Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема смысла жизни и смерти в бытие человека






Зачем человек живет, каково его предназначение в жизни, что такое жизнь. На эти и подобные вопросы каждый мыслящий человек ищет ответ. Любой человек если он осознает конечность своего существования ищет ответы. Впервые это связано с пониманием конечности жизни и прежде всего родственников (в русской литературе в трилогии Толстого «Детство», Горького «Детство», Достоевский) подобная эмоциональная реакция может стать толчком к формированию такой линии поведения, которую называют пессимистической. Элементы пессимизма уже намечены в учениях древнегреческих киников и римских стоиков. В сегодняшнем мире она выражается в философии существования особенно так называемых пограничных ситуациях (Сартр «Тошнота») в ответ на вопрос что собой представляет жизнь, в чем ее смысл в истории философии находит выражение в следующих подходах:

1) Гедонизм (от лат удовольствие) это этическое учение, которое считает смысл жизни в чувственных радостях, наслаждении как цель или доказательство всего нравственного поведения (киренаики).

2) Эвдемонизм – блаженство. Блаженство и счастье как мотив и цель всех стремлений, счастлив тот кто развивает духовные и телесные способности т.е. себе и другим приносит удовольствие

3) Альтруизм (досл. другой) смысл жизни заключается в бесконечном и бескорыстном служении другим людям жертвуя для них личными интересами.

4) Ригоризм (досл. строгость, непреклонность) – смысл жизни в строгом проведении в жизнь каких либо принципов действий и в поведении и в мыслях. Пример: нравственный закон Канта – в любой ситуации по долгу.

5) Аскетизм (досл. упражнение) – смысл жизни в стремлении к добродетельной жизни и борьба с пороками и дурными привычками. Пример: стоики.

6) Разумный эгоизм – смысл жизни в свободном подчинении личных выгод общему делу ибо от этого выигрывает и мой интерес.

Проблема смысла жизни значительное место занимает в русской философии, особенно это интересовало Толстого который занимался поиском смысла жизни и пришел к выводу – смысл жизни заключается в самосовершенствовании личности. Это значит, что человек обязан всесторонне самосовершенствоваться и в этом заключается смысл его существования. Однако Толстой пришел к заключению нельзя искать смысл жизни независимо от других людей, одна тайна всегда останется для человека, только одна зачем я живу, ответ разумный один затем что этого хочет Бог, зачем он это хочет – это тайна.

Подобные взгляды исповедовал Достоевский проповедуя смысл жизни в признании Бога. Но жизнь продолжается после смерти ибо душа переселяясь обладает свободой творчества, поэтому таким образом преодолевается трагизм земного существования.

А зачем живет человек? Испытывает ли он страх перед смертью? История культуры свидетельствует страх перед смертью и соответствующие эмоции возникли во втором тысячелетии до новой эры то есть в архаической культуре смерть понималась как уход души из тела, то есть душа это тонкий невещественный человеческий образ по своей природе похож на воздух, пар, тень. Поэтому все существующее в мире наделяется душой, значит душа это легкое подвижное и неуничтожимое неумирающее существо живущее в растении, животном и человеке и она может менять свой дом переходя из одного предмета в другой поэтому архаичный человек спокойно воспринимает смерть потому что смерть это всего лишь смена места существования. И образ души после смерти не меняется. Поэтому в захоронениях мы находим все что нужно душе для полноценной и радостной жизни: еду, оружие, украшение, животных, людей.

В новоевропейской культуре примерно в первом тысячелетии до новой эры люди достаточно остро переживали мысль о неизбежности смерти и это связано прежде всего с формированием индивидуальности. Впервые об этом пишет Сократ когда говорит что человеку для счастья необходим особый образ жизни – героический и он ссылается на мифы и античную литературу где воспеваются умершие мужи Греции. Платон рассматривая человека приходит к выводу смысл жизни это путь познания, уяснения мира с помощью доказательств, а для этого человек должен работать над собой всю жизнь, что бы проявить свою природу.

В новое время ситуация с проблемой смысла жизни усугубилась возникло две модели: модель естественного человека это связано с тем что объектом естественных наук биологии, психологии и физиологии является человек как природное существо и вторая модель смерть рассматривается как своеобразное убийство, насилие над живой личностью. Современный человек более чем древний склонен жить условиями виртуального соображение, то есть к этому нас приучает телевидение, художественная литература, кино и театр, собственные размышления и фантазии, следовательно переживание своего посмертного существования одна из любимых тем современного человека. Здесь существует два взгляда на это проблему:

1. Критический – самостоятельное осмысление смерти, а не готовое знание помогает построить жизнь таким образом что являясь здоровым человеком он будет постоянно уничтожать в себе положительные качества жизни и сделает свою жизнь невыносимой при цветущем физической состоянии.

2. Конструктивный – он характеризуется тем что человек рассматривает жизнь как постоянную возможность самореализации, то есть живу культурой и вечным, значит мне нечего боятся живя вечно я бессмертен полностью себя реализовал в жизни, сохранив и исчерпав до конца свое здоровье и поэтому могу уйти из жизни спокойно и безболезненно (?).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал