Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы (источники) права
Источники права - это исходящие от гос-ва или признаваемые им формы выражения и закрепления норм права. Официальный характер источник права приобретает: 1) путем правотворчества либо 2) путем санкционирования (напр., при применении судом обычая). Виды источников права: 1) нормативные правовые акты - офиц. документы, содержащие юр. нормы (т. е. общеобязат. правила поведения), принимаемые гос. органами либо иными уполномоченными органами или лицами. В России в систему норм. - пр. актов входят: 1) Конституция; 2) законы (фед. конституционные; простые ФЗ; законы субъекта Федерации, принятые по предмету ведения субъекта Федерации); 3) подзаконные акты (указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; норм, акты фед. министерств и ведомств; норм, акты органов исполнит, власти субъектов РФ; норм, акты органов местного самоупр.; локальные акты, напр. правила внутр. распорядка любой организации) 2) правовые обычаи - обычаи, которым гос-во придало общеобязат. значение и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой (напр., по ГК, если отношение не урегулировано законом или договором, применяются обычаи делового оборота); 3) судебные и административные прецеденты - это суд. или админ. решения по конкретному делу, которым придается сила источника права в странах англосаксонской правовой семьи; 4) нормативные договоры - соглашение двух или более субъектов, содержащее нормы права (Федеративный договор; договоры о разгранич предметов ведения между Федерацией и ее субъектами; междунар. договоры; коллективные договоры и соц. - партнерские соглашения в трудовом праве). Можно ли считать источником права постановления Пленума Верх. Суда РФ? Преобладает точка зрения, что нельзя. Это не источник права, а вид офиц. толкования закона. Они являются руководящими разъяснениями и обязательны для судов и иных органов, применяющих право. А можно ли считать источником права постановления Конст. Суда РФ? Преобладает точка зрения, что можно. Причем Конст. Суд иногда признает за ними силу прецедентов и отказывает в принятии к рассмотрению дел если сходное дело уже рассматривалось в отношении конституционности другого закона. Существует точка зрения, что постановления Конст. Суда РФ нужно рассматривать не в качестве источника права, а в качестве акта применения права (Конституции). 27. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ЗАКОН Нормативные правовые акты (НПА) - официальные документы, содержащие юрид. нормы (т. е. общеобязательные правила поведения), принимаемые гос. органами либо иными уполномоченными органами или лицами. Признаки НПА: 1) это письменный документ; 2) содержит властное волеизъявление; 3) это волеизъявление устанавливает нормы права; 4) акт утверждается уполномоченным органом. Это может быть не только гос. орган, но и орган местного самоуправления, а также администрация любой организации, утверждающая локальный акт. напр. правила внутреннего распорядка. Система НПА: 1) Конституция; 2) законы; 3) подзаконные акты. Закон - это НПА, обладающий высшей юрид. силой, принятый в особом порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона: 1) закон - это НПА; 2) обладает высшей юридической силой. Существует иерархия законов: а) Конституция РФ. Федеральные конституционные законы не должны противоречить Конституции; б) международные договоры являются частью правовой системы РФ. В случае противоречия закона международному договору применяются правила международного договора. Юридическая сила международного договора выше юридической силы конституционного закона, но ниже, чем у Конституции; в) простые федеральные законы (ФЗ) не должны противоречить Конституции и конституционным ФЗ; г) в некоторых кодексах содержатся нормы, согласно которым им придается особая юридическая сила по сравнению с др. простыми ФЗ; д) законы субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения, не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ; е) законы субъектов РФ, принятые по предметам ведения субъекта РФ, не должны противоречить Конституции РФ; 3) особый порядок принятия - парламентским путем или путем референдума: а) Конституция была принята путем референдума 12 декабря 1993 г. Ее главы об основах конст. строя, о правах и свободах человека и гражданина, а также о порядке ее изменения могут быть изменены только путем пересмотра Конституции. Остальные положения - путем внесения поправок; б) федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, по которым Конституция прямо предусматривает принятие ФКЗ (о судебной системе). Квалифицированным большинством в 3/4 °т числа членов Совета Федерации и 2/3 депутатов Думы. Президент не имеет права вето при принятии ФКЗ; в) ФЗ принимаются Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Президент имеет право отлагательного вето. Оно преодолевается квалифицированным большинством в 2/3 голосов в каждой из палат; г) законы субъектов РФ принимаются в порядке, установленном Конституцией или Уставом субъекта РФ; 4) закон регулирует наиболее важные общественные отношения. В частности, ограничение конституционных прав и свобод граждан производится только на основании ФЗ. 28. НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА Норма права - это установленное (или санкционированное) и охраняемое государством общеобязательное правило поведения. Признаки нормы права: 1) общеобязательность нормы означает, что она - а) адресована неопределенному кругу лиц; б) рассчитана на неоднократное применение, в) является эталоном, " равным масштабом", применяемым к разным лицам и ситуациям; 2) нормы права в своей совокупности образуют правовые институты, отрасли права и право в целом, т. е. нормы права составляют в своей системе содержание права в объективном смысле; 3) норма находит свое выражение в признаваемых в данной правовой системе формах, т. е. источниках права (в зависимости от вида источника норма права либо устанавливается государством, напр., путем утверждения нормативно-правового акта, либо санкционируется государством, напр., если суд применяет обычай делового оборота); 4) норма права регулирует общественные отношения, т. е. является социальной нормой; 5) в отличие от других социальных норм норма права охраняется государством, в том числе и путем применения мер государственного принуждения; 6) из нормы права вытекают права и обязанности участников правоотношения Логической структурой правовой нормы является схема из трех элементов: 1) если (гипотеза) то (диспозиция), иначе (санкция). Гипотеза - указание на условия, при которых применяется норма. Диспозиция - указание на должное или допустимое поведение при таких условиях (т. е. указание на права и обязанности сторон). Санкция - меры принуждения, применяемые в случае невыполнения диспозиции, т. е. меры ответственности (либо меры поощрения - если это поощрительная норма). Еще в 1960-е годы была подвергнута критике традиционная трехэлементная структура нормы, так как эта система не совпадает с терминологией, используемой в отраслевых науках. Напр., в уголовном праве диспозицией именуется указание на состав преступления, а вовсе не на должное поведение. Была предложена ныне широко распространенная двухэлементная структура нормы: регулятивные нормы состоят из гипотезы и диспозиции, а охранительные - из диспозиции и санкции.
|