Параметры психолого-педагогического статуса
| Психолого-педагогические требования к обучению, поведению и общению первоклассника
|
1. Познавательная сфера
|
1.1. Произвольность психических процессов
| 1. Высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе.
2. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат определенных учебных действий.
3. Совершение учебных действий по образцу и по правилу, установленному взрослым.
4. Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче.
5. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении задачи.
6. Произвольность движений и естественной двигательной активности.
|
1.2. Развитие мышления
| 1. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование схем и схематических изображений; способность к обобщению (на уровне конкретных предметов).
2. Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных.
|
1.3. Сформированность важнейших учебных действий
| 1. Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности.
2. Сформированность внутреннего плана умственных действий.
3. Умение выполнять задания взрослого.
|
1.4. Развитие речи
| 1. Понимание смысла текста или простых понятий.
2. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи).
|
1.5. Развитие тонкой моторики
| Способность к сложной двигательной
активности при обучении письму и рисованию.
|
1.6. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности
| 1. Способность сосредоточенно работать в течение 15-20 минут.
2. Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение всего учебного дня.
3. Способность работать в едином темпе со всем классом.
|
2. Особенности поведения и общения школьников
|
2.1. Взаимодействие со сверстниками
| Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем.
|
2.2. Взаимодействие с педагогами
| Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю.
|
2.3. Соблюдение социальных и этических норм
| Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм
|
2.4. Поведенческая саморегуляция
| Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоции и желаний. Способность к ответственному поведению.
|
2.5. Активность и независимость
| Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.
|
3. Особенности мотивационной сферы.
|
3.1. Наличие и характер учебной мотивации
| Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения.
|
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень тревожности)
| Отсутствие выраженных противоречий между: — требованиями школы (педагога) и родителей; — требованиями взрослых и возможностями ребенка.
|
4. Особенности системы отношений школьника к миру самому себе
|
4.1. Отношения со сверстниками
| Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками.
|
4.2. Отношения с педагогами
| Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями.
|
4.3. Отношение к значимой деятельности
| Эмоционально-положительное восприятие школы и учения.
|
4.4. Отношение к себе
| Позитивная «Я-концепция», устойчивая адекватная самооценка.
|