Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к структуре выпускной квалификационной работы
3.1. Выпускная квалификационная работа – это самостоятельная творческая работа студента. Однако независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться следующей структуры работы: - Титульный лист (прил. 4). - Задание на разработку выпускной квалификационной работы (прил. 3). - Введение. - Глава 1. Теоретический раздел (теоретические и методические основы предметной области, проблемные вопросы и возможные пути их решения). - Глава 2. Аналитический раздел (анализ объекта исследования и конкурентной среды, направления повышения эффективности работы организации (её конкурентоспособности)). - Глава 3. Практический (экспериментальный) раздел (решение конкретной задачи менеджмента в гостиничном предприятии: конкретные мероприятия (рекомендации) по повышению эффективности работы организации (её конкурентоспособности) и выполнить расчет экономической эффективности (или обосновать социальную эффективность) от внедрения результатов выпускной квалификационной работы в организации). В данной главе обязательно должен просчитываться ожидаемый экономический (или обосновываться социальный) эффект от разработки и внедрения результатов выпускной квалификационной работы на предприятии. - Заключение. - Список использованных источников и литературы. - Приложения.
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы Основные понятия и термины Приступая к подготовке написания работы, необходимо ознакомиться с понятиями, определениями, терминами. От степени владения понятийным аппаратом зависит, насколько точно, грамотно и понятно студент - автор работы может выразить мысль, объяснить тот или иной факт, сделать выводы. Ниже приводится терминология, с которой студенту придётся работать в ходе написания выпускной квалификационной работы. Актуальность темы - степень её важности в данный момент и в данной ситуации. Концепция исследования - система научных взглядов на цели и задачи исследования и пути их решения. Методология научного познания - учение о закономерностях, принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности. Объект исследования – область социальной действительности (социальный процесс, сфера жизни, общность), содержащая проблему. В качестве объекта исследования при написании работы могут выступать учреждения любой организационно-правовой формы в гостиничном бизнесе (Например: объектом исследования в выпускной квалификационной работе является гостиница «Восток». Предмет исследования – существенные свойства или отношения объекта исследования, познание которых важно для решения теоретических или практических проблем. В качестве предмета исследования могут выступать: структура, сфера деятельности по управлению учреждением (Например: предметом исследования – является анализ инвестиционной привлекательности гостиницы «Восток»). Предмет исследования может быть комплексным. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное[1]. В объекте исследования в целях научной направленности выделяется та его часть (область), которая служит предметом исследования. В работе четко должны быть указаны цель работы и задачи, которые решает студент для достижения цели. Цель исследования – это планируемый конечный результат. Цель должна быть конкретной. В производственной деятельности цель характеризуется достаточно однозначно (объем продукции, снижение затрат и т.д.). Основной конечной целью исследования систем управления является обеспечение эффективного, наилучшего использования потенциальных возможностей сил, средств и ресурсов для успешного и своевременного выполнения поставленных задач. Примерные формулировки цели выпускной квалификационной работы: «выработать предложения по совершенствованию (развитию) …», «разработать рекомендации по повышению (улучшению) …», «проектирование (разработка) …» и т.п. (Например: цель выпускной квалификационной работы – повышение эффективности деятельности гостиницы «Восток» на основе совершенствования маркетинговой и информационной политики). Конечная цель исследования достигается выполнением широкого круга задач, решение которых и составляет содержание исследования. Задача – это некоторая совокупность вопросов, подлежащих решению, задание для решения. Конкретная производственная ситуация обычно порождает целый ряд разнообразных задач, требующих решения. Научные задачи следует начинать со слов: «выявить …», «вскрыть …», «проанализировать …», «охарактеризовать …», «оценить …» и т.д. Наиболее значимыми являются следующие направления: выявление основных факторов, вызывающих изменения в состоянии предмета исследования и оценка степени их влияния; оценка состояния предмета исследования и выявление изменений в нем в пространственно-временном разрезе; выявление резервов повышения эффективности функционирования предмета исследования. Задачи должны быть решены с помощью современных методов менеджмента. Эффективность полученных решений должна быть подтверждена результатами расчетов основных экономических показателей для исследуемого объекта. Научное исследование как таковое состоит в исследовании проблемных вопросов, предполагающем формулирование, разработку и проверку гипотез. Гипотезы применяются для ориентировки исследования, придания ему направленного характера. Гипотеза - это научно обоснованное предположение служащее для объяснения какого-либо факта, явления, которые на основе прежнего знания необъяснимы. Гипотеза еще не истина, свойством истинности она в представлении выдвинувшего ее исследователя не обладает. Гипотеза – это предположительно новое знание (его истинность или ложность требуется доказать), полученное путем экстраполяции старого знания и, в то же время, порывающее с ним. Сохраняя определенную преемственность в отношении прошлого знания, гипотеза должна содержать принципиально новое знание. Для познания управленческих процессов необходимо определить подходы и методы их исследования. Подход - направление научного познания, метод - от греческого methodos - путь к чему-либо - способ достижении какой-либо цели, решения конкретной задачи; или же совокупность приемов освоения действительности. Понятие «метод исследования» многопланово. По своей сущности это способ мышления. Он основан на использовании проверенных практикой знаний для исследования конкретных событий и на применении установленных закономерностей к изучению еще не познанных явлений. По содержанию - это, отражение существенных сторон и связей объективно существующего мира. По форме метод исследования выступает как совокупность общих правил познания, выработанных исходя из практической и теоретической деятельности человечества. Применение того или иного метода в каждом случае определяется рядом условий. Первое из них - цель и характер задач, решаемых исследователем. Второе — наличие материально- технической и источниковой базы, на основе которой ведется исследование. Третье условие - состояние знаний по той или иной проблеме, квалификация и опыт исследователя. Методы научного исследования можно разделить на три группы: всеобщий философский метод, общенаучные методы познания, специальные методы исследования. Всеобщий метод познания - диалектика, включающая ее законы, категории и принципы в качестве эффективного орудия познавательной деятельности, составляет основу всей системы методов, применяемых в любом исследовании. Он помогает исследователю научно подойти к решению поставленной проблемы, выбрать правильное направление в работе, раскрыть сущность явления, закономерности его развития. Среди общенаучных методов исследования, особое место занимают исторический и логический методы. При этом необходимо учитывать, что в исследовании не всегда применима проверка путем непосредственного наблюдения, постановки эксперимента, идентичного его повторения и т.д. Важнейшая роль в познании управленческих процессов принадлежит методам индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования, аналогии. Невозможно обойтись в работе без таких социологических методов как: опрос (анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестирование); наблюдение (стандартизированное и свободное, включенное и не включенное, открытое или инкогнито, лабораторное или полевое); анализ документов (традиционный, формализованный, контент-анализ). Доказательность теоретических выкладок в современных условиях считается достаточной и полной только при условии совместного использования логических методов с методами математическими. При изучении систем управления принципиальное методологическое значение имеет комплексный подход. Это объясняется тем, что всякое социальное явление многогранно. Методы исследования или решения задач исследования - инструмент получения фактического материала или достижения поставленной цели. Решения могут быть управленческими, экономическими, финансовыми, статистическими и т.п. Общие методы научного познания обычно делятся на три группы: 1. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и т.п.). 2. Методы, используемые, как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования (анализ и синтез, моделирование и др.). 3. Методы теоретического исследования (от абстрактного - к конкретному, от частного к общему, от простого к сложному и др.). Методологические источники исследования – труды представителей классической науки, ведущих отечественных и зарубежных учёных. Результаты научной методологической практики (отчеты научных конференций, конгрессов и др., труды коллективов НИИ, результаты НИР и НИОКР). Границы исследования должны быть достаточными для глубокого анализа разрабатываемой темы. Рекомендуется указывать в границах: что является главным, а что сопутствующим в исследовании; что используется в труде из ранее разработанного, но необходимого для решения проблемы; что сознательно не рассматривается и по каким причинам. Выводы - краткое изложение новых, полученных в исследовании существенных результатов, составляющих теоретическое и практическое значение проведенной исследовательской работы дипломником. Текст дипломного проекта должен отличаться логичностью. Законы логики требуют, чтобы в ходе изложения все понятия и суждения носили однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределённость. Отождествление различных понятий, категорий представляет собой одну из наиболее распространённых логических ошибок в дипломной работе (например, подмена понятий: предпринимательства – бизнесом, дохода - прибылью и т.д.). Если в дипломном проекте есть подмена понятий, то это, в принципе, означает изменение предмета исследования. Такой проект следует переработать и представить на кафедру повторно. Закон достаточного основания, как закон логики, требует, чтобы всякое суждение, которое высказывается в дипломной работе, было обосновано, т.е. всякая мысль должна в достаточной степени аргументироваться (доказательства обоснованности приводимых суждений). Обязательным условием является соответствие характера решаемых студентом научных задач теме выпускной квалификационной работы по специальности «Гостиничный сервис». В случае если декларированная цель исследования не достигнута, выпускная квалификационная работа к защите не допускается. Составление рабочего плана Рабочий план выпускной квалификационной работы - это наглядная схема предполагаемого исследования. План помогает автору представить проблему в различных вариантах. Этот план имеет произвольную форму и состоит из вопросов, связанных внутренней логикой исследования выбранной темы. Отдельные вопросы (рубрики) плана можно размещать на отдельных карточках, что позволит в результате ряда перестановок (последовательности) найти наиболее логичную и приемлемую для данного дипломного проекта схему их расположения. План должен быть динамичным, гибким, чтобы можно было включить в него новые вопросы, аспекты, которые появились в процессе разработки проекта. В процессе составления плана необходимо обдумать и дать ответы на такие вопросы: что Вам известно по разрабатываемой проблеме и что необходимо узнать для того, чтобы разработать тему исследования на высоком научном и методологическом уровне?
|