Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные концепции происхождения государства.






Теория божественного происхождения государства. Свои истоки она берет в древней мифологии, наивысшего расцвета достигает в средние в. в работах Фомы Аквинского и его последователей, Госу­дарство рассматривается как раз и навсегда данный институт государ­ственной власти, ниспосланный Богом. Божественная сущность госу­дарства предопределяет его вечность и неизменность. Верховный пра­витель по своей природе является наместником Бога на земле и про­водником его воли в отношении всех своих поданных, что закрепляло незыблемость отношений «господства-подчинения». А любые попыт­ки изменить что-то в государственном устройстве неизбежно рассмат­ривались как греховные и влекли за собой Божественное наказание. Данная теория, укрепляя основы государства, способствовала упроче­нию позиций церкви в обществе. Церковная власть считалась выше и важнее светской.

Патриархальная теория. Основоположник этой теории английский мыслитель XVIII в. Роберт Филмер считал, что государство представ­ляет собой форму патриархальной власти, осуществляемой в интере­сах всего народа. Формирование государства начинается в рамках первобытнообщинного строя с принципа патриархальной власти, ко­торый автоматически переносится на функционирование новых обще­ственных объединений. Само государство представляет собой резуль­тат механического объединения родов в племена, племен в объедине­ния племен и так до государства. Верховный правитель осуществляет управление государством, как отец (pater) руководит большой семьей. А государство — это прообраз большой семьи, где правитель — это отец, а подданные государства — его дети, которые должны его ува­жать, любить и ему подчиняться в соответствии с предписанием мо­ральных норм.

Теория «общественного договора» объясняет возникновение госу­дарственной власти соглашением между людьми. Наиболее распро­странена в западной философии. Эта теория берет свое начало в ран­нем буддизме (Мо-цзы). Некоторые ее идеи были высказаны Эпику­ром, Лукрецием. Завершенную форму она принимает в Западной Ев­ропе в период развития буржуазных отношений в XYII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Дж. Мильтон, Б. Спиноза, И. Кант, И. Г. Фихте, А. Н. Радищев). Государство — это результат договора, заключенного между властелином и его подданными. В понимании сути государства эта теория у различных мыслителей почти неизменна. Основные раз­личия у них сосредоточены во взглядах на причины заключения дого­вора.

Теория насилия, получившая особое распространение в XIX в., исхо­дит из того, что зарождение государственной власти начинается с де­ления общества на сильных и слабых. А само государство возникает в результате одноразового акта захвата государственной власти. Однако на практике подобные одноразовые акты установления государствен­ной власти, как правило, создают новое государство на руинах уже ранее существовавшей государственной власти.

Марксистская теория происхождения государства основана на классовом подходе. Эволюция государства состояла в постепенном обособлении осуществляющих власть институтов в определенные ор­ганизации и учреждения, стоящие над обществом. Управленческие функции, которые ранее осуществлялись всем родом или племенем, передавались специализированным институтам, которые и станови­лись по мере своего развития государством.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал