![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Художественно - творческие проблемы и режиссура массовых действ
Рассмотрим понятия «праздник» и «массовое представление» любого вида. Понятие «праздник» — более широкое, чем «представление». Праздник всегда отличается широким, активным и творческим участием масс. Он рассредоточен на обширной территории, не предусматривает локальной сценической площадки и по существу не имеет границ. Представление же, в отличие от праздника, всегда вписывается в определенную сценическую площадку, локализуется четкими границами и предполагает разделение массы на исполнителей и зрителей. Массовый праздник — одновременное возникновение сразу нескольких очагов художественного действия, и каждый из его участников должен сам выбрать себе объект внимания, тогда как представление этот объект внимания предопределяет. Массовое представление может быть театрализованной частью праздника и занимать важное место в его структуре. Сложный характер массовых праздников требует от режиссера высокого профессионализма и ставит перед ним ряд художественно-творческих проблем, которые должны найти свое отражение в драматургии праздника. Драматургия праздника... Это, прежде всего, четкое понимание идеи праздника, осознание того, что этот праздник должен утверждать, какую основную тему он должен поднять и для чего, каковы его задачи: призыв народа к новым победам, раскрытие величия того или иного события, стремление мобилизовать людей на решение важного вопроса. В каждом празднике есть «сверхзадача», которую ставит перед собой режиссер: для чего проходит, во имя чего создается, к чему стремится праздник. Драматургия массового праздника зависит, кроме того, от целого ряда обстоятельств. Одно из них — место действия. Праздник по своему масштабу может быть и общегородским, и общенациональным. Он может проходить в городе, в сельской местности, на стадионе, в клубе, парке, на площади или улице. Совершенно естественно, что надо знать те средства, которыми вы располагаете, т. е. те художественные силы, возможности, с помощью которых будет выражена идея праздника. Итак, тема праздника, его место, масштаб, художественные средства—все это основа, без которой нельзя приступить к созданию драматургии праздника и его режиссерскому воплощению. Причем и драматургия и режиссура должны учитывать творческие возможности исполнителей, место действия, а не подчинять все это заранее созданным режиссерским замыслам. Под словом «драматургия» чаще всего понимают пьесу. Конечно, в массовом празднестве это другая драматургия. В ней нет подробно разработанных взаимоотношений, углубленного психологического развития образов. Драматургия массового праздника ближе к сценарию кинофильма, но и они существенно различны. Так, например, в киносценарии большое место отводится слову. Специфика же массового праздника требует чрезвычайно экономного использования его. Здесь нужны иные средства выразительности, иное воздействие на зрителей. Такие компоненты, как песня, танец, живая картинная композиция, заменяют в массовом представлении психологическое обоснование поведения героев. Свойственная этому жанру эмоциональность предполагает мгновенное переключение внимания зрителей с одного объекта на другой без детализации и психологических мотивировок. Иначе говоря, драматургия массового действия должна строиться так, чтобы во внешней форме подачи материала найти внутренний образ, соответствующий его идее, ритму, дыханию. Конечно, было бы хорошо, если в создании праздника принимали участие драматург или сценарист — профессионалы, которые знают законы массовых праздников и предугадывают реакцию зрителей. Надо стремиться к той идеальной форме, когда создание сценария является совместной работой драматурга и режиссера. Но, к сожалению, специально подготовленных драматургов и сценаристов массовых праздников нет. Поэтому пока режиссеру чаще всего приходится быть и драматургом. Во всяком случае, в настоящее время почти всегда режиссерской группе вместе с художниками приходится самим создавать сценарный план массового праздника. Создание сценария — это обязательный этап подготовки массового праздника. На практике же часто недооценивается значение четкого, активного сценария. Какой бы ни была тема, масштабы и границы проведения массового праздника, его содержание непременно должно быть, прежде всего, выражено на бумаге в виде сценария. Он определяет пути реализации темы, идеи, «сверхзадачи» массового праздника. Создавая сценарий праздника, необходимо также решать вопрос индивидуализации каждого праздничного театрализованного действия. Опыт показывает, что однородные по идейно-тематической основе праздники могут быть по-разному решены режиссерски путем конкретизации документальной основы. Самым ярким примером тому могут быть совершенно различные сценарно-режиссерские решения одного и того же праздничного действия— торжественного открытия Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Автор этой книги принимал участие в качестве режиссера в подготовке и проведении семи фестивалей, проходивших в Берлине, Бухаресте, Москве, Варшаве, Хельсинки, Вене, Софии. И открытие каждого фестиваля не было повторением предшествующего. Новизну и своеобразие его определяли место действия, существующая в то время конкретная политическая обстановка, атмосфера вокруг фестиваля и т. д. В 1951 г. фестиваль проходил в Берлине. Город носил еще следы разрушений. Открывали фестиваль хозяева форума — молодежь Германской Демократической Республики, подготовившие большую физкультурно-художественную пантомиму на музыку А. Александрова «Священная война», которая раскрывала тему борьбы народов за свободу и независимость. На поле вышли 10 тыс. гимнастов, одетых в костюмы белого, черного и желтого цветов. Центр поля заняли спортсмены в белом. Расправив плечи, расставив ноги, они властно стояли на земле. Вокруг них расположились, полусогнувшись, желтые, символизировавшие народы Азии, и на коленях — черные, — еще не проснувшаяся Африка. Но вот желтые расправляют спины, им помогает часть белых, черные поднимаются с колен и встают во весь рост... Конфликт развивался бурно. Свободолюбивая тема равноправия людей разных цветов кожи, несмотря на то, что была выражена специфическими средствами гимнастических упражнений, достигла огромной художественной выразительности. Она нашла пути эмоционального воздействия на многие тысячи зрителей. А через два года — IV Всемирный фестиваль молодежи в Бухаресте. Только что кончилась война в Корее, кончилась именно в тот день, когда открылся фестиваль. Над стадионом летали белые голуби, а на поле ликующая молодежь приветствовала товарищей из Корейской Народной Республики. Все танцевали, всем было весело и радостно. VI Всемирный фестиваль молодежи проходил в 1957 году в Москве. Улицы столицы были празднично украшены, был декорирован и переименован (конечно, временно) весь маршрут от сельскохозяйственной выставки (ВДНХ) до Дворца спорта в Лужниках. Первая Мещанская улица стала улицей Мира, Большая Садовая — улицей Счастья, появилась улица Дружбы и т. д. (проспект Мира с тех пор так и сохранил новое название). Колонны участников шествия были оформлены красочными панно, плакатами с надписями по темам - улиц, с лозунгами и девизами, отражавшими идеи, во имя которых молодежь собралась на фестиваль. 35 тыс. иностранных делегатов встречала в те дни Москва. 1200 грузовиков и автобусов, окрашенных в цвета, символизирующие пять континентов, представленных на фестиваль, грандиозной колонной двигались по улицам столицы. В них разместилось почти 12 тыс. делегатов со всех концов мира. У каждого значок фестиваля — цветок с 5-ю разноцветными лепестками, все делегаты в национальных костюмах, А если к этому прибавить сотни тысяч празднично одетых москвичей, эстрады с духовыми оркестрами па всех больших перекрестках и площадях, звучание музыки и песен по городской радиосети, мотоциклистов со стягами, то можно себе представить, какое грандиозное незабываемое зрелище возникло на улицах Москвы. Все располагало к излиянию дружеских чувств, знакомствам и приподнятому настроению, которое царило в течение всего фестиваля. ...Советские гимнасты, начав свое выступление, превратили поле стадиона в карту мира. Специально подобранные по цвету костюмы и расположение спортсменов придали этой карте необходимый рельеф и резко очертили границы материков и океанов. Вдруг на карте возникает хищный контур атомной бомбы. Она зловещей тенью легла на континенты планеты. Но слово «НЕТ!», появившееся на карте и повторенное на многих языках как протест против угрозы атомной войны, перечеркивает крест-накрест энергичными линиями силуэт бомбы. Символика была ясной, четкой, тема точно доходила до сознания зрителей. Примеры подобного рода можно было бы продолжить, но мысль ясна: каждый праздник должен иметь индивидуальность, свое неповторимое решение, новые ритмы — это насущная задача режиссера. Однако нельзя забывать, что есть и общие для всех праздников законы, в соблюдении которых состоит другая важнейшая задача режиссера, например закон коммуникаций — действующих сил праздника. Участников праздника можно разделить на две группы: непосредственные, активные участники — исполнители и, если так можно выразиться, пассивные участники — зрители. Но пассивны они только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течение праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, активно откликаться на воздействие. Это может быть выражено аплодисментами, различными эмоциональными переживаниями, т. е. в определенные моменты эти две стороны объединяются, между ними устанавливается тесная связь — контакт между действием и его восприятием. Чтобы достичь этого с наибольшей полнотой, необходимо приблизить праздник к массе зрителей — это еще одна важная задача, во многом определяющая успех кампании. Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможность органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник. Это необходимо, во-первых, для максимального приближения к зрителю воздействующих сил, а, кроме того, во избежание несчастных случаев, так как непродуманное и неуправляемое скопление людей просто опасно. Примером может служить концерт-митинг на Манежной площади в Москве. По сценарному плану приход зрителей на митинг был организован точно и продуманно. Колонны демонстрантов собирались далеко от места митинга. Возглавляемые отрядами факелоносцев, с транспарантами в руках, они должны были вливаться на площадь в установленном порядке и занимать заранее отведенные для каждой колонны секторы. Однако получилось иначе. На митинг собралось около 500 тыс. человек — количество, намного превышающее предполагаемое. И когда прибывали новые колонны, они теснили впереди стоящих, и вся ранее пришедшая толпа надвигалась на сцену. Но тут на помощь пришли комсомольцы из отрядов охраны порядка, которые самоотверженно вошли в толпу, разделили ее и тем самым ослабили натиск. Просчет заключался в том, что режиссеры и соответствующие службы не предусмотрели возможности такого наплыва людей и не были до конца готовы к их организации. Но винить в этом ни режиссеров, ни кого другого нельзя, ибо такого рода и масштаба митинг проводился впервые. Вывод: режиссеры — это специалисты, разрабатывающие структуру праздника, а поэтому они обязательно должны быть и его организаторами. Ни один режиссер не может стоять в стороне от вопросов организации любого театрализованного действия, тем более массового. Так, в Москве во время Всемирного фестиваля молодежи, согласно режиссерскому плану, одна колонна карнавального шествия двигалась от Сокольников, другая — с противоположного конца города, из Центрального парка культуры и отдыха им. А. М. Горького. Подобная организация ^движения колонн предотвращала скопление массы людей в одном месте, вбирая и рассредоточивая их по мере продвижения. Многоцентровость массовых праздников приобретает особый смысл во время карнавалов, которые требуют четкого ритма, площадок для плясок, аттракционов, свободы для движения людей в театральных костюмах, прохождения декорированных машин и всего того, что составляет карнавальное шествие. Все это надо предусмотреть в сценарии массового праздника, четко определить все коммуникации, которые связывают между собой его части, только тогда можно организовать, построить, подчинить единому целому все праздничное действие. Специфика массового праздника предопределяет в его сценарии и режиссуре особое значение логики развития действия, логики сцепления образного строя, логики композиции. Начло, развитие, кульминация, финал — все это обязательные части сценария массового действия, в их рамках определяется степень эмоционального накала каждого эпизода, ритмичная их контрастность и строгое взаимодействие. Сконцентрировать внимание зрителей, заставить их заинтересоваться праздником (а их тысячи, т.е. неизмеримо больше, чем на любом театральном спектакле или концерте) — важнейшая задача сценария. Режиссер с помощью сценария должен объединить эту массу зрителей, помочь им сосредоточиться на стержневой теме действия. Раскрытие темы начинается с пролога. Этому может служить художественное оформление территории праздника, музыкальное оформление, объединяющее его части и диктующее его ритм, слово, в частности поэтическое, направляющее мысли участников массового праздника в русло, намеченное режиссером. Подготовив, таким образом, участников праздника, режиссер и сценарист должны повести их по намеченному сюжету за своей основной мыслью, раскрытию которой должны служить и исполнительские, актерские силы, и те приемы, которыми будет достигаться их приближение к зрителю, и многое другое, зависящее от развития авторской и режиссерской фантазии. В частности, одним из, способов повышения заинтересованности зрителя массовым праздником является включение его в действие. Достигается это путем максимального сближения исполнителей и зрителей. Уже давно служат этому движущиеся платформы и грузовики, превращаемые в сцены. Даже крыши микроавтобусов стали площадкой для концертов. Так было во время фестиваля молодежи в Хельсинки. На карнавале в Сокольниках были организованы так называемые машины «скорой помощи», в которых разместились небольшие группы артистов с музыкальными инструментами, и эти подвижные группы перебрасывались туда, где волна веселья ослабевала. Итак, продумывая драматургию праздника, надо помнить, что люди, которые пришли на массовое представление, хотят быть не только зрителями, но и участниками действия. Поэтому, развивая сюжет массового представления, надо определить кульминацию, которая обобщит тему праздника и вовлечет всех зрителей в орбиту своего влияния. Надо добиваться того, чтобы в ходе представления, праздника возникла новая, активно действующая сила, способная стереть грани между исполнителями и зрителями, превратить зрителей в участников массового действия. Задача финала — закрепить в сознании зрителей то для чего был организован праздник, к чему стремились постановщики: чувство гордости за свою страну и народ, желание новой встречи, ощущение удовлетворения от проведенного дня. Вот такая драматургия логического развития представления, построения образного «его ряда от пролога через развитие и кульминацию к финалу должна стать основой сценарного построения массового праздника. Осуществление всего этого сопряжено с рядом трудностей в самой режиссуре. Одна из них заключается в том, что массовый праздник в целом нельзя прорепетировать. Вторая — в том, что данный массовый праздник идет один раз. А если он и повторяется, то это по своей форме уже совсем другой праздник — новые сценарий, режиссура и организация, другие зрители, другое настроение. Как же обойтись без репетиций? Надежный помощник режиссера в организации массового праздника — монтажный лист. Это документ, включающий в себя все то, что происходит во время праздника: время, место, участники, ход действия. Каждый режиссер должен уметь его составить (План монтажного листа —см. приложение 1). Чем полнее и внимательнее будет составлен монтажный лист, тем яснее станет весь ход массового действия, тем легче и увереннее оно будет проходить. Такая же тщательность должна соблюдаться и при подборе литературного материала для сценария массового праздника. Каким образом; это делается? Во-первых, надо с большим уважением относиться к уже имеющемуся художественному материалу в репертуаре исполнителей, привлеченных к празднику. Готовый материал, если он подходит по содержанию, надо обязательно использовать. Во-вторых, то, что нужно дополнительно, необходимо искать в широко известной литературе. В массовых аудиториях лучше звучит поэтическое слово: оно образно, лаконично, легко воспринимается, и потому особенно глубоко западает в сознание зрителя. При этом должны быть взыскательный вкус и строгость отбора материала. Как только материал будет отобран, он должен быть внесен в сценарий. Никогда не позволяйте себе надеяться на память. Все должно быть записано: ответственней за каждое слово, за каждого актера, за каждое действие. Сценарий и монтажный лист — это основные документы, по Однако нельзя подменять одно другим. Сценарий — это не просто организационный план праздника. Именно в нем сосредоточено и выражено образное видение темы, идеи, во имя которых проводится тот или иной массовый праздник (см. приложение 2). Очень важно понять также, что массовое празднество требует большой предварительной организаторской работы еще до встречи с исполнителями. Условия, в которых рождаются массовые зрелища, не дают практической возможности сделать всех исполнителей участниками творческого процесса, потому что масштаб их использования огромен (тысячи людей). Например, на фестивале в Москве в день его открытия была поставлена хореографическая сюита «Цвети, наша молодость», в которой от каждой республики участвовало по 200 человек, всего 3200 исполнителей. В ГДР в спортивно-художественной пантомиме участвовало 100 тыс. спортсменов и танцоров; в хоровых массовых праздниках в прибалтийских республиках — до 30 тыс. человек. Поэтому при подготовке массового праздника творческий коллектив складывается в основном из режиссера, художника, драматурга, композитора и руководителей коллективов. Встреча с руководителями коллективов — один из ответственных моментов работы постановщика. Здесь, кроме четкого определения задачи каждой группы участников, должна быть дана строгая программа репетиций (прежде всего индивидуальных), расписанная по часам и минутам, а также, что особенно важно, той единственной сводной, которую, в лучшем случае, удается провести. Умение без потери времени, в творческой обстановке провести репетиции — важное условие для работы режиссера, который является не только творцом, но и организатором всей работы. К этому добавляется очень большая работа с художниками, которую надо вести с самого начала. Само собой разумеется, что принципы оформления того или иного массового праздника, его составных частей: представлений, концертов — зависят, прежде всего, от их характера, специфических особенностей. Так, художник, оформляя праздник балета, проходивший на стадионе, отключает одну из трибун и на ее фоне располагает большую центральную и несколько малых сценических площадок. Оформляя на стадионе же вечер циркового искусства, учитывая его специфику, обозреваемость со всех сторон, художник заполняет зрителями все трибуны; а представление располагает по полю и видимых со всех точек стадиона. Декоративное решение праздника на Москве-реке в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов было определено тем, что сценические площадки располагались на движущихся судах и стоящих на приколе баржах, а берега реки в этот вечер стали большим, зрительным залом. Иными словами, художник должен всегда стремиться к тому, чтобы в каждом отдельном случае найти наилучшее декоративное решение идеи и темы праздника применительно к тем сценическим условиям, в которых они будут проводиться, и в соответствии с режиссерским, замыслом. Сложность работы художника массового праздника заключается еще и в том, что ему приходится решать задачу оформления как в малых, так и в больших масштабах, от элементов оформления колонн до чрезвычайно серьезных и трудных вопросов оформления целого города. При этом надо добиваться сохранения замысла художника. Например, в 1957 году, во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, украшались все теплоходы, поезда, самолеты, порты, аэродромы, пограничные станции и города, через которые проезжали делегации. Как произвести эту грандиозную работу с максимальной быстротой и минимальными затратами? Наша промышленность выпустила по специально созданным художниками эскизам, декоративные пакеты с набором цветных флажков, панно с национальными орнаментами, фестивальными значками. Все было сделано из бумаги и легко приклеивалось и развешивалось на окнах учреждений, в витринах магазинов. Когда же было объявлено, что москвичи могут украсить подобным же образом свои балконы и окна, то жители, покупая эти пакеты, включились в оформление города. Москва быстро приобрела праздничный, нарядный вид, и, главное, в полном соответствии с тем оформлением, которое было предусмотрено организаторами фестиваля. Наконец, судьба массового праздника, его представлений зависит от композитора, ибо перед музыкальной драматургией всегда стоят конкретные задачи, и решение их во многом определяет успех всего действия. Пути решения этих задач различны. В одном случае вся музыка специально пишется для данного праздника или представления; в другом — вновь написанная компонуется с уже существующей; в третьем — все музыкальное сопровождение строится из уже готовых мелодий, принадлежавших чаще всего разным авторам. Но во всех трех случаях композитор необходим как соавтор будущего праздника. Для композитора, равно как и для режиссера, чрезвычайно важно умение найти неповторимость характера представления, т. е. выбрать из многого то единственное, что в полной мере отвечает идейным и художественным требованиям сценического действия. Следует подчеркнуть, что композитор отнюдь не в меньшей степени, чем режиссер, обязан заботиться о решении начала и завершения праздника, о том, чтобы музыка эмоционально окрасила все представление, отчетливо выявила его ритм, и помнить, что сама природа массового зрелища создает условия для разнообразнейшего использования инструментов. Кроме того, в распоряжении композитора и магнитофонные записи. Умело используя эти возможности, можно сделать музыку важнейшим компонентом массового действия. Таким образом, режиссура массового праздника требует очень тщательной, всесторонней подготовки и хороших помощников, совместных усилий режиссера, художника, композитора, исполнителей. Именно творческая работа всего постановочного коллектива может обеспечить законченный идейно-художественный образ праздника, налаженную его организацию, бесперебойную смену элементов праздника и непрерывность его развития. Эти условия необходимо соблюдать в любых обстоятельствах: и тогда, когда у режиссера есть возможность прибегнуть к помощи профессионалов, и тогда, когда в его распоряжении будут самодеятельные художники, композитор, исполнители, и тогда, когда режиссеру приходится все эти функции выполнять самому. В последнем случае он может использовать уже созданные изобразительные и музыкальные произведения, отобрать их, руководствуясь теми задачами, которые поставлены перед ним идеей и темой праздника.
ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД РЕЖИССЕРОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Особый жанр современного массового искусства — театрализованный концерт. Он приобрел сейчас большую популярность. Театрализованные концерты проходят на сцене Кремлевского Дворца съездов, на сценах профессиональных театров, на сценах Домов культуры и клубов. Театрализованный концерт родился в нашей стране, а затем завоевал популярность и в странах социалистического содружества. Театрализованный концерт — это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и кончая народным танцем. Театрализованный концерт, в отличие от филармонического, всегда тематический, в нем художественное и смысловое соединяются воедино. Тематические театрализованные концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера (день рождения В. И. Ленина, праздник Великого Октября, годовщина победы над фашистской Германией и т. д.), посвящаются биографическим или мемориальным датам (памяти писателей, ученых) и пр. Они или завершают торжественное заседание, становятся его художественным продолжением,, или проходят самостоятельно. Они бывают в одном или двух отделениях с антрактом. В зависимости от этого используется и закон времени, влияние его па внимание и утомляемость зрителя. Известно, что концерт в одном отделении должен идти 1 час 10 мин.— 1 час 30 мин. Потом зритель утомляется и интерес к концерту ослабевает. Концерт в двух отделениях организуется следующим образом: первое отделение длится 1 час — 1 час 10 мин., а второе — 0 час. 55 мин.— 1 час. Это нормы, определенные опытом. Конечно, могут быть отклонения, зависящие от исполнителей, темы, места проведения концерта, но в целом следует придерживаться указанного хронометража. Каждый из театрализованных концертов имеет свою тему, свою смысловую и эмоциональную драматургию. Она определяется теми обстоятельствами, которые вызвали постановку концерта. Так, при подготовке концерта, продолжавшего торжественное заседание, посвященное 40-летию комсомола, стало ясно, что даже самая первоклассная программа, составленная из отдельных номеров различных коллективов, не будет отвечать тематическим его задачам, не приобретет идейно-воспитательного звучания. Знакомство с содержанием торжественного заседания убедило в необходимости создания такой программы, которая могла бы стать его органическим продолжением, подхватила бы и развила его эмоциональный заряд, явилась выражением в художественных образах того круга тем, которые нашли отражение в торжественной части юбилея. Отсюда задача концерта — раскрыть основные этапы деятельности комсомола, высоко оцененные партией, правительством, народом. Пять орденов, которыми был награжден Ленинский комсомол, стали как бы основой драматургии концерта. В соответствии с этим программа концерта (в данном случае правильнее было бы называть сценарием) состояла из ряда крупных тематических эпизодов, которые благодаря непрерывно развивающейся логике событий, подчиненных единой сверхзадаче, создавали неразрывную цепь эмоционального воздействия на зрителя (см. приложение 3). Или тема театрализованного концерта, посвященного XIV съезду ВЛКСМ, раскрывалась в преемственности комсомольцев первых лет Советской власти и наших современников. Первые — молодые люди в кожанках, тельняшках, красных платочках и бескозырках, вторые— в современных рабочих, спортивных, праздничных костюмах. Комсомольцы революционных лет сначала удивленно, с недоверием смотрят на молодежь в модных, современных костюмах. Но постепенно, по ходу программы, когда юноши и девушки 20—30-х годов образным языком концертных номеров рассказывают о боевых подвигах гражданской войны, героизме строительства социалистической индустрии и колхозной деревни, а комсомольцы наших дней — о разгроме фашизма, борьбе за мир, завоевании космоса, становилось ясно, что сердца и тех и других бьются в унисон, что все они воодушевлены единой идеей строительства коммунизма. В наши дни последовательное осуществление Советским Союзом миролюбивого ленинского курса внешней политики является ведущей темой идеологической работы. Ей был посвящен театрализованный праздничный концерт в честь 56-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, состоявшийся в ноябре 1973 года в Кремлевском Дворце съездов. Средствами искусства концерт последовательно раскрывал эту тему от первого ленинского Декрета о мире до сегодняшних исторических, визитов руководителей нашей партии и правительства с миссией доброй воли в США, ФРГ, Францию, Индию и другие страны мира (см. приложение 4). Основу концерта составляют номера. Их количество не должно нарушать единства темы, замысла, целевой задачи. Концерт составляется из уже имеющихся или вновь созданных, но обязательно полностью исполняемых номеров. Сокращение, изменение композиции без учета формы и внутренней драматургии исполняемого произведения недопустимо. Чего должен добиваться режиссер, готовя тематический театрализованный концерт? Прежде всего четкой идейной выразительности и художественной образности. Как же добиться этого в концерте? Театрализацией его номеров. Вот как шел эпизод о Великой Отечественной войне в концерте, посвященном, XIV съезду комсомола. Плакаты грозных дней Великой Отечественной войны. Звучит песня А. Александрова «Священная война». На сцене женщины в темных платьях провожают на фронт моряков. Остается одна из них, и когда заканчивается песня, отставший от товарищей моряк читает, обращаясь к женщине, стихотворение К. Симонова «Жди меня». Быстрая, буквально секундная смена декораций — и на сцене начинается танец из балета А. Спадавеккиа «Берег счастья». Матросы вступают в единоборство с танком и, одержав победу, с развернутым знаменем покидают сцену торжественным маршем. Так, три концертных номера —песня, стихотворение и танец— слились в единый фрагмент — рассказ о Великой Отечественной войне. Важная задача режиссера концерта — непрерывность воздействия его программы на зрителей, необходимость поддерживать интерес к заложенной в ней теме. Достигается это сменяемостью жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание действия, объединяющих его. Когда зритель приходит на концерт и знает, чему тот посвящен, он настраивается на определенную тематическую волну и ждет воздействия, которое должно удовлетворить его интерес. Очень важно не обмануть ожидания зрителя, надо не только привлечь его внимание, заинтересовать, но и взволновать, воздействуя на его разум и эмоции системой художественных образов. Как правило, первый номер бывает эпиграфом к театрализованному концерту. Это его титул, заглавная буква. Поэтому театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным номером многолюдного коллектива: это или большой хор, или оркестр народных инструментов, или симфонический оркестр. Из каких номеров составляется театрализованный концерт? К участию в нем следует привлекать все жанры и виды искусства, которые помогают выразить и раскрыть тему концерта. В частности, в театрализованном концерте ныне активно используется кино. Отснятые ролики специально подобранного документального материала, подтверждающего мысль, заложенную в номере, пейзажных планов, помогающих уточнить место действия и создать необходимую атмосферу, стали неотъемлемой частью театрализованных концертов. Очень хорошо применять диапозитивы. С их помощью легко меняется место действия и создаются устойчивые планы декоративного оформления или отдельных его фрагментов. Часто для театрализованных концертов применяется оформление, специально выполненное художником. При этом, наряду с важнейшей задачей — созданием художественного образа — должна предусматриваться организация концерта. Ни в одном другом жанре искусства непрерывность сценического действия (следовательно, и воздействия) не имеет столь важного значения, как в массовом театральном представлении, нигде так остро не ставится вопрос о стремительной и органичной «подаче» на сцену самых разнообразных сил. Вот почему художник должен, определяя принцип оформления, серьезное внимание уделять внутренним и внешним коммуникациям. Это заставляет художника вместе с режиссером заранее продумать четкий порядок красивой и легкой «эвакуации» со сцены тех или иных номеров с их декоративным оформлением и появление на сцене новых коллективов. Очень интересное с этой точки зрения оформление сцены для выступления советской делегации на одном из мировых форумов молодежи нашел известный художник, мастер художественного решения массовых праздников Б. Г. Кноблок. Движущиеся сцены-площадки позволяли произвести перезарядку их за эстрадой во время выступления коллективов, а киноэкран то выполнял свою основную роль, то легко и быстро превращался в верхнюю сценическую площадку. Или созданная Кноблоком же сценическая площадка для концерта, посвященного 40-летию Ленинского комсомола. Она представляла собой четыре сцены, которые могли быть использованы и все одновременно, и каждая самостоятельно. Два больших пандуса охватывали сцену, соединяя ее с «полем» зрительного зала и киноэкраном., находившимся в глубине сцены. Экран перекрывался занавесом и превращался, по мере необходимости, в красный стяг — фон для некоторых эпизодов представления. Такое построение сцены позволяло произвести одновременный ввод и вывод исполнителей, не нарушая ритма концерта. К сожалению, о том, что сцена для театрализованного концерта должна быть особым образом подготовлена, часто забывают. Когда происходит смена, особенно коллективных номеров, например замена оркестра хором, создается шум, возникает пауза и эта неряшливость нарушает необходимую динамику концерта и его атмосферу. Если концерт плохо организован, плохо работает занавес, на сцене кто-то шумит, что-то падает, то внимание зрителей, естественно, рассеивается, и в этом повинна неслаженность, прежде всего, его монтировочной части. А задача режиссера заключается в том, чтобы с первого номера собрать, сконцентрировать, сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке. Завладев вниманием, нужно его удержать, не дать ему распылиться. Главное в режиссуре концерта — непрерывность его программы, незамедлительная смена номеров, которые, нанизываясь как звенья одной цепи, увлекают за собой зрителя. Это достигается твердой организацией всего концертного организма. Если же закулисная часть не мобилизована, режиссерская композиция не продумана и оформление плохо с ней связано, возникают те разрывы в ткани концерта, которые отвлекают зрителя, снижают эффективность самого концерта. Между тем у режиссеров театрализованных концертов очень большие интересные возможности и при соответствующей помощи художника их осуществление повышает значимость концерта. Одна из них — укрупнение каждого номера. Вот несколько примеров такого приема. В концерте, посвященном XIII съезду комсомола, темой одного из номеров являлась борьба народов Африки с колониализмом. Номер назывался «Освобожденная Африка». Танец из этого номера был рассчитан на сцену Кировского театра. Теперь он переносился во Дворец спорта в Лужниках, который вмещает 12 тыс. зрителей, а сцена его почти в 3 раза больше сцены Кировского театра. Как сохранить выразительность сольного танца, «не убить» его масштабами площадки? На сцене было расположено три экрана: два по бокам, как не очень широкие пилястры, и один сзади во всю ширину сцены. На среднем экране синхронно с танцем возникали узловые, кульминационные его моменты. Они были заранее специально отсняты на кинопленку. На сцене негр с кандалами на руках. На боковых экранах — документальные кадры из жизни народов Африки, а на центральном — также закованные руки. Артист начинает танец, пытается разорвать сковывающие его цепи. На боковых экранах показывают демонстрацию народов Африки. Артист разрывает оковы —на боковых экранах всплески народной радости, на среднем — бушующий океан. Артист поднимает руки — и на экране из водных пучин тоже поднимаются руки. Артист устремляет взгляд вперед —и на экране возникают его огромные глаза. Иными словами, на всем протяжении танца укрупнялись и комментировались сюжетные повороты этого хореографического рассказа с помощью взаимодействия разных средств выразительности. Усиление и укрупнение отдельных фрагментов позволили добиться большой обобщенности, выразительности, острой публицистичности. Другой пример —из практики концертов, посвященных В. И. Ленину. В основу одного из них было положено повествование о этапах жизни Владимира Ильича. Известно, что Ленин в детстве очень любил петь вместе с сестрой Олей песню К. Вильбоа «Нелюдимо наше море». Как включить это произведение в программу? Сказать об этом? Написать в программе? ...Фотография семьи Ульяновых была переведена на диапозитив, и в то время, когда на экране, вмонтированном в сценическое оформление концерта, появлялся ее фрагмент с головками Оли и Володи, за кадрами звучал женский голос, читающий рассказ Н. К. Крупской о том, что в детстве Владимир Ильич любил вместе с сестрой петь эту песню. На последних словах свет с диапозитива переводился на сцену и останавливался на артистах, поющих это произведение. Подобным же образом в программу включили марш Монтегюса «Слава 17-му полку», который В. И. Ленин любил слушать во время эмиграции во Франции. На диапозитиве — Эйфелева башня. Звучит вступление к песне. Один диапозитив вытесняет другой — на экране обложка нот этого произведения. А затем, отождествленный с французским шансонье того времени, как бы с обложки на сцену выходит певец и исполняет эту песню. Так с помощью изобразительных средств удается более глубоко и выразительно раскрыть тему номера. Успех концерта, посвященного 150-летию Бородинской битвы, во многом определило использование увертюры П. И. Чайковского «1812 год». На большом занавесе были изображены воинские доспехи и лавровый венок славы. В центре венка по ходу действия возникали картины Отечественной войны 1812 г. (использовались диапозитивы произведений русской живописи). В митингах-концертах (одной из ярких форм театрализованного концерта) так же с успехом можно использовать документы, музыкальные и живописные произведения, созвучные теме. Вот, например, два таких митинга-концерта: один — на Манежной площади (см. приложение 4), другой —в Кремлевском Дворце съездов. Они были посвящены разным, событиям, разным темам. Первый — борьбе за мир, против атомной войны; второй — XV съезду ВЛКСМ. Но принципы их построения имели много общего и были основаны на введении в художественную ткань концерта подлинных документов и людей, участников этих событий. Представьте себе: на Манежной площади установлена двухэтажная сцена. Верхняя служит трибуной для ораторов, над нею большой экран. На нижней — симфонический оркестр, и она же является эстрадой для выступления солистов и коллективов. Девочка в белом платье открывает концерт: она выпускает белоснежного голубя, который взвивается над площадью и долго парит в лучах прожекторов. На сцене группа молодых японцев — ансамбль «Поющие голоса». Они поют песню о Хиросиме, о гибели этого города. Песня звучит, а на сцену выходит Хисако Нагота, одна из жертв атомной катастрофы. У нее сожжены голосовые связки. Ее рассказ о трагедии японского народа переводит на русский язык молодой японец. Нагата просит почтить память погибших в Хиросиме минутой молчания. На площади воцаряется тишина. На сцену поднимается мать Зои Космодемьянской. Сняв с себя белую шаль, она укрывает ею Нагату. Эта ласка матери героини, погибшей во время войны, слабый голос Нагаты, белая шаль на ее плечах и полет голубя над площадью — все было настолько эмоционально точно, что люди, видевшие это, плакали, не стыдясь своих слез. Второй митинг-концерт, посвященный XV съезду комсомола, проходил в Кремлевском, Дворце съездов. Его очень емкая тема была решена большими эпизодами-символами: комсомол— верный сын партии, комсомол — воин, комсомол — новатор и т. д. Первый эпизод начинался песней А. Холминова о В. И. Ленине в исполнении А. Эйзена. Закончив песню, певец обращался к зрителям: «Товарищи-! Среди нас есть человек, который неоднократно встречался с Владимиром Ильичом Лениным. Это старейший коммунист, член партии с 1893 года товарищ Федор Николаевич Петров». Свет прожекторов со сцены переводился на ложу, в которой находился Ф. Н. Петров, и оттуда он обращался к делегатам съезда, призывая комсомол к новым трудовым подвигам. Или другой эпизод. Под звуки духового оркестра на сцену вносят боевые знамена. Этим завершался эпизод «Комсомол — воин». Ведущий говорил: «Мы хотим слышать вас, трижды Герой Советского Союза, товарищ Кожедуб». И. Н. Кожедуб выходил на сцену и обращался с речью к зрителям, заканчивая ее словами: «Если нужно будет постоять за Родину, кто готов стать на ее защиту?» Весь зал встает в едином порыве. Эпизод «Комсомол — новатор» заканчивался выходом на сцену первой женщины-космонавта Валентины Терешковой и ее обращением к молодежи. Форма театрализованного концерта привилась и стала необходимой. Однако, готовя такое представление, нужно думать о динамике концерта, о его движении. От начала концерта, конца первого, начала второго отделения, финала всего концерта зависит многое. Как сделать, чтобы зритель не ушел в антракте, а вернулся на второе отделение, как увлечь, заинтересовать его? Об этом надо серьезно думать режиссеру. Нашей постановочной бригаде посчастливилось создавать концерты, посвященные самым разнообразным темам и событиям: заключительные концерты декад искусства союзных республик на сцене Государственного академического Большого театра Союза ССР; концерт, посвященный съезду комсомола во Дворце спорта; концерты и закрытие молодежных фестивалей в разных городах мира, на разных сценах; большие заключительные концерты сельской самодеятельности Российской Федерации. Однако мы никогда не ощущали такой ответственности, такого творческого волнения, как в те дни, когда работали над созданием концертов, посвященных 50-летию Советской власти, 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, а также концерта для делегатов XXIV съезда КПСС. Объяснить это можно только тем, что все три события настолько масштабны, грандиозны и значительны, что известные приемы в организации концертных программ себя не оправдывали. Необходимо было искать такие сценарные и режиссерские решения, которые могли бы выразить величие происходящих в нашей стране событий. Все помнят, с какой радостью, с каким трудовым подъемом готовились в нашей стране к празднованию 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Первое в мире государство рабочих и крестьян, первая страна, вставшая на путь социализма, страна, которая была выпестована великим Лениным, праздновала свой полувековой юбилей. Как найти подход к решению в концертной программе этой огромной по своему масштабу и значимости темы? Постановочная группа, в которой работали автор этой книги, художник Б. Кноблок, режиссер Г. Лехциев и многие другие, нашла решение концерта в партийном гимне «Интернационал». Слова его от строфы к строфе несут огромный драматургический заряд. Никогда и никто не сказал более ярко и драматично о вековой мечте трудящихся; ни одна песня не была таким действенным призывом к борьбе за осуществление этой мечты. Значит, построение сюжетных эпизодов концерта соответственно строфам «Интернационала» может стать масштабным драматургическим ходом, выражающим, как никакой другой, тему и идею торжественного праздничного концерта в честь 50-летия Октября. Вспомним первые строки партийного гимна: Вставай, проклятьем заклейменный, Весь мир голодных и рабов! ...начало второй строфы: Никто не даст нам избавленья — Ни бог, ни царь и ни герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой. И, наконец, третья строфа: Лишь мы, работники всемирной, Великой армии труда, Владеть землей имеем право... Эти слова «Интернационала», выраженные художественными образами, организуют четкое русло концерта, позволяют сгруппировать художественный материал, правильно расположить его. Но чтобы в полную силу прозвучала тема торжества Советской власти как выполнения заветной мечты пролетариев всех стран, чтобы торжественный концерт стал гимном, ленинской Коммунистической партии, необходимо было создать пролог и финал, соответствующие главной теме концерта. В итоге сложилась следующая сценарная основа: пролог, посвященный торжественной дате — полувековому юбилею Советской власти; часть первая, рассказывающая о революционной борьбе пролетариата во главе с партией большевиков (тема «Вставай, проклятьем заклейменный»); часть вторая, повествующая о том, как советские люди сражались на протяжении полувека за дело революции (тема «Никто не даст нам избавленья»); часть третья — о сегодняшнем коммунистическом строительстве в нашей стране, расцвете социалистических наций (тема «Лишь мы, работники всемирной, великой армии труда»); финал — гимн Коммунистической партии Советского Союза. Зрительным образом пролога стали пятьдесят установленных на сцене горящих факелов, символизирующих 50-летие нашей страны, истории Советской власти. Занавес, постепенно раздвигаясь, открывал скульптурные группы, расположившиеся на сцене по барьеру оркестра и на боковых площадках. Первая из них — матросы и красногвардейцы, рабочие 1917—1918 годов, буденовцы, бойцы гражданской войны. За ними другая группа — строители первых пятилеток, ударники, рабфаковцы. Новая группа — те, кто принимал участие в Великой Отечественной войне, бойцы Советской Армии, партизаны, герои тыла. И, наконец, люди наших дней: рабочие, колхозники, студенты — участники строительства коммунизма в нашей стране. Торжественное музыкальное вступление переходит к теме революции. На огромном экране появляется надпись: «Все, чего мы достигли, показывает, что мы опираемся на самую чудесную в мире силу — на силу рабочих и крестьян» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5-е, т. 44, с. 234.). Вспыхивает первый факел. Звучат стихи о 1917 годе, и это время как бы оживает на сцене Кремлевского Дворца съездов. Сцену заполняют рабочие в кожанках, крестьяне «в лаптях, солдаты в папахах, матросы в бескозырках с пулеметными лентами через плечо, студенты... В центре этой ожившей скульптурной группы — артист в образе Владимира Ильича Ленина — вдохновителя и организатора Великой Октябрьской социалистической революции. Народ приветствует вождя криками «Ура!». Вновь вспыхивает факел, возвещающий о приходе 1918 года— начала гражданской войны. Звучит рассказ диктора о людях, вставших на защиту завоеваний революции. В лучах прожекторов возникает скульптурная группа, олицетворяющая участников обороны молодой Республики Советов. Так, в прологе год за годом оживает история страны. Победно нарастает музыка. И вдруг резко обрывается... В полной тишине звучит голос диктора: «1924 год. В этом году не стало Ильича, но слово Ленина, дело Ленина, сердце Ленина всегда с нами!» Эти слова подхватывают гудки заводов, паровозов, фабрик. Как горящее сердце вспыхивает факел. Вновь нарастает в оркестре революционная тема, переходящая в песню А. Александрова «Святое ленинское знамя», исполняемую сводным хором и оркестром Большого театра Союза ССР под управлением Г. Рождественского. К концу песни, завершающей пролог, вспыхивают все 50 факелов. Звучат слова диктора о трм, что этот концерт посвящен тем, кто мужественно боролся и борется за счастье народа. Он посвящен партии коммунистов, великому Ленину. Тему пролога продолжают как позывные, первые музыкальные фразы «Интернационала». Начинается первая часть концерта (см. приложение 5). Неожиданно весь зрительный зал заполняется перезвоном колоколов. Открывается занавес, и зрители видят часть земного шара, на которой расположились «властители земли русской», фигуры прошлого: помещики, капиталисты, сверкающие золотом эполет генералы. И над ними с распростертыми крыльями двуглавый орел. Они поют гимн царской России. Но мелодия постепенно разрушается нарастающим звучанием «Интернационала». В отблесках пламени возникают согнутые фигуры рабочих, политзаключенных в кандалах, солдат за колючей проволокой. Как страстный призыв к борьбе звучат слова: «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов». Луч прожектора останавливается на группе рабочих, поющих «Дубинушку». Освещает фигуру большевика-агитатора (артист Е. Матвеев), в его руках прокламация, он читает ее. Это призыв к революции. Но его еще не слышат в далеких крестьянских избах. У лучины сидят женщины и поют грустную песню о тяжелой крестьянской доле. Вновь звучит голос агитатора. Он читает заключительные слова листовки: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» На последнем слове вступает хор, поющий «Смело, товарищи, в ногу!». В глубине сцены крупными буквами загораются слова: Кипит наш разум возмущенный И в смертный бой вести готов. Мощно звучит оркестр. Громкое «Ура!» — и, сметая ненавистных властителей, народ устремляется на штурм. Разваливается двуглавый орел, движется с транспарантами могучая народная демонстрация, которая преобразуется в массовый вокально-хореографический номер «Октябрьская легенда» в исполнении Государственного заслуженного ансамбля танца Украинской ССР. Художественный образ второй части строится на словах: Никто не даст нам избавленья — Ни бог, ни царь и ни герой. Добьемся мы освобожденья Своею собственной рукой. Она воспроизводит историю борьбы революционного народа со всеми, кто посягал на независимость Страны Советов. Как бы из далеких времен гражданской войны обращались к собравшимся со страстными призывами защищать Родину Артем Годун из пьесы «Разлом» Б. Лавренева и знаменитый ординарец В. И. Чапаева Петька; кавалерийскую пляску Первой конной армии исполняла танцевальная группа Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. Как гимн героям гражданской войны прозвучал финал первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского в исполнении Э. Гилельса и оркестра Государственного академического Большого театра СССР под управлением Е. Светланова. Героическая летопись Великой Отечественной войны открывалась песней К. Молчанова «Вот солдаты идут» в исполнении И. Архиповой. Синхронно песне на экранах, установленных на сцене, оживают дороги войны, по которым идут солдаты Советской Армии, освобождая страну от фашистских захватчиков. Проникновенное исполнение песни И. Архиповой, звучание сопровождающего ее духового оркестра под управлением Г. Смущенко, жизненность документальных кадров — все это, вместе взятое, создавало незабываемую по силе эмоционального воздействия картину. Эта часть концерта кончалась «Песней о Советской Армии» в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. Третья часть концерта воспевала сегодняшний день страны, Лишь мы, работники всемирной, Великой армии труда, Владеть землей имеем право, Но паразиты — никогда! Это был своеобразный песенно-хореографический гимн нашей Родине, исполнявшийся различными, широко известными.ансамблями и солистами. Концерт логически завершала величественная песня о ленинской партии, под руководством которой наша страна совершала свой героический и победоносный пятидесятилетний путь, — песня В. Мурадели «Партия — наш рулевой». Ее исполняли все участники концерта. Таким образом, была сделана интересная и успешная попытка расширить рамки театрализованного концерта путем ввода в его программу драматургии, осмысленной большими этапами жизни народа, выраженную различными видами искусства и дополненную документальным материалом. Все это расширяло рамки театрализованного концерта до масштабов большого, подлинно всенародного, праздничного представления. Иначе решались творческие задачи при подготовке театрализованного концерта, посвященного 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Среди всех самых важных и значительных тем есть одна, которая требует от современного советского художника наивысшего напряжения таланта, способности проникать в самую суть явлений, требующая особой глубины замысла, искренности исполнения. Это тема о В. И. Ленине. В ней волнует все: и масштаб его личности, и широта его души, диапазон его знаний и интересов, целеустремленность всей его жизни. Именно с таким чувством, с таким настроением и отношением создавался юбилейный концерт, посвященный 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Ленин дорог всем народам Советского Союза, его чтят все народы и поколения, величие Ленина — в сегодняшних делах народов национальных республик, всех трудящихся СССР, всех прогрессивных людей мира. Поэтому концерт включил в себя номера от всех союзных республик и этим подчеркнул всенародный характер торжества. Эпиграфами к концерту были взяты высказывания о В.И.Ленине писателей с мировым именем: Айвора Монтегю: «Когда наступаем час битвы, мы листаем страницы его книг точно так, как перед атакой набиваем патронами пулеметные ленты»; Андерсена-Нексё: «На протяжении веков не было человека, который сумел бы в такой степени привести в движение умы и чувства людей, как Ленин». И, наконец, Максима Горького: «Для меня исключительно велико в Ленине его чувство непримиримости и неугасимой вражды к несчастьям людей». Эти три высказывания стали своеобразным ключом к решению программы, к подбору репертуара и исполнителей большого концерта. Торжественно звучит музыкальное вступление композитора А. Локшина, раздвигается занавес, открывая праздничную, ярко украшенную сцену, на которой расположены 15 полуколонн. Каждая из них служит основанием для герба союзной республики. Около колонн — в национальных костюмах группы исполнителей, представляющих свою республику. В каждой группе — свой прославленный певец. Все вместе они становятся запевалами песни С. Туликова «Мы — люди ленинского века» — своеобразный пролог концерта, отражающий его основную мысль. Им на смену приходят 15 народных, артистов Союза ССР, ведущих актеров драматических республиканских театров. Каждый из них на языке своего народа читает отрывок из произведения своего национального поэта о великом Ленине. На языках звучит гордое имя Ленин. И эта многоязычная поэтическая эстафета, передаваемая от одного актера к другому, придала номеру особое по выразительности звучание как поэме о Ленине, созданной народами СССР. Затем в концерте исполнялись номера, отобранные и специально созданные, подчиненные единой, главной теме: коллективный рассказ о вожде, коллективный рапорт ему. Выступали и молодые исполнители, и лауреаты международных конкурсов, воспитанники хореографических училищ, народные ансамбли, прославленные мастера искусств из России, Киргизии, Казахстана, Грузии... Праздничную оду А. Эшпая «Кремлевские куранты» впервые исполнил сводный ансамбль скрипачей, виолончелистов и пианистов из многих республик страны; в хореографической композиции Ю. Григоровича на музыку А. Глазунова приняли участие ведущие певцы Большого театра Союза ССР; в финале концерта была исполнена «Поэма свершений» В. Мурадели, специально написанная для этого концерта по тематическому заданию сценариста и режиссера. Многонациональность, сочетание профессионального и самодеятельного искусства — все это дало возможность рассказать в день 100-летия со дня рождения В. И. Ленина о том, что народы, идущие по указанному им пути, достигли большого расцвета культуры. Через весь репертуар красной нитью прошла тема верности ленинским заветам, непоколебимого стремления идти вперед — к дальнейшим победам. И еще одна сценарно-режиссерская особенность юбилейного ленинского концерта, придавшая ему характер рапорта вождю о расцвете жизни и культуры народов страны. Перед выступлениями артистов звучали слова В. И. Ленина о литературе и искусстве. А затем шел номер, показывающий, что слова Ильича воплощены в жизнь. Например, после слов: «Вы слышите, что путиловцы хотят?.. Они хотят создавать свою трудовую интеллигенцию... Никаких промедлений, студию надо организовать!» (Цит. по: Ленин и культурная революция. Хроника событий 1923 гг.). М., 1972, с. 43.) — на сцену выходят ученики Московского хореографического училища, выступают дети, приехавшие из Литвы. Становилось очевидным, что этот завет В. И. Ленина выполнен. В другом эпизоде слова В. И. Ленина о рабочих и крестьянах, получивших право на настоящее искусство, иллюстрировали выступления коллективов художественной самодеятельности Домов и Дворцов культуры ряда союзных республик. Высказывания вождя, проходившие через весь концерт, вместе с эпиграфами — словами о В. И. Ленине, составили идейно-тематическую основу юбилейного концерта и дали верный ключ к подбору номеров. Программа концерта, посвященного XXIV съезду КПСС, определялась исторической значимостью обсуждаемых им вопросов и принятых решений. То, что происходило в дни исторического съезда в Москве, становилось достоянием самых отдаленных уголков нашей страны, вызывало интерес у людей всех стран мира: Программа концерта была посвящена всем, кто отдал жизнь за дело революции, за независимость Родины, а также тем, кто сегодня борется за утверждение идей коммунизма. Пролог концерта — ода композитора А. Холминова на слова Р. Рождественского «Слушайте все» — предопределял его дальнейший ход, превращал его в масштабный художественно оформленный митинг. В концерте приняли участие лучшие силы советского искусства, посланцы всех республик. Дух соревнования, стремление добиться чести быть включенными в программу заставили многих создавать новые номера. Среди них хореографическая постановка А. Мессерера «Весенний Таджикистан», выступление коллективов: им. М. Пятницкого, Волжского, Сибирского и Воронежского народных хоров, слившихся в единый хор «Волга», детского ансамбля в количестве 250 скрипачей, представлявших все республики, под руководством Л. Когана, большого вокально-хореографического ансамбля народной песни и танца Грузинской ССР, Аджарской и Абхазской автономных республик и т.д. Масштабность коллективов, их исполнительское мастерство, глубокая заинтересованность всех участников в подготовке номеров, понимание того, что они отражают успехи культурного развития страны в целом, сыграли огромную роль в осуществлении задуманной идеи в программе театрализованного концерта, посвященного XXIV съезду КПСС, содействовали раскрытию политической стороны его содержания.
|