Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА № 12. Организация стоматологической помощи. Городская стоматологическая поликлиника. Задачи, структура, основные показатели деятельности.
ЦЕЛЬ Занятия: знать современное состояние стоматологической помощи, структуру, задачи и организацию работы городской стоматологической поликлиники, освоить методику вычисления и оценку общих и специальных показателей деятельности поликлиники, использовать полученную информацию для анализа и планирования деятельности учреждения. Методика проведения занятия: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно по годовому отчету лечебно-профилактического учреждения производят вычисление основных показателей деятельности поликлиники. Анализируют полученные данные и формулируют заключение. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Какие типы лечебно-профилактических учреждений представляют населению амбулаторную стоматологическую помощь? 2. Назовите основные задачи стоматологической поликлиники. 3. Каковы структура и организация работы городской стоматологической поликлиники? 4. Какова организация работы регистратуры поликлиники? 5. Каковы функциональные обязанности врача-стоматолога? 6. Как организовано диспансерное наблюдение за пациентами городской стоматологической поликлиники? 7. В чем заключается противоэпидемическая работа в стоматологической поликлинике? 8. Какими основными видами документации пользуются врачи-стоматологи? 9. Назовите общие и специальные показатели деятельности стоматологической поликлиники. Какова методика их вычисления и оценки? КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ: Стоматологическая помощь — вид специализированной медицинской помощи, оказываемой при заболеваниях и повреждениях зубов, челюстей и других органов полости рта и челюстно-лицевой области. Стоматологическая помощь включает терапевтическую, ортопедическую и хирургическую стоматологию и является одним из наиболее массовых видов специализированной медицинской помощи. Основной объем стоматологической помощи (более 90%) оказывается в амбулаторно-поликлинических условиях. Амбулаторную стоматологическую помощь предоставляют:§ в специализированных государственных и муниципальных стоматологических поликлиниках (взрослых и детских); § в стоматологических отделениях (кабинетах), входящих в состав других государственных учреждений здравоохранения: территориальных поликлиник, медсанчастей, диспансеров, женских консультаций; § в стоматологических кабинетах, развернутых в немедицинских организациях: дошкольных и школьных учреждениях, высших и средних специальных учебных заведениях; § в частных стоматологических организациях, учреждениях, кабинетах. Стоматологическая поликлиника является основным лечебно-профилактическим учреждением в системе амбулаторной стоматологической помощи, деятельность которого направлена на профилактику стоматологических заболеваний, своевременное выявление и лечение больных с заболеваниями челюстно-лицевой области. Работа здесь строится в основном по участковому принципу, а ведущим должен быть диспансерный метод. В зависимости от количества врачебных должностей поликлиники подразделяются на категории.
· · В составе стоматологической поликлиники в отделении ортопедической и ортодонтической стоматологии развернута, как правило, зуботехническая (зубопротезная) лаборатория, в которой осуществляются значительно различающиеся между собой сложные технологические процессы, связанные с изготовлением зубных протезов: литье, штамповка, пайка, шлифовка, полировка, полимеризация и художественное моделирование. Кроме того, в краевой (областной) стоматологической поликлинике могут быть созданы передвижные стоматологические кабинеты, оборудованные на специальном автотранспорте. Основные задачи городской стоматологической поликлиники: § Оказание высококвалифицированной и специализированной стоматологической помощи в поликлинике и на дому. § Организация и проведение мероприятий по профилактике заболеваний челюстно-лицевой области – диспансеризация населения, санитарно-просветительная работа, пропаганда здорового образа жизни, противоэпидемические мероприятия. § Проведение реабилитационного лечения патологий челюстно-лицевой области и, прежде всего, зубное протезирование и ортодонтическое лечение. § Качественное проведение клинико-экспертной работы - экспертиза временной нетрудоспособности и своевременное выявление признаков стойкой нетрудоспособности. § Своевременная госпитализация лиц, нуждающихся в стационарном лечении. § Соблюдение преемственных связей с другими ЛПУ. Основными задачами врача-стоматолога являются - оказание в амбулаторных условиях квалифицированной лечебно-диагностической помощи больным с заболеваниями зубов и полости рта, проживающим в районе деятельности поликлиники, а также рабочим и служащим прикрепленных предприятий. Врач-стоматолог в своей работе подчиняется непосредственно заместителю главного врача по медицинской части, а при его отсутствии - главному врачу поликлиники. Функциональные обязанности врача-стоматолога: 1. Проводить амбулаторный прием по графику, утвержденному администрацией поликлиники, регулируя поток посетителей путем рационального распределения повторных больных. 2. Обеспечивать квалифицированное и своевременное обследование и лечение больных с заболеваниями зубов и полости рта. 3. Проводить профилактические осмотры и санацию полости рта среди больных, находящихся на диспансерном наблюдении в поликлинике. 4. Оказывать вне очереди экстренную помощь больным с острой зубной болью, а также ветеранам войны и труда. 5. Обеспечивать правильное проведение экспертизы временной нетрудоспособности. 6. Направлять больных, при наличии показаний, на дополнительные виды исследования (лабораторные, рентгенологические, функциональные и т. д.). 7. Своевременно представлять больных с неустановленными формами заболеваний или длительно болеющих на консультацию к другим врачам-специалистам поликлиники и КЭК. 8. Консультировать больных по направлению других специалистов учреждения, в том числе на дому. 9. Осуществлять, в соответствии с показаниями, своевременную госпитализацию больных. 10. Соблюдать в своей работе принципы деонтологии. 11. Осуществлять контроль и руководство работой среднего медицинского персонала стоматологического кабинета. 12. Систематически повышать свою профессиональную квалификацию путем изучения соответствующей литературы, участия в конференциях, семинарах. 13. Участвовать в проведении среди населения пропаганды санитарно-гигиенических знаний по вопросам профилактики заболевания зубов и полости рта. 14. Вести медицинские карты стоматологических больных, дневник учета работы врача-стоматолога, листок ежедневного учета работы врача-стоматолога, журнал учета профилактических осмотров полости рта и др. Врач-стоматолог имеет право: - вносить предложения администрации поликлиники по вопросам улучшения организации лечебно-профилактической стоматологической помощи населению, организации и условий своего труда и труда среднего медицинского персонала стоматологического кабинета; - участвовать в совещаниях по вопросам организация стоматологической помощи; - назначать и отменять любые лечебно-профилактические мероприятия, исходя из состояния больного; - получать информацию, необходимую для выполнения должностных обязанностей; - повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования в установленном порядке. Врач-стоматолог несет ответственность как за некачественную работу и ошибочные действия, так и за бездействие и непринятие решений, которые входят в сферу его обязанностей и компетенции, в соответствии с действующим законодательством. Важным разделом работы стоматолога является профилактическая деятельность. Профилактика заболеваний – система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение отклонений в состоянии здоровья, замедление прогрессирования заболеваний и уменьшение их неблагоприятных последствий. В стоматологии принято подразделять профилактические мероприятия на первичную, вторичную и третичную профилактику. • Первичная профилактика: комплекс общих мероприятий по укреплению здоровья человека в сочетании со специальными, направленными на предупреждение кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий (санитарно-просветительная работа, сбалансированное питание, фторирование воды, устранение профессиональных вредностей). • Вторичная профилактика – комплекс мер по своевременному лечению кариеса и его осложнений, заболеваний пародонта и зубочелюстных аномалий. Основным организационным методом вторичной профилактики является плановое оказание стоматологической помощи (плановая санация). • Третичная профилактика – восстановление утраченной функции зубочелюстной системы в результате потери зубов. С целью активной профилактики кариеса зубов и других распространенных стоматологических заболеваний поликлиники проводят плановую санацию зубов и полости рта декретированным группам населения (детям и подросткам в организованных коллективах, студентам, рабочим промышленных предприятий, беременным женщинам и др.) Методы проведения плановой санации: • Централизованный – предусматривает осмотр, диагностику заболеваний и проведение всех видов лечения в условиях стоматологической поликлиники. Этот метод позволяет качественно проводить лечебно-профилактическую работу, так как поликлиника располагает современным специальным оборудованием, материалами и медикаментами, лучшими диагностическими возможностями. • Децентрализованный - плановая санация проводится в действующих стоматологический кабинетах на предприятиях, в организациях и образовательных учреждениях при численности работающих не менее 2000 человек и при числе учащихся не менее 1500 человек. • Бригадный (выездной) – в стоматологической поликлинике формируется бригада из 3 - 4 врачей, 1 медсестры и 1 санитарки для оказания стоматологической помощи сельским жителям, детям в дошкольных учреждениях, престарелым гражданам. При этом методе используется специально оборудованный транспорт. Оценка работы врача-стоматолога проводится заместителем главного врача поликлиники по медицинской части по итогам работы за квартал (год) на основании учета качественных и количественных показателей его работы, соблюдения им требований основополагающих официальных документов, правил трудовой дисциплины, морально-этических норм, общественной активности. Для учета работы врачей стоматологического профиля используется система, основанная на измерении объема работы в условных единицах трудоемкости (УЕТ). Учет труда по УЕТ ориентирован на то, чтобы поднять заинтересованность врачей в конечных результатах собственного труда, стимулировать у них рост производительности и развивать профилактическую направленность в работе. За 1 УЕТ принят объем работы врача, необходимый для наложения пломбы при среднем кариесе. Трудозатраты при выполнении более сложных видов работ увеличиваются. Так, при наложении пломбы при глубоком кариесе врач выполняет 1, 5 УЕТ, при лечении пульпита однокорневого зуба в одно посещение 4, 0 УЕТ (двухкорневого зуба - 5, 0 УЕТ, трехкорневого зуба - 6, 0). Лечение периодонтита однокорневого зуба в одно посещение оценивается в 3, 5 УЕТ, двухкорневого зуба в 4, 5 УЕТ, трехкорневого зуба 5, 5 УЕТ. Врач при шестидневной рабочей неделе должен выполнить 21 условную единицу трудоемкости в рабочий день, при пятидневной - 25 УЕТ. Норма годовой нагрузки на 1 врача составляет 5500 УЕТ. Использование принципа условных единиц трудоемкости (УЕТ), предусматривает следующие возможности интенсификации деятельности стоматологических учреждений с учетом бюджетного финансирования и финансирования по программам обязательного медицинского страхования: 1. снижение числа посещений больного на оказание ему стоматологической помощи, что, в свою очередь, обеспечивает каждому больному экономию его личного и рабочего времени, затрачиваемого на получение данной помощи, в объеме от 30% до 60% за счет сокращения времени на дорогу, регистрацию, ожидание приема; оказание большего объема помощи в одно посещений: лечение 2-3 зубов по поводу кариеса в одно посещение, лечение, пульпита - за одно посещение и др.; 2. экономию рабочего времени врача за счет сокращения времени, затрачиваемого на непроизводительные элементы трудового процесса (вызов больного, подготовка рабочего места, подготовка операционного поля, работа с документацией и пр.); 3. сокращение числа таких вспомогательных элементов трудового процесса, как подбор инструментария, необходимого для выполнения работ, его стерилизация (сокращение числа направлений инструментария на стерилизацию с 2-5 раз, соответственно числу посещений, до 1); 4. увеличение числа пломб, наложенных в смену, с 6 (по нормативам, ориентированным на оценку по посещениям) до 10-12 за счет рационального использования реального рабочего времени врачей стоматологического профиля. 5. повышение общей производительности труда врачей стоматологического профиля на 15-20%, а в отдельных регионах на 25%.
|