Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Для маленьких детей тема медитации является более близкой, чем для взрослых, поскольку дети совершенно естественным образом живут в мире






Для маленьких детей тема медитации является более близкой, чем для взрослых, поскольку дети совершенно естественным образом живут в мире, полном образов и сказок, мифов и историй. Серьезным преимуществом является также их уважение к опыту, получаемому на образном уровне. В то время как взрослые отметают подобный опыт, вооружившись фразами: «это же было только во сне», «не более чем фантазии» или «просто воображение», дети могут искренне плакать, когда сюжет сказки приобретает угрожающий оборот, а сказочный герой подвергается опасности. Время от времени единственной поддержкой детей становятся символы и образы, и с их помощью дети выражают свои чувства и мысли потрясающе честно. Если вы хотите знать, что происходит в мире ребенка, вам достаточно просто дать ему лист бумаги и попросить его нарисовать самого себя и свою семью в виде животных. Если бы взрослому дали такое задание, в его выполнение сразу вмешался бы интеллект, но дети рисуют со всей присущей им честностью. Если в итоге маленький мальчик появляется в центре рисунка в облике пантеры, мама жмется где-то с краю в образе робкой косули, а отец изображен в виде зайца, нет необходимости в глубоком психологическом толковании символов; чтобы понять ситуацию в этой семье — достаточно самых скромных познаний в зоологии. Маленькая девочка изобразила себя в виде ежика в самом углу, а вокруг себя собрала отца-слона, мать-птицу и хищников-братьев. Не менее выразительные картинки дети рисуют в тех случаях, когда им рассказывают сказку и через некоторое время спрашивают, какое место они отводят себе в этой истории. Как правило, они выбирают роль одного из персонажей и переделывают ее в соответствии со своими представлениями. Если дать им возможность продолжить рассказ, в скором времени появляется гораздо более четкий и живой образ персонажа, чем на картинке. А юный рассказчик по ходу дела начинает даже менять сюжет.

Кроме того, дети нередко сохраняют способность к магическому восприятию образов; это значит, что их понимание образов может оказывать определенное воздействие на мир, который находится во власти этих образов. Если им удается нред-

ставить ссбс и пережить па образном уровне изменения своей жизненной ситуации, это, как правило, имеет определенные последствия в реальной жизни. Так, в ходе игровой психотерапии ребенку, испытывавшему проблемы в общении, предложили натянуть воображаемый канат между двумя домами; после успешного завершения этого строительного проекта проблемы, которые он испытывал при общении с другими людьми, существенно сократились. Этот контакт с магической сущностью образов можно оживить и у взрослых, но для этого необходимо вернуть их в глубины образного мира. Однажды Милтон Эриксон порекомендовал своей пациентке, страдавшей от фригидности, разморозить свой холодильник; в результате проблема ее фригидности была решена. Взрослые, которые скептически реагируют на подобные сообщения, к сожалению, нередко подтверждают свой скепсис в собственных образах, поскольку им самим не удается пережить ничего подобного.

То, что в случае взрослых оказывается достойным упоминания исключением, для детей является обычной практикой. Для них образы естественны и могущественны, что в ряде случаев может привести к возникновению страхов. Сталкиваясь с темнотой, они сразу же начинают представлять, что под их кроватью прячется чудовище, избегают темного подвала, боятся «черного человека» и никогда не решаются в темноте пойти на кладбище. Зачастую и взрослым разум и логика мало помогают в таких ситуациях, поскольку сила образов несокрушима и во многом превосходит силу интеллекта. Такие примеры показывают, что у взрослых тоже нередко происходит фиксация на подобных образах, причем это происходит гораздо чаще, чем они готовы признать. Если взрослый человек обнаруживает, что в его жизни по-прежнему господствуют подобные страхи или суеверия, он может увидеть в этом шанс получить прямой доступ к внутренним образам и символам, что очень важно с точки зрения терапии.

Детям — как и взрослым — нужны символические образы; возможно, они нужны им сильнее, чем образы, необходимые для развития их душевных способностей. Но дети все реже получают духовнуто пищу в виде регулярно рассказываемых сказок. Вместе с нами, взрослыми, они живут в эпоху заменителей, когда качество заменяется количеством. Видеокассеты и компьютерные игры заменяют сказку, рассказанную на ночь, и истинное внимание. С самими собой мы обращаемся немногим лучше: паша физическая пища все меньше является настоящей едой и все больше становится заменителем. Этой еды достаточно для того, чтобы не умереть, но не для того, чтобы жить. Мы никогда не поступили оы так со своей машииои, как изо дня в день поступаем со своим телом. Кто из нас зальет дизельное топливо в двигатель автомобиля, который работает на высококачественном бензине, только потому, что это дешевле, а автомобиль стоит ближе именно к дизельной колонке? Однако именно из таких соображений мы нередко покупаем дешевые товары или низкокачественные продукты по специальным предложениям, а также употребляем различные «деликатесы», о которых уже давно известно, что они разрушают наш организм. Однако то, что мы упускаем с точки зрения качества, мы стремимся наверстать количеством. Масштабы замены качества низкосортным количеством отчетливо видны в сфере здравоохранения, а также в существовании популяции бесформенных людей, страдающих избыточным весом, которые при этом мучаются от очевидных симптомов истощения.

Похожая ситуация имеет место и в духовно-душевной сфере: вместо качества мы делаем ставку на количество и перенасыщаем себя второсортной информацией, третьесортными фильмами и низкосортными развлечениями. С тех пор как духовная пища отдана на откуп коммерции, она практически не подвергается контролю качества. Для выживания достаточно и того, чем пас пичкают, однако понятие «жизнь» подразумевает нечто иное.

Некогда Конрад Лоренц заметил, что считает очень вредным для детей прекращение контакта с природой, с ее гармоничными и многообразными формами и взросление в «мире выдвижных ящиков» среди бесконечных прямых углов. Предостережения Лоренца сбываются довольно страшным образом. Мы живем в неестественной изоляции своих квартир, подобных маленьким прямоугольным клеткам в огромных массивах жилых домов, и условия нашей жизни весьма напоминают современные условия содержания сельскохозяйственных животных. Маленькие дети в больших городах растут в бетонных ущельях и все раньше становятся восприимчивыми к информации с «голубого экрана». В итоге только наши по-прежнему круглые глаза противостоят этой тенденции к «четырехугольиости».

В такое время сказки и древние символы становятся существенной компенсацией и возможностью для создания здоровой основы, на которой строятся все современные достижения нашего века, не принося при этом вреда. Компьютеры и видеомагнитофоны принадлежат этому времени, однако они не могут заменить знакомства с природой или переживаний, которые несут в себе сказки. Совместные переживания с родителями — неважно, внешние или В1гутреппие, — в любом случае предпочтительнее любых «консервов», так же как любая свежая пища предпочтительнее консервированной. Вместе с тем для выживания консервы все-таки лучше, чем полное отсутствие еды. В трудные времена человек радуется и консервам. Поэтому в нынешнее время, трудное для развития души с ее потребностью в символах, иногда приходится довольствоваться аудио- или видеокассетами с записью сказок вместо настоящих приключений. Поскольку недостаток фантазии для взрослых является явлением обычным, во всех книгах сказок присутствуют соответствующие введения во внутренние путешествия. В конце концов, шаг от рассказчика сказки до ее участника совсем не сложен. Достаточно попросить ребенка в самом начале закрыть глаза, и тогда все остальное произойдет внутри и практически само собой.

Идеальная возможность — использование внутренних миров переживаний в дополнение к внешним, что позволяет обеспечить доступ к символам и архетипам, стихиям и природе с обеих сторон. Рассказывая собственные истории, следует учитывать тот факт, что они обеспечивают живую связь с полярностью, то есть содержат в себе и темные архетипы. Абсолютно безобидные сказки антиавторитарного движения отличались именно отсутствием темной стороны и поэтому в большинстве своем пс трогали детей. Детская душа тоже испытывает потребность в полноте и поэтому нуждается как в светлых, так и в темных сторонах. В сказках присутствуют не только принцессы и добрые феи, принцы и герои в сверкающих доспехах, но и ведьмы, темные духи, негодяи и убийцы. Именно их противостояние и становящееся его результатом примирение с темной стороной зарождает веру в собственные возможности и таким образом формирует основу для доверия к самому себе.

«Вмешательство» детей в сказку обычно происходит и в тех случаях, когда ребенок не стремится к нему, поскольку он так или иначе идентифицирует себя с одним из персонажей и вместе с ним переживает все происходящее. Он также сопереживает и другим персонажам, которые олицетворяют другие аспекты его души — в рамках позитивной идентификации или эмоционального отторжения. Во время управляемых медитаций рекомендуется с самого начала использовать это стремление к «вмешательству» и побуждать ребенка к включению в происходящее силой собственно й фантаз и и.

Следует также следить за тем, чтобы выбор слов не был слишком сложным для ребенка, поскольку это может помешать успешной медитации. В случае сомнений рекомендуется еще больше упростить приведенные здесь тексты и приспособить их к уровню представлений соответствующего ребенка. Уровень абстрагирования, который и без того достаточно ограничен в медитации для детей, также может дополнительно упрощаться. Чем проще и образнее становятся представления, тем больший эффект они производят.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал