![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Направления и методы корректирующего и восстановительного обучения детей с нарушениями в развитии
Типы нарушения психического развития детей: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие дети и подростки с различными отклонениями в психическом, саматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья. В качестве отдельных направлений в СП входят: Психология УО (олигофрено П), П глухих и слабослыш (сурдопсихология), П слепых и слабовидящ. (тифло П), а также П детей с недостатками речи, детей с ЗПР, П слепо-глухих, П лиц с недостатками ОДА В коррекции два направления: 1. коррекция конкретного дефекта и его последствий 2. целостное влияние на Л реб (обучение, воспит, развит) 3 изучение соц адаптации – включает межличностные отношения инвалида с окруж средой, уровень соц поддержки и компенсации. В коррекции 2 направления: 1). Коррекция конкретного дефекта и его последствий (логопедическая работа); 2). Целостное влияние на личность ребенка. В целом оба направления называют коррекционо-воспитательной работой или процессом. Любой дефект снижает прежде всего социальную полноценность ребенка во всех ее направлениях и коррекционная работа не сводится к механическим упражнениям или набору специальных упражнений, а охватывает весь воспитательный процесс. Образование – это общественно-организуемый и нормативный процесс постоянной передачи предшествующими накоплениями последующим социально значимого опыта. В нем выделяются 3 аспекта: (1) – познавательный, который обеспечивает усвоение опыта; (2) – воспитание типологических свойств личности; (3) – физическое и умственное развитие. Образование направлено непосредственно на познавательный аспект, а развитие и воспитание осуществляется опосредствено. Коррекция по отношению к общему образованию выступает, как система. Коррекционное обучение – это усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоение способов применения этих знаний. Коррекционное воспитание – это воспитание типологических свойств личности соответствующих предметной специфики (познание, труд) и и позволяющих адаптироваться в социальной среде. Коррекционное развитиие – это исправление (преодоление) недостатков умственной физического развития, совершенствование психофизических функций и сохранной сенсорной сферой и нейромеханических механизмов в компенсации дефекта. Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике и арттерапии Музыкальная деятельность имеет место не только на занятиях, но вне занятий (праздники, концерты и так далее); Изобразительные средства – выступают не только как богатейший источник знаний об окружающей действительности, но и как способ выражения чувств, эмоций, своего внутреннего мира; Ручной труд – развитие моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, расширяет кругозор и речевой запас; Художественно-речевая деятельность помогает совершенствовать речевые навыки, преодолевать страх и неуверенность в процессе пользования речью, духовно обогащает детей; Театрализовано-игровая деятельность – основной язык театрального искусства – действие, основные признаки – диалог и игра. позволяет воспитывать положительные личностные качества, нравственно-этические основы, развивать психические функции (внимание, воображение, речь, память). Встречается мнение о том, что коррекция – это способ компенсации, в педагогическом отношении коррекция более широкое понятие, поскольку именно она определяет степень компенсации у ребенка. В зависимости от характера проблемы психологическая коррекция может быть прямой и не прямой (опосредственой). При прямой помощи психолог работает с ребенком по запросу из вне, при непрямой по запросу родителей (консультация, тренинг). На практике психолог должен быть компетентен в обоих вариантах, чтобы применить тот вариант, который более эффективен. Общее направление психологической коррекции содержит 3 блока: 1 – диагностический; 2 – собственно коррекционный: а) преодоление микросоциальной педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания; б) помощь ребенку в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование продуктивного взаимодействия с окружающими, повышение социального статуса в развитии компенсации в вопросах нормативного поведения; в) формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных мнестических и интеллектуальных процессов; г) развитие и совершенствование коммуникативных функций эмоционально-волевой регуляции поведения; д) формирование адекватных родительских установок на заболевание и проблемы ребенка, путем вовлечения родителей с в психокоррекционый процесс; е) создание в детском коллективе, где воспитывается аномальный ребенок, атмосферы внимания, доброжелательности. 3 – прогностический блок – оценка потенциальных возможностей и оценка развития. Психопрофилактическая работа ориентируется на такие особенности ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить определенные сложности или отклонения в развитии. Матейчик считает особо важной задачей меры профилактики психологической депревации детей: 1) обеспечить доступ стимулов из внешней среды в необходимом объеме; 2) эти стимулы должны иметь для ребенка значение прежде всего в области желательного поведения, то есть он должен включать их в систему своих переживаний и познаний; 3) создать условия для положительно-стойких взаимоотношений между ребенком и окружающим миром, предметным и социальным; 4) облегчить ребенку освоение социальных ролей, через включения в них. А также персональные компьютеры. Одной из основных целей применения компьютеров в коррекционо-образовательном процессе является ориентация на наиболее полное использование тех физических возможностей, которые имеются у детей.
|