![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Видеотека ВавилонаСтр 1 из 4Следующая ⇒
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП
реакции на современные русскоязычные музыкальные проекты
ГПОУ ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж) им. Л. В. Собинова»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП сборник эссе и критических статей Ярославль, 2016
УДК 78.072.3 ББК 94 М89
М89 Музыкальный калейдоскоп: сборник эссе и критических статей. ― Ярославль: ГПОУ ЯО «Ярославское музыкальное училище (колледж) им. Л. В. Собинова», 2016. ― 30 с.
ISBN 978-1-365-19606-5
УДК 78.072.3 ББК 94
ISBN 978-1-365-19606-5 © Л. В. Дубаков, предисловие, оформление, 2016
Содержание
Предисловие……………………………………………………………………..6
В. Бражникова ЧЁРНЫЙ ШТОРМ (об альбоме «Чёрная гавань» группы «Jane Air»)………………………………………………………………7
Л. Дубаков ВИДЕОТЕКА ВАВИЛОНА (об альбоме «Amore e Morte» исполнителя Mujuice)…………………………………………………………..9
А. Жимайлов ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОПС: ОТ ШАНСОНА ДО ИНДИ (об альбомах «Кукушка» группы «Пилот» и «Кажется важным» группы «ЗимаВсегда»)………………………………………...…………….....11
Е. Иванова НА ГРАНИ АКАДЕМИЗМА (о рок-опере Э. Н. Артемьева «Преступление и наказание» в двух действиях)………………………....14
Ю. Кустова ПОЛЁТ В НИКОГДА (об альбоме «Алхимия» группы «Мельница»)……………………………………………………………………22
Е. Пархачёва НЕ ГАСИ В СЕБЕ СВЕТ (об альбоме «Бесконечность» группы «Tracktor Bowling»)…………………………………………………..27
Предисловие Этот проект мыслился как собрание рецензий объёмом не более 3000 печатных знаков на современные русскоязычные рок-альбомы. Но что называется всё пошло не так с самого начала. Первая же рецензия оказалась, скорее, экспериментальным поэтическим эссе, нежели рецензией, а позже была написана и полновесная музыковедческая статья. Объём текста был соблюдён лишь в одном случае. Всё ли, на что написаны тексты в этом сборнике, является рок-альбомами — вопрос, понятно, риторический. И сначала меня как редактора это слегка смущало, но спустя время я решил, что свободную творческую стихию совершенно не обязательно усиленно вмещать в тесные рамки жанра, объёма, материала. Авторы, принявшие участие в этом проекте, посчитали возможным рассказать вам о понравившихся им музыкальных альбомах, проектах 2015-2016 годов так, как они в конечном итоге рассказали, но все при этом — с увлечением и с симпатией к музыкантам, которые создали эту музыку. И это самое главное. Потому что в итоге такое читать не скучно. К тому же, проект изначально был назван «Музыкальным калейдоскопом», вот «калейдоскоп» и поворачивался, и цветные элементы каждый раз создавали неожиданные узоры. Интересного и полезного вам чтения. Может быть, когда-нибудь продолжим. Электронную версию сборника можно найти по адресу: https://new.vk.com/musical.kaleidoscope. Обложку сборника можно раскрашивать, как душе заблагорассудится.
Л. В. Дубаков Валерия Бражникова
ЧЁРНЫЙ ШТОРМ
Петербургская альтернативная группа Jane Air для тех, чьё взросление пришлось на начало 2000-х, уже приобрела ареол ностальгии. За многолетний опыт творчества они прошли эволюцию от эмо-текстов и нестройного звучания до философских размышлений и интересных музыкальных находок. Седьмой студийный альбом питерцев «Черная гавань» заставляет и задуматься, и посмеяться. Ребята из Jane air совсем выросли. Первые два альбома («Pull Ya? Let It Doll Go!» и «Jane air») до увлечения лидера группы Антона Лиссова американской литературой были направлены на маргинальную публику. Показывая изнанку культурной столицы, команда делала вызов современному обществу. К третьему альбому «Pere-Lachaise» эта тема исчерпала себя. Увлечение литературой и старым кино дало много плодов: появились два альбома («Pere-Lachaise» и «Sex & violence»), в которых многие песни (такие как, например, «Джекил и Хайд», «Мессалина», «Последний день Мэри Энн») являют собой композиции с продуманной драматургией и яркими сюжетами; они переносят в атмосферу прошлого, передают колорит других стран. Лирику двух «литературных» альбомов сменила атмосфера тусовки и разврата, заполонившая альбом «Weekend Warriors». Герои песен ведут отнюдь не правильный образ жизни: пьют, развратничают, употребляют наркотики, обманывают, предают, воруют. Антон Лиссов обнажает проблемы общества, показывая их «с изнанки». Седьмой альбом питерской команды — «Чёрная гавань» отличается сюжетной и стилевой пестротой. Он вобрал в себя многое: здесь и сумрачность, и философия, и лирика, и мрачноватый юмор. Поражает разнообразие мыслей и образов: место действия из маленького дома на окраине города («По первому снегу») переносится в открытое море («Держим фарватер»), из прошлого («Не люби никогда больше, милая») — в настоящее («Небеса»). «Черная гавань» — заглавная песня альбома — рисует такую картину: Петербург затопило, Нева вышла из берегов, скинув оковы набережных и каналов. Душа вырывается на волю от предрассудков и стереотипов: «Я ищу свободы, любви и красоты». Жесткие риффы и агрессивная партия ударных создают ощущение непрекращающегося движения. Некоторое замедление происходит лишь на строках «Заставь моё сердце петь, зажги во мне снова огонь» на фоне ускоряющейся барабанной дроби — замедление необходимо лишь для последующего рывка. Другая песня — «Небеса» — пронзительная история о ветеране Великой Отечественной войны, который остался один. Он умирает во время парада Победы и наконец-то встречается с ушедшими близкими. Искренняя композиция, от которой подступает ком к горлу. Хочется сказать за неё «спасибо». За то, что помните без громких и пафосных слов. Музыкально песня решена в стиле грустной рок-баллады с простым ритмом ударных и разреженным звуком гитар. Антон Лиссов поёт, «проживая» каждое слово. «Не люби больше, милая» — рассказ о смерти молодой девушки из-за несчастной любви. Рисуется атмосфера города XIX века в сумерках: «Кибитка с двумя пристяжными по Московскому тракту, а вьюга воет и воет, версты, темные веси…» Музыкальное повествование идёт лишь на фоне звуков болезненно-громкого стука сердца, топота копыт (ударные) и завывания ветра. С помощью устаревшей лексики: «ямщик», «вотчина», «цирюльник», «преставилась» — создается ощущение «литературности», будто произведение написано в далеком прошлом. Красивая, полная любви и печали песня «Wish you were here» — воспоминание о самом дорогом человеке на свете: «Я держу свой курс ровно на свет…ведь этот маяк — моя мама». Низкий голос солиста, блюзовая мелодия фортепиано, акустическая гитара и спокойный ритм барабанов создают ностальгическую атмосферу. Философия и лирика альбома разбавлена ироничными песнями о старике («Бей, дедушка, бей»), у которого был железный кулак и лютая нелюбовь ко всему «забугорному»; композициями о порочной ненасытности («На её руке лилия», «Летняя ночная рапсодия спящей фурии на Крестовском острове») и, конечно же, песнями о любви — к женщине, к той же свободе, к родному Санкт-Петербургу («О, Мария», «Песок и ветер», «Лада»). Это разнообразие тем показывает, что ребят волнуют не только «зубоскальное» пиратство, протест, но и глубоко личные переживания, которые могут волновать более широкую публику, как в жанровом, так и в смысловом отношении. С музыкальной точки зрения альбом более чем разнообразен: от песен в стиле alternative («Черная гавань») и folk с этническими барабанными ритмами («По первому снегу»), до оригинальной композиции в жанре spoken word — «Не люби больше, милая». Можно с уверенностью сказать, что альбом удался: каждый найдёт для себя песни, которые будут близки именно им. Если какие-то покажутся юношескими, другие придутся по вкусу. И наоборот, если лирические песни кто-то посчитает скучными, мрачный пиратский протест явно понравится. Антон Лиссов со своей командой не только задает высокую качественную планку творчества, но и вопросы, на которые, как мне кажется, он бы сам хотел найти ответ: почему люди так поступают? как жили люди, родившиеся до нас, чем были заняты их мысли? почему одним хватает чести и честности, а другим — нет? И, конечно, альбом куда более искренний и личный, благодаря песням «Небеса», «О, Мария» и «Wish I were here». Замечательно, что ребята помнят о тех, кого любят.
https://new.vk.com/janeairband
Леонид Дубаков ВИДЕОТЕКА ВАВИЛОНА (об альбоме «Amore e Morte» исполнителя Mujuice)
Новый альбом Романа Литвинова «Amore e Morte» неожиданно обнаруживает в себе религиозный подтекст. В нём словно бы сражается Царство Божье, исполненное любви, и Вавилон, источающий смерть. Это противоборство — внутри и снаружи альбома, на его обложке, где изображён потерявшийся в тёмном лесу агнец. Вавилон, смахивающий песок тысячелетий на окольцованную властью капитала Москву, — это наш мир, забывший о Боге и поклоняющийся маммоне, который, подобно Карлу, украл у нас кораллы смирения. Этот мир заражён энтропией, он сгорает в пепел, рассыпается в прах, превращается в тлен, он едет на быстрой и дорогой машине по окружной к разрушенному мосту. И алмазы его фар подгоняют нас туда же. Его место — в хрустальном гробу, раскачивающемся под куполом цирка на бриллиантовых цепях, по манежу которого, облизываясь на нас, бродят каменные псы. Этот мир — в тесноте грудной клетки, из которой не вырваться на свободу пожару сердца и серебру птиц, поющих прекрасных песни, ведь от этой клетки спрятан, потерян, забыт ключ. В нём невозможны перемены к лучшему, все перемены в нём призрачны, по-настоящему же в нём возможен только распад — в этом мире мы обязательно однажды сломаемся напрочь, в нём мы всё время разбиваемся вдребезги. Он тонет в нефтяной боли, а мы захлёбываемся в слезах бензина. Этот мир спит и не просыпается, он засел в видеотеке Вавилона и изумрудами своих глаз смотрит цветные фильмы, в которых гордые люди строят ступенчатую башню к смеющимся звёздам, что после хотят спрятать в сейфы, а крылатые быки с высокомерными лицами проходят сквозь ворота Иштар прямо в подземный мир. В Вавилоне старость правит шествием — старость, попавшая отравленной стрелой между рёбер атлантов, которые больше не способны держать небо. Мы в нём облучены смертью, обручены со смертью, обречены на смерть. В облике ночной луны проглядывает череп, а под ногами растут ядовитые цветы. Роман Литвинов говорит об этом мире словами старых песен Бориса Гребенщикова, Виктора Цоя, Ильи Лагутенко, Земфиры Рамазановой. Он поёт о том, о чём пели до него и о чём пел он сам — раньше, в альбоме «Downshifting». И ему подпевают — далёкие и близкие, мёртвые и живые. Земфира в песне «Возвращайся домой» почти цитирует саму себя: если земля разбивается пополам, по полам, то мы вслед за ней разбиваемся на тысячи частей, чертей. Цой проглядывает палимпсестом из-под «Журавлей», синтаксически и интонационно явно передающих привет его «Кукушке» с её мотивом истечения последнего времени. В песнях «Amore e Morte» иногда есть привкус, а порой вкус повтора, они наполнены узнаваемыми отсылками, но это — старые песни о главном, и такова их жанровая природа. Это песни о мире без Бога и о Боге, который когда-нибудь снова вернётся домой, выбравшись из леса нашего тёмного невежества. И вот мы следим из своих бетонных коробок, как под весёлую до ужаса электронную музыку, через заклинательные безличные предложения и множественные рифмы Вавилон снова перестраивается в Москву, а вавилоняне переодеваются в европейское. Мы видим, как снова вино Евхаристии претворяется в кровь Агнца и смерть оказывается побеждена. Мы просыпаемся, выходим из видеотеки, вспоминаем о Нём и сбрасываем с себя сны цветных некрасивых и опасных страстей — сомнения, стяжания, нарциссизма. Мы направляемся в Сион, превращая свои сердца в близнецов, оставаясь при этом юными внутри и готовыми начинать всё сначала, но по-другому, лучше, ведь Царство Божье внутри нас, и настала пора, чтобы и мы все там наконец оказались. https://new.vk.com/mujuice.official
Андрей Жимайлов
|