Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В развитии гражданского права можно выделить два этапа.






- В первые годы перестройки принимаются законы, направленные на развитие многоукладной экономики: об индивидуальной трудовой деятельности, об аренде, о кооперации, о совместном предприятии и др. Законом «О государственном предприятии (объединении)» (1987) было снижено число плановых показателей предприятий, они получили право распоряжаться частью прибыли, устанавливать прямые связи с другими предприятиями.

- С 1988 г. упор делается уже на развитие частной инициативы и предпринимательства. Государственным предприятиям разрешается предоставлять в аренду юридическим и физическим лицам свое имущество, создавать кооперативы. В 1990 г. принят Закон о собственности в СССР, в котором был зафиксирован принцип отказа от приоритета государственной собственности на средства производства. Он разрешал семье и другим лицам иметь в собственности жилые дома, хозяйственные постройки, оборудование, сырье имущество, необходимые для самостоятельного ведения хозяйства. Тогда же начинает вводиться целая система предпринимательского законодательства. Была ликвидирована монополия государства на банковскую и внешнеэкономическую деятельность, начинается приватизация государственной и муниципальной собственности, а также жилья. Закон «Об общих началах предпринимательской деятельности в СССР» (1991 г.) разрешал предпринимателям создавать любые виды предприятий в рамках действующего законодательства. Все эти перемены были завершены принятием в 1991 г. «Основ гражданского законодательства СССР и республик». Однако действенных правовых механизмов для преодоления кризиса в экономике создать так и не удалось.

В трудовое право вводятся нормы, присущие сначала многоукладной, а затем и рыночной экономике.

- В1986-1988 гг. была введена выборность руководителей предприятий, созданы советы трудовых коллективов с широким правом контроля над деятельностью администрации, вводятся льготы и гарантии увольняемым.

- В 1989 г. был принят Закон о порядке разрешения трудовых споров, признавший право на забастовку.

- В 1991 г. появился Закон о занятости. Он предусматривал введение пособий безработным и содействие в трудоустройстве, вводил новую форму трудового договора – трудовой контракт.

 

 

Изменение государственно-политической системы в Российской Федерации в начале 1990-х гг. Избрание первого Президента РСФСР, создание новых органов власти. Конституционный кризис 1992 – 1993 гг. Конституция Российской Федерации 1993 г. Система органов государственной власти и управления. Административная реформа. Реформа избирательной системы. Судебная реформа. Основные тенденции развития права в современной России. Формирование новых отраслей права.

Став президентом независимой страны, Б.Н. Ельцин заявил о своём стремлении продолжать реформы. Руководство страны взяло курс на т.н. «шоковую терапию» (политика быстрого перехода от командно-административной плановой советской экономики к экономике рыночного типа; при этом государство не должно вмешиваться в экономику, не поддерживать убыточные предприятия, но вести жесткую борьбу с инфляцией и бюджетным дефицитом).

Возглавил правительство Е.Т. Гайдар (январь-декабрь 1992 г.).

Программа реформ включала следующие направления:

- либерализация цен, то есть отказ от административного регулирования;

- свобода торговли;

- приватизация – разгосударствление собственности, превращение частного сектора в основной сектор экономики;

- жёсткие меры налогового обложения.

Реформаторы предполагали, что уже к концу 1992 г. на этой основе будет достигнута стабилизация экономики и созданы условия для её подъёма, а сам рынок без давления государства создаст оптимальную структуру экономического развития.

На практике либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год цены выросли в 26 раз. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Сбербанке. Для сбалансирования бюджета правительство стало сокращать важнейшие государственные программы, сократились социальные расходы, что ударило, в первую очередь, по малообеспеченным семьям. Резко упало финансирование армии, снизился государственный оборонный заказ.

В стране продолжается реформирование полит. системы. Дальнейшие изменения в полит. жизни идут в направлении утв. государственности.12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция.

носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Он осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления.

Новый закон ограничил полномочия парламента, но усилил власть президента. Президент осуществляет право управления и законотворчества посредством указов.

Президентские выборы 1996 г. утвердили Ельцина еще на 4 года.Начало перемен в политической системе России связано с избранием Б. Н..Ельцина Председателем Верховного Совета (май 1990 г.) и принятием Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации (июнь 1990 г.), что на деле означало возникновение в стране двоевластия. К этому времени народ все более отказывал в доверии, М. С. Горбачеву, стремительно падал авторитет КПСС.

Перестройка, основывавшаяся на идеях демократического социализма, потерпела неудачу. Убедительная победа Ельцина на президентских выборах в России 12 июня 1991 г. свидетельствовала о расшатывании основ старой государственной власти. Августовские события 199.1 г. привели к кардинальному изменению ситуации в России. Все органы исполнительной власти Союза ССР, действовавшие на ее территории, перешли в непосредственное подчинение российскому президенту.

По его указанию были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС, обкомов, райкомов, архивов. КПСС перестала существовать как правящая, государственная структура. Высшим органом власти в РФ стал Верховный Совет, реальная же власть все больше сосредоточивалась в руках президента. Так, осенью 1991 г. все основные законодательные акты вводились в действие не постановлениями парламента, а его указами.

К весне 1992 г. резко изменилось соотношение политических сил. Возникшая в парламенте оппозиция-стремилась к ослаблению президентских структур, установлению контроля над правительством.

Сторонники президента предложили распустить парламент и прекратить деятельность Съезда народных депутатов. Чтобы устранить достигшие, опасных пределов противостояние законодательной и исполнительной власти, Ельцин объявил об особом порядке управления страной. В России фактически вводилось президентское правление.

На 25 февраля был назначен референдум о доверии президенту, и его проекту конституций. Хотя референдум упрочил позиции президента, конституционный кризис не был преодолен. Напротив, он принимал все более угрожающий характер. Оппозиция не скрывала своего намерения ограничить власть и полномочия президента.

Тогда президент указом от 21 сентября 1993 г. “О поэтапной конституционной реформе в России” объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12 декабря референдума по вопросу принятия новой Конституции и проведения выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (Государственную Думу и Совет Федерации).

Последовавшее за этим противостояние президента и парламента закончилось трагическими событиями октября 1993 г. в Москве (1993 г., 3-4 октября - Вооружённое выступление оппозиционных сил в Москве. Штурм мэрии и Останкинского телецентра, расстрел правительственными войсками Белого дома, гибель около 150 человек).

Августовский путч

Массовые демонстрации в Москве против ГКЧП 18 августа 1991 года консервативной частью руководства СССР была предпринята попытка спасения советского государственного строя. В историю эта попытка вошла под именем «Августовский путч», а инициативная группа как Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР. Его целями были: отстранение Горбачёва от власти, ограничение демократических преобразований 1990—1991 годов и предотвращение распада страны.

Однако 21 августа ГКЧП ввиду массовых акций протеста отдал приказ о выводе войск из Москвы, что означало их фактический провал. В последующие дни ряд союзных республик провозгласил независимость, что предрешило судьбу СССР.

Конституция 1993 г.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, часть — впервые в современной России — по партийным спискам. Результаты выборов были во многом неожиданными. На первое место вышли представители Либерально-демократической партии России. Значительное количество избирателей проголосовало за «Выбор России» и КПРФ.

За предложенный проект Конституции высказались 58, 4% участников референдума. Новый Основной Закон ликвидировал советскую систему власти. Полновластие Советов ушло в прошлое.

Конституция закрепила принцип разделения властей. Глава Российского государства — Президент. Он наделен широкими полномочиями: определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает гарантом Конституции и целостности России.

Высшим органом исполнительной власти является Правительство. Оно разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, управляет федеральной собственностью, обеспечивает оборону страны, государственную безопасность и общественный порядок, проводит единую политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения.

Законодательные функции закреплены Конституцией за Федеральным собранием (парламентом), состоящим из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы. Порядок принятия законов таков: оекты законов обсуждаются и принимаются в Думе, затем их утверждает Совет Федерации. Одобренный законопроект поступает Президенту. Президент подписывает закон и публикует его. В случае если глава государства отказывается подписать закон, Дума 2/3 голосов может преодолеть президентское вето и ввести закон в действие.

Третья ветвь власти — судебная система. Ее высшими органами являются Конституционный суд, следящий за соответствием принимаемых законов и указов Конституции, Верховный суд, высшая инстанцияпо уголовным, гражданским и административным делам, и Высший арбитражный суд, разбирающий хозяйственные споры между предприятиями и организациями.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал