судить по показателю совокупной выручки: TR = P х Q.

Если понижение цены вызывает такое увеличение спроса, что общая выручка увеличивается, то это эластичный спрос.

Если понижение цены компенсируется ростом величины спроса и общая выручка остаётся постоянной, то это единичная эластичность.

Если понижение цены вызывает незначительный рост количества покупаемых товаров, так что общая выручка падает, то это не эластичный спрос.

Таким образом, если изменение цены приводит к противоположному изменению совокупной выручки, то спрос эластичный, а если изменения направлены в одну сторону, то спрос неэластичный.

Факторы, влияющие на эластичность:

1. Наличие товаров-заменителей, их количество качество и цена.

2. Число конкурирующих продавцов.

3. Специфика рынков отдельных товаров.

4. Фактор времени.

Практические выводы: при неэластичном спросе – продавцы не склонны снижать цены, неэластичный спрос выступает фактором потенциального роста цен, в то время как эластичный спрос – фактор понижения цен.

Показатели эластичности спроса:

1. Эластичность спроса по цене: данный показатель показывает, на сколько процентов изменится величина спроса, если цена изменилась на 1 %.

2. Эластичность спроса по доходу: показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.

3. Коэффициент перекрёстной эластичности: показывает зависимость величины спроса на данный товар, при изменении цены на другой товар, выступающий по отношению к первому, как взаимодополняющий или взаимозаменяемый товар.

Эластичность предложения показывает, как изменится объём предложения, при изменении цены на один процент. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является фактор времени, то есть можно ли быстро увеличить производство того или иного товара. Второй фактор – способность товара или продукта к длительному хранению и стоимость этого хранения.

Практические выводы: для производителя более привлекательной является ситуация неэластичного предложения, которая гарантирует стабильность производства, даже при резком изменении цены, поэтому кривые неэластичного спроса и неэластичного предложения близки. В случае неэластичного спроса предприниматели заинтересованы не в расширении производства, а в переводе эластичного предложения в неэластичное. Для этого есть такой способ, как искусственное ограничение объёма производства, и возможно это в том случае, если на рынке господствует монополист или отсутствуют товары-заменители.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал