Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные концепции происхождения государства.
Теория божественного происхождения государства. Свои истоки она берет в древней мифологии, наивысшего расцвета достигает в средние в. в работах Фомы Аквинского и его последователей, Государство рассматривается как раз и навсегда данный институт государственной власти, ниспосланный Богом. Божественная сущность государства предопределяет его вечность и неизменность. Верховный правитель по своей природе является наместником Бога на земле и проводником его воли в отношении всех своих поданных, что закрепляло незыблемость отношений «господства-подчинения». А любые попытки изменить что-то в государственном устройстве неизбежно рассматривались как греховные и влекли за собой Божественное наказание. Данная теория, укрепляя основы государства, способствовала упрочению позиций церкви в обществе. Церковная власть считалась выше и важнее светской. Патриархальная теория. Основоположник этой теории английский мыслитель XVIII в. Роберт Филмер считал, что государство представляет собой форму патриархальной власти, осуществляемой в интересах всего народа. Формирование государства начинается в рамках первобытнообщинного строя с принципа патриархальной власти, который автоматически переносится на функционирование новых общественных объединений. Само государство представляет собой результат механического объединения родов в племена, племен в объединения племен и так до государства. Верховный правитель осуществляет управление государством, как отец (pater) руководит большой семьей. А государство — это прообраз большой семьи, где правитель — это отец, а подданные государства — его дети, которые должны его уважать, любить и ему подчиняться в соответствии с предписанием моральных норм. Теория «общественного договора» объясняет возникновение государственной власти соглашением между людьми. Наиболее распространена в западной философии. Эта теория берет свое начало в раннем буддизме (Мо-цзы). Некоторые ее идеи были высказаны Эпикуром, Лукрецием. Завершенную форму она принимает в Западной Европе в период развития буржуазных отношений в XYII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Дж. Мильтон, Б. Спиноза, И. Кант, И. Г. Фихте, А. Н. Радищев). Государство — это результат договора, заключенного между властелином и его подданными. В понимании сути государства эта теория у различных мыслителей почти неизменна. Основные различия у них сосредоточены во взглядах на причины заключения договора. Теория насилия, получившая особое распространение в XIX в., исходит из того, что зарождение государственной власти начинается с деления общества на сильных и слабых. А само государство возникает в результате одноразового акта захвата государственной власти. Однако на практике подобные одноразовые акты установления государственной власти, как правило, создают новое государство на руинах уже ранее существовавшей государственной власти. Марксистская теория происхождения государства основана на классовом подходе. Эволюция государства состояла в постепенном обособлении осуществляющих власть институтов в определенные организации и учреждения, стоящие над обществом. Управленческие функции, которые ранее осуществлялись всем родом или племенем, передавались специализированным институтам, которые и становились по мере своего развития государством.
|