Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теневая экономика как угроза экономической безопасности России.
Организационно-экономической особенностью российской теневой экономики является объединение в различных формах (согласование действий) хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность полностью или частично криминальных образом. Такое объединение, помимо чисто криминальных выгод, дает монопольные конкурентные преимущества в легальном бизнес, в том числе возможности: § Устанавливать (поддерживать) цены (тарифы), скидки и т.п. в повседневном хозяйственном обороте на региональном, отраслевом или ином уровне; § Повышать, снижать или поддерживать цены на аукционах и торгах; § Разделять рынок по территориальному, отраслевому или иному принципу; § Ограничивать доступ на территориальный или отраслевой рынок или устранять с него иных хозяйствующих субъектов и т.п. Развитие теневой экономики постепенно приводит к моменту, когда дальнейшее экономическое развитие зависит от участия криминальных структур, занимающих важнейшие финансовые и производственные ниши. Развитие теневой экономики фактически превратилось в форму конкурентной борьбы, при которой та корпорация, которая лучше осуществляет именно криминальные, а не легальные операции, оказывается в экономическом выигрыше и вытесняет конкурентов с рынка. При этом сам рынок только внешне напоминает таковой в цивилизованном понимании. На самом деле с учетом криминальных операций и теневого оборота рынок является криминальной средой экономической деятельности, реализующей свои операции через легальные и нелегальные механизмы. При этом рыночная суть (равноправие хозяйствующих субъектов и конкуренция между ними) выхолащивается незаконный способ ведения бизнеса. Все эти процессы обостряются вследствие следующих факторов: · Резко усилившееся неравенство по степени доходности отраслевых производств, что ведет к увеличению финансовых и производственных возможностей отдельных предприятий и отраслей; однако результаты этого процесса используются, прежде всего, структурами теневой экономики; · Криминальный характер деятельности организаций, контролируемых криминальными структурами, способствует формированию конкурентных преимуществ перед законно действующими предприятиями, что приводит к вытеснению организациями с деятельностью, организованной как криминальные структуры, законопослушных предприятий; · Помимо чисто криминальных особенностей, существует широкая возможность картельного сговора в общероссийском и · транснациональном бизнесе и укоренения внутрикорпорационного движения товаров на основе трансфертных цен, значительно ослабляющих возможности государственного воздействия на отношения, складывающиеся в российской экономике. Можно выделить три глобальных последствия влияния теневой экономики: 1)изменение организаций, которые прямо или косвенно ведут к созданию лучших возможностей именно для имеющих криминальные инвестиций и подконтрольных им (тесно связанных в рамках производственных, финансовых и торговых циклов) по сравнению с предприятиями без криминальных инвестиций; 2)постоянно происходящий процесс изменения отдельных предприятий и трансформаций всего производственного комплекса преимущественно в направлений, выгодном криминализованным структурам; 3)вытеснение организациями с криминальными инвестициями всех прочих, приводящее к изменению производственного комплекса в ущерб приоритетам развития региона. Таким образом, влияние теневой экономики проявляется через систему своего рода диспозиций, порождающих и структурирующих хозяйственную практику организаций. Тем самым теневая экономика навязывает им систему принудительной ориентаций в пространстве экономических интересов и приоритетов развития, а также действия определенного характера в соответствии с такой системой ориентации. В этих условиях соотношение влияния теневой экономики и развития организаций экономического комплекса во многом определяется тем, насколько умело осуществляется контроль и воздействие на эти процессы со стороны правоохранительных органов. Серьезной проблемой и важным фактором развития теневой экономики являются наличие и активная деятельность групп уголовных элементов и криминальных предпринимателей, организованных по ярко выраженному национально-этническому принципу. Особо необходимо отметить роль организованной преступности и теневой экономики в дестабилизирующих процессах, происходящих в ряде регионов России. Экономической основой их зарождения и поддержания часто являются финансовая подпитка и интересы крупномасштабного криминального бизнеса. Как правило, национальные или религиозные интересы оказываются второстепенными по сравнению с экономическими. Если ранее структура теневой экономики в российских регионах характеризовалась разрозненностью и конкуренцией отдельных криминальных предпринимателей и предпринимательских групп (кланов), а также опекавших их крупных чиновников регионального и городского уровня, то в конце 90-х гг. XX в. эти процессы приобрели упорядоченный характер. И если в прошлом процессы хищений, корыстных злоупотреблений и других экономических преступлений чиновников, и поддерживающих их предпринимательских групп, происходили в условиях, когда регион не был жестко поделен на сферы влияния, то сейчас расстановка сил полностью определилась: все основные участки рынка и хозяйства региона четко поделены и контролируются какой-либо из предпринимательских групп вместе с покровительствующими им коррумпированными чиновниками. Все остальные преступные «конкуренты» изгоняются или выдавливаются из занимаемых ими экономических лиц. Несомненно, что теневая экономика оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни. Наблюдается следующие негативные последствия криминальных процессов. Экономические последствия: Ø Расширение теневой экономики, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета, а как следствие – государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств; Ø Нарушение конкурентных механизмов рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот кто смог получить криминальные преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискридетацию идей рыночной конкуренций; Ø Замедление появления эффективных частных собственников, прежде всего из-за нарушений в ходе приватизаций; Ø Неэффективное использование бюджетных средств, в частности при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны; Ø Повышение цен за счет криминальных «накладных расходов». В результате страдает потребитель; Ø Потеря доверия агентов рынка к способности властей устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов; Ø Расширение масштабов криминальных операций в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны. Социальные последствия: ü Отвлекаются колоссальные средства от целей социального развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы; ü Увеличивается и закрепляется резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое и ü неправдивое перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения; ü Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти; ü Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Последняя сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможности для отмывания денег; ü Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране. Политические последствия: ♦ Цели политики смещаются от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок; ♦ Снижается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества, тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти; ♦ Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции. Таким образом, экономическая безопасность в аспекте противодействия теневой экономике представляет собой совокупность внутренних факторов, обеспечивающих контроль развития криминальных тенденций в экономике с позиции российских государственных и общественных интересов. Анализ состояния экономики России в аспекте макроэкономических последствий функционирования теневой экономики позволяет подвести некоторые итоги. Во-первых, к настоящему времени экономика страны практически утратила способность к осуществлению воспроизводства без участия криминальных капиталов и криминального бизнеса. Теневая экономика превратилась в своего рода многоотраслевой сегмент всей экономики, неотъемлемым элементом вписывающийся в производственные, финансовые и торговые механизмы, выполняющий определенные функции, обслуживающий интересы достаточно широкого круга юридических и физических лиц. Во-вторых, в результате общего падения объемов производства в экономике произошло более значительное снижение производства в организациях и отраслях, не относящихся к теневой экономике, и удельный вес финансового и производственного вклада криминализированных корпораций в общем объеме производящейся продукций сильно вырос. В-третьих, качественные изменения в экономике в отношении ее теневой составляющей обусловили серьезнейшие последствия, привели к деформации деятельности и развития ее важнейших правовых и политических институтов. В таких сложных условиях обострилась проблема обеспечения экономической безопасности существования российского государства как великой державы. О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорят многочисленные отечественные и зарубежные экспертные исследования. Они во многом субъективны, но тенденцию роста определяют правильно. Об этом же свидетельствует и такой объективный показатель роста теневой экономики, как доля наличных денег в денежной базе России (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).Почему теневой сектор до сих пор не утратил значительного места в российской экономике? Попробуем выделить факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России: 1.Финансово-экономические: Несовершенство налоговой системы - до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель – 25-30% (наши расчёты показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50-60% всей его прибыли); Несправедливое первичное распределение капитала - теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП (рано или поздно, но Россия вынуждена будет решить проблему грабительской приватизации и олигархического капитала - речь не о «раскулачивании олигархов», а о восстановлении справедливости в распределении национального богатства и восполнении утраченной гражданами личной и общественной собственности); Продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств (по экспертным оценкам, расхищается и отмывается через теневую экономику от 10 до 20 % всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ и проектов, а также прибыли государственных предприятий).2. Правовые: Существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности при избыточном регулировании открытой деловой активности; Отсутствие антикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов; Слабая и в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов (в отличие от развитых стран, наши «правоохранители» не борются с профессиональной преступностью – это трудно, опасно и неденежно, а охотятся на граждан, вынужденно или неосторожно нарушающих закон); Отсутствие государственной программы жёсткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере.3.Административные: Отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса; Запретительное, наказательное администрирование - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив; Местничество и мздоимство чиновников (неизбывная русская традиция ставить чиновника на «прокорм» за счет использования должностных функций в корыстных целях – своеобразная чиновничья рента.4. Общественно-политические: Неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике; Недоверие граждан к государственным институтам, особенно к бюджету (большинство граждан небезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата услуг работников бюджетных организаций)
|