Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях






2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении

 

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из настоящих стадий: возбуждения дела; его рассмотрения и разрешения; обжалования или опротестования постановления по делу; исполнения постановления по делу.

Возбуждение дела об административном правонарушении является начальной стадией административного производства. Необходимо различать его поводы и основания.[8]

Поводами к возбуждению дела будут: само обнаружение уполномоченным на то должностным лицом факта совершения административного правонарушения; материалы, переданные из правоохранительных органов, и от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений; любые сообщения и заявления физических и юридических лиц, а так же сообщения передаваемые в средствах массовой информации.

Важно отметить, что основанием для возбуждения дела будет являться наличие необходимых данных в должном объеме, указывающих на признаки административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении будет считаться возбужденным с того момента как будет составлен протокол о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении административного производства.

Протокол об административном правонарушении [9] – процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния. Его составляют уполномоченные должностные лица – представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные лица органов внутренних дел, контрольно-надзорных органов и т.п.).

Необходимо подчеркнуть, что при составлении протокола физическому лицу или легальному представителю юридического лица обязательно должны быть разъяснены их полномочия, а так же права. К протоколу всегда прилагаются подробные объяснения и замечания, если конечно таковые имеются. Если в подписании протокола будет отказано, в нем вносится соответствующая запись. Копия протокола отдается под расписку лицам, в отношении которых возбуждено дело.

Протокол должен быть составлен сразу же после выявления самого факта совершения виновным административного правонарушения. В случаях, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, в том числе данных о личности или сведений о юридическом лице, протокол составляется в течение суток с момента выявления правонарушения. Затем протокол отправляется органу или должностному лицу, уполномоченному в рассмотрении дела, в течение одних суток с момента его составления. В случаях, когда правонарушение влечет за собой административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.

Стоит заметить, что протокол об административном правонарушении может составляется не во всех случаях. Таким образом, при совершении правонарушения, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения или административного штрафа, не превышающего одного минимального размера оплаты труда, протокол не составляется.[10] Штраф должен взиматься уполномоченным должностным лицом на месте совершения правонарушения. В случаях, когда лицо оспаривает взыскание, налагаемое на месте, протокол будет составляться на общих основаниях. Протокол также не составляется в случаях, когда административное производство возбуждено постановлением прокурора.[11]

Стоит так же отметить, что если невозможно составить протокол на месте совершения административного правонарушения, в случаях когда его составление обязательно, сотрудники вправе доставить нарушителя в милицию.


 

2.2 Рассмотрение дел об административных правонарушениях

 

Рассмотрение дела об административном правонарушении можно считать центральной стадией, в пределах которой наблюдаются главные черты, присущие юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.[12]

В первую очередь орган или должностное лицо, на которое государством возложены полномочия по рассмотрению дел такого рода, проводит подготовку к рассмотрению. В таких ситуациях, необходимо решить вопросы важного юридического значения, а конкретно: относится ли вообще данное дело к компетенции этого органа (должностного лица); правильно ли составлены протокол и иные материалы, если такие имеются; оповещены ли лица, которые участвуют в рассмотрении дела, о подробностях места и времени рассмотрения; есть ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения; какие имеются ходатайства и отводы.

А так же должно учитываться, что такое дело не может быть рассмотрено в случаях родственных связей между участниками производства, а так же наличия личной, прямой или косвенной заинтересованности в решении дела судьи или должностного лица, рассматривающего дело. Если присутствуют такие обстоятельства они обязаны заявить самоотвод, а другие участники производства вправе заявить отвод этим официальным лицам.

Также КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дел. Они всегда начинаются с оглашения лиц, которые рассматривают настоящее дело, какое конкретно дело подлежит рассмотрению, и какое лицо привлекается к административной ответственности. Следующим этапом будет устанавливление личности участников производства, им поясняются их процессуальные права и юридические обязанности. Далее оглашается протокол об административном правонарушении. Заслушиваются объяснения, показания и заключения участников производства, изучаются доказательства, заслушивается результаты заключения присутствующего прокурора. Важнейшая составляющая в содержании данной стадии административного производства состоит в том, что орган или должностное лицо, рассматривающее дела, обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, какова степень вины данного лица в его совершении, подлежит ли такое преступление административной ответственности, есть ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, какова степень причиненного имуществу ущерба. Подобные вопросы выявляются и в отношении юридических лиц.[13]

При анализе дела судьей или коллегиальным органом непременно составляется протокол рассмотрения дела об административном правонарушении.[14] В случаях, когда есть хотя бы одно из обстоятельств, исключающих производство по данному делу, при объявлении нарушителю устного замечания, при передаче дела на предмет привлечения виновного к дисциплинарной ответственности, а также при обнаружении в нарушении признаков преступления рассмотрение завершается прекращением производства по данному делу.

Разрешение дела об административном правонарушении выражается в вынесении органом или должностным лицом постановления по делу. Такое постановление может быть либо о прекращении дела производством, либо о наложении административного взыскания. Если накладывается административное взыскание, постановление обязательно должно содержать все необходимые данные, которые будут свидетельствовать о том, что в ходе анализа дела выявлен факт административного правонарушения и само лицо, его совершившее. Так же не допускается принятие постановлений, которые унижают честь и достоинство человека.

Выявлено, что судья, который рассматривает дело об административном правонарушении, имеет право при отсутствии спора одновременно с применением административного наказания решить вопрос о полном возмещении имущественного ущерба. Такое возмещение по делам, которые рассматриваются другими уполномоченными органами и должностными лицами, разрешается только в исковом порядке.

Постановление по делу объявляется только по окончании его рассмотрения. Его копия вручается наказанному лицу, и незамедлительно направляется прокурору.

Обязательно нужно выделить такой этап производства как стадия обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении.[15] Право на обжалование в таком случае предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевшему законным представителем физического и юридического лица. Опротестование постановления по закону осуществляется только прокурором.

Стоит так же заметить, что жалоба и протест подаются: на постановление, вынесенное судьей – в вышестоящий суд; на вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения такого органа; на вынесенное должностным лицом – вышестоящему должностному лицу. [16] В случаях, когда жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает только суд.

Любая жалоба или протест незамедлительно направляются судье, в орган или должностному лицу, которое вынесло постановление по данному делу. Они обязаны в трехдневный срок со дня их поступления направить со всеми материалами дела в надлежащий суд или вышестоящий орган. Все материалы дела могут быть отданы или внесены непосредственно самому судье, а так же вышестоящему должностному лицу, которое уполномочено их анализировать. Жалоба и протест на постановление судьи о наложении взыскания в виде административного ареста подлежит обязательному направлению в вышестоящий суд в день ее получения. Если рассмотрение жалобы и протеста не относится к компетенции судьи, вышестоящего должностного лица, они направляются по подведомственности.

Любая жалоба может быть подана в срок 10 дней со дня вручения или получения копии постановления по данному делу. Если срок будет пропущен, то он может быть восстановлен судьей, правомочным разбирать жалобу, по ходатайству ее автора. Непосредственно срок рассмотрения жалобы, протеста – десятидневный со дня их поступления; сутки – с момента подачи жалобы или протеста на постановление об административном аресте, если лицо отбывает этот арест.[17]

Можно уверенно сказать, что во всех случаях обжалования и опротестования постановления о наложении административного взыскания решение суда является окончательным и обжалованью не подлежит. В свою очередь, Подача жалобы, протеста в установленный срок приостанавливает, обычно, исполнение постановления по делу. Если лицо неудовлетворенно решением по жалобе, которое принято вышестоящим должностным лицом, лицо имеет право обратиться в суд.

Сходя из результатов рассмотрения такой жалобы, протеста судья, а так же вышестоящее должностное лицо принимают решение. Решение по жалобе обычно: оставить жалобу, протест без удовлетворения; изменить меру административного взыскания, если при этом оно не усиливается; отменить постановление и направить его на новое рассмотрение; отменить постановление и прекратить производство по делу.

В свою очередь, постановление по делу об административном правонарушении обретает законную силу только после истечения срока, который устанавливается для его обжалования, в случаях когда такое постановление не было обжаловано или опротестовано; незамедлительно после вынесения решения по жалобе, протесту, если оно не отменяет постановление.

Отмена постановления о наложении административного взыскания влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, изъятых и конфискованных предметов.[18]


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал