Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Утверждение княжеского абсолютизма в Германии в XVII – XVIII ВВ. Военно-полицейская монархия в Пруссии. Политика просвещённого абсолютизма в Пруссии и Австрии.
Предпосылки установлению в Германии княжеского абсолютизма: В XVII в. в княжествах устанавливается абсолютизм. Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия. В 17 в. страна раскололась на католиков и протестантов. Не было сближения гос-ва в центре. В 17-18 вв. абсолютизм сложился на отдельных территориях. В 19 в. наиб. крупн. кн-ва образовали гос-ва – Пруссия. В XVI-XVII вв. Германию потрясают важные политические события: Реформация - широкое антикатолическое движение, существенно подорвавшее влияние римской католической церкви; Крестьянская война 1525-1526 гг., показавшая полное бессилие императорской власти; Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), еще более усугубившая феодальную раздробленность. В стране наблюдается экономический упадок. В результате войн и беспощадного подавления крестьянского движения обширные районы страны были опустошены, сократилось их население, массы крестьян оказались разоренными. В то время как в других странах Западной Европы крестьяне уже были освобождены, в Германии большинство из них только превращается в крепостных. Ослабло положение церкви, ее огромные земельные богатства и другое имущество были конфискованы или разграблены. Подорванным оказалось и идеологическое влияние католической церкви. Ощутимый удар был нанесен средней части дворянства и рыцарству. Их экономическое положение резко ухудшилось, и они переходят на службу к князьям. Наконец, города были обложены тяжелыми контрибуциями, лишились своих привилегий. Соответственно, упало политическое значение городского населения, дворянства, органов сословного представительства. Из потрясений ХУI-ХУП вв. усилившимися вышли только князья. Им досталась значительная доля имущества церкви, в их пользу взимались контрибуции с городов. Особенность абсолютизма в Германии: - неравномерностью экономического развития страны, значительно усилившейся к этому времени, поскольку Германия оказалась в стороне от мировых торговых путей; - привел не к объединению страны, а к закреплению ее раздробленности и с самого начала имел резко выраженное реакционное значение. Политическая централизация, достигнутая в пределах отдельных княжеств, еще более затрудняла объединение Германии, ее социально-экономическое и государственно-правовое развитие. - абсолютизм здесь сложился в форме княжеского абсолютизма. Княжеский абсолютизм характеризовался: - Власть императора над страной была во многом фиктивной. Император обязан был соблюдать «Золотую буллу»; не устанавливать наследственной передачи императорской власти; не вмешиваться в управление княжествами. Реально император имел власть лишь в своем домене. -В Германии почти не было ни единых для страны законов, ни государственных органов, способных осуществлять централизованное управление. Феодальный распад государства приводит к потере рейхстагом всякого влияния. - Одновременно понижается роль и имперского суда. Подданным запрещалось жаловаться на князей в имперский суд: князья не были ему подсудны. Имперский суд к тому же был ограничен в средствах проведения в жизнь своих решений. Падением роли органов имперской власти, сосредоточением фактически абсолютной власти в руках князей. В своих действиях князья практически не были ограничены ни правами имперских органов, ни правами органов сословного представительства в княжествах. Ландтаги либо вовсе не созывались, либо с их решениями не считались. В каждом княжестве существовали свои законы, таможенные тарифы, единицы мер и весов, денежные системы. После окончания Тридцатилетней войны князья, не обращая внимания на протесты ландтагов, сами собирали войско, взимали налоги. Они приобрели право определять религию своих подданных; заключать союзы; вступать в соглашения с иностранными государствами (не направленные против империи). Таким образом, хотя с формально-юридической стороны Германию в период абсолютизма можно считать единым государством, на деле она представляла собой конгломерат государств, обладавших почти полным суверенитетом. Военно-полицейская монархия в Пруссии. В условиях политической раздробленности и междоусобных войн абсолютизм в Германии привел к возникновению в ряде земель наиболее реакционной формы феодального государства - полицейского государства с исключительной ролью армейской верхушки, бюрократических учреждений и полиции, всесторонней опекой и мелочной регламентацией почти всех сторон общественной жизни и даже быта (в Новое время подобного рода режим стал именоваться тоталитарным). Наиболее полное развитие черты полицейского государства получили в Пруссии. Прусское королевство, образовавшееся в самом начале XVIII в. из маркграфства Бранденбург, быстро возвысилось среди других немецких земель. Этому благоприятствовало выгодное географическое положение - с перемещением мировых торговых путей в Атлантику выход к этим путям для многих немецких земель лежал через Северное море и, следовательно, через Бранденбург. В Пруссии создается многочисленная, проникнутая кастовым духом армия чиновников и полицейских. Бюрократический аппарат приобретает сложную, но сравнительно четкую организацию с чрезвычайно детализированной регламентацией всех сторон деятельности. Возглавлял бюрократическую иерархию король. При короле состоял высший орган государственного управления - тайный совет, включающий три департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел. Департамент внутренних дел стал главным органом внутреннего управления, объединяя дирекцию финансов и военный комиссариат. На местах ему подчинялись органы местного самоуправления - палаты. Чиновники были подчинены строжайшей дисциплине. Особое внимание уделялось четкости функционирования государственных служб. Малейшее промедление или неаккуратность в исполнении приказа строго наказывались. Исполнительность, нерассуждающая покорность ценились выше, чем способности и инициатива. Соответственно, на основе табели о рангах осуществлялось продвижение по службе. Полицейское государство в Пруссии характеризовалось чрезвычайным развитием не только бюрократии, но и карательных органов - суда, полиции, армии. В стране был установлен полицейский надзор, поощрялись доносы. Широко практиковались произвольные аресты. Политическая неблагонадежность каралась каторгой или смертью. Цензура была всевластна. Для большей эффективности борьбы с инакомыслием создавались комиссии, которые рассматривали дела в ускоренном и упрощенном порядке. Крайними формами отрицания прав и свобод подданных стали мелочная регламентация не только хозяйственной, но и личной жизни (покроя одежды, числа бутылок вина на крестьянской пирушке, размера приданого) и, соответственно, полицейские преследования (за модную одежду, пользование губной помадой и т.д). Все это входило в повседневную практику полицейского государства. Важнейшее звено в государственном механизме составляли непомерно разросшиеся военные силы. С 1655 г., когда была создана постоянная армия, она стала одной из самых больших в Европе. На армию расходовалась львиная доля (до 80%) бюджета страны. Прусская армия была основана на всевластии капралов и офицерства. Мелочной придирчивостью, унизительными физическими наказаниями, муштрой подавлялось человеческое достоинство солдат и насаждалось автоматическое послушание. Дисциплина держалась на страхе перед наказанием. Развитие феодального государства в Германии имело существенные отклонения от классического пути. Оно осуществлялось замедленно, а возникшая раздробленность страны не только не была преодолена до конца эпохи феодализма, а, наоборот, усиливалась в периоды сословно-представительной и абсолютной монархий. Соответственно в истории феодального государства в Германии обнаруживаются следующие особенности: - феодализация Германии произошла позже, страна была раздроблена в XIII в., когда во Франции уже начали действовать цент-рализаторские тенденции; - переход к сословно-представительной монархии не приостановил, а усилил раздробленность страны; черты, характерные для сословно-представительной монархии, не получили здесь полного развития; - абсолютизм в Германии приобрел форму княжеского абсолютизма, закрепил феодальную раздробленность государства; - наконец, в Германии позже, чем в большинстве других государств Западной Европы (во второй половине XIX в.), произошло объединение страны, еще позже на смену феодальному государству приходит буржуазное. В Германии особенность развития государства и права противоположна той, которую мы наблюдаем в Англии. Изменения шли с запада на восток. В Германии черты раннего состояния государства и права выражены более резко и сохранялись более длительное время, нежели во Франции и тем более в Англии.
Право феодальной Германии. Источники права. Сборники обычного права (" Саксонское зерцало", " Швабское зерцало"). Городское право. Рецепция (заимствование) римского права. Каноническое право. Нормативные правовые акты германских императоров. " Каролина" – крупнейшее уголовно-процессуальное уложение средневековой Европы. Перечень преступлений. Система наказаний. Инквизиционный процесс. Германское право демонстрирует особую приверженность к судебным процедурам, в ходе которых человек мог ≪ искать свое право≫. Были выработаны некоторые общие правовые принципы и институты, которые, будучи признанными различными политическими единицами, составили основу ≪ общего права≫ Германии. ≪ Статуты мира≫, периодически издаваемые императором и рейхстагом в XII—XIII вв., содержали общие нормы, относящиеся к охране собственности и жизни и угрожавшие похитителям, поджигателям, убийцам и другим ≪ нарушителям мира≫ различными наказаниями. Среди них наиболее известным был Майнцский статут 1235 г. Он провозглашал некоторые общие принципы ≪ установленного права≫ для жителей всей Германии, включая принцип обязательного судебного разбирательства в целях ≪ защиты тела и имущества≫ вместо мщения и самосуда. Статуты мира были частью императорского права, предназначенного для собственно германских территорий империи. В развитии германского права важную роль сыграли местные систематизации норм обычного права, которые включили в себя также положения имперского законодательства и судебную практику (≪ Саксонское зерцало≫, ≪ Швабское зерцало≫, ≪ Франкское зерцало≫ и т. п.). ≪ Саксонское зерцало ≫ (1220-е гг.) объединило наиболее распространенные нормы обычного права и судебной практики Северо-Восточной Германии. Трактат был разделен на две части: на земское право (для «неблагородных», но лично-свободных; нормы как обычного права, так и императорского законодательства, которые применялись в земских судах в отношении ≪ неблагородных≫ свободных) и ленное право (только для лиц, принадлежащих к «благородным» сословиям, к высшему феодальному обществу;). Появившееся позднее ≪ Швабское зерцало≫ воспринимает некоторые принципы ≪ Саксонского зерцала≫.
|