Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовое регулирование иностранных инвестиций.
Само понятие «инвестиция» (англ. –investment) означает капиталовложение. Под иностранными инвестициями понимаются материальные и нематериальные ценности юридических и физических лиц одного государства, которые вывезены из этого государства на территорию другого государства с целью извлечения прибыли. Классификация иностранных инвестиций: 1) в зависимости от источника финансирования: - государственные, которые осуществляются в виде кредитов и займов, предоставляемых государствами и международными организациями (МВФ и т.п.), - частные, осуществляемые иностранными юридическими и физическими лицами. Объектом правового регулирования МЧП являются правовые отношения, возникающие в связи с частным иностранным инвестированием; 2) по форме: - реальные, - финансовые; 3) в зависимости от характера иностранных инвестиций: - неимущественные (интеллектуальная собственность), - имущественные, характерным признаком которых является материальное выражение (финансы, материальные ценности); 4) в зависимости от участия инвестора в управлении объектом инвестирования: - прямые (осуществляются в виде создания совместных предприятий и предприятий на 100% принадлежащих иностранному инвестору), - косвенные (портфельные) инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении предприятием (комапией), а предполагает получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги, т.е. на капитал, вложенный в эти предприятия в денежной форме; 5) по сроку окупаемости: - долгосрочные (вложения более чем на 15 лет), - среднесрочные, - краткосрочные.- международно-правовой и внутригосударственный уровни правового регулирования; Особенностью инвестиционного законодательства является то, что оно не применяет коллизионный способ регулирования и его нормы прямо регулируют отношения между иностранным частным инвестором и государством. Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется путем заключения государствами и другими субъектами международного права международных договоров, основной целью которых является создание единого механизма, направленного на защиту иностранных инвестиций. К международным договорам универсального характера относятся: Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 1985 г.) и Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (Вашингтон, 1965 г.). Обе эти конвенции предусматривают создание специализированных в области международного инвестиционного сотрудничества международных организаций и определяют их порядок деятельности. Такими организациями являются Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). В РФ основным нормативным актом, регулирующем отношения по иностранному инвестированию, является ФЗ «Об иностранных инвестициях» от 1999 г. Гарантии, закрепленные в данном законе, широко распространены также и в международных договорах Основные гарантий по защите прав иностранных инвесторов 1) гарантия в случае национализации и реквизиции. Право принимающего государства на национализацию и экспроприацию подтверждено в ряде документов ООН. Однако к проведению национализации применяются определенные требования: во-первых, она допускается только в тех случаях, когда этого требуют общественные или государственные интересы; во-вторых, она должна проводиться без какой-либо дискриминации по отношению к иностранным инвесторам какого-либо государства; 2) стабилизационная оговорка - гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ 3) гарантия на случай нанесения ущерба в результате войны, вооруженных конфликтов, гражданских беспорядков; 4) гарантия перевода платежей в связи с капиталовложениями; 5) гарантия на случай суброгации, т.е. принимающее государство обязуется признавать переход прав от иностранного инвестора к договаривающемуся государству или иному уполномоченному органу 6) гарантии в отношении процедуры разрешения спора между принимающим государством и иностранным инвестором. По правилам судебной юрисдикции спор должен рассматриваться в суде принимающего государства, но т.к. инвестору это невыгодно, то за ним остается право выбора: суд или арбитраж принимающего государства или международный арбитраж.- правовые режимы иностранных инвестиций. В принимающих государствах иностранным инвестициям может быть предоставлен национальный режим (в частности, в РФ), режим наибольшего благоприятствования (как правило в международных договорах) и привилегированный режим. Привилегированный режим (режим преференций) заключается в предоставлении некоторых льгот при ввозе сырья и оборудования, освобождении от таможенных пошлин и налогов и т.д. для иностранных инвесторов, осуществляющих свою деятельность в слаборазвитых отраслях экономики, труднодоступных регионах, географических центрах со слаборазвитой инфраструктурой и требующих крупных вложений капитала. Однако для предоставления национального режима для многих стран характерно наличие изъятий: 1) ограничительного характера (разрешительный порядок создания юридических лиц с участием иностранного капитала; 2) стимулирующего характера (налоговые льготы; таможенные льготы и иные льготные условия экономической деятельности). Под свободными экономическими зонами (СЭЗ) в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач созданы особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий. Среди наиболее важных задач СЭЗ является привлечение в экономику страны, где создается такая зона иностранных инвестиций. Преференциальный режим хозяйствования в СЭЗ - обязательный признак, определяющий существо зоны. Он подразумевает действие на территории зоны специальных правовых и льготных таможенных режимов, которые сочетаются с предоставлением иных льгот (свободное перемещение товаров, услуг, интеллектуальной собственности, рабочей силы через таможенную границу; налоговые льготы). Характерные черты СЭЗ: - внешнеторговые льготы (снижение или отмена экспортно-импортных льгот, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций); - фискальные льготы, включающие различные формы субсидий; - административные льготы, упрощающие процедуру регистрации предприятий, режима въезда и выезда иностранных граждан; Все СЭЗ можно условно разделить на три вида: свободные промышленные зоны; внешнеторговые (свободные таможенные зоны и порты, включая зоны экспортного производства, транзитные зоны); функциональные или отраслевые (технопарки, технополисы, туристические, страховые, банковские зоны и др.). В зависимости от целей деятельности СЭЗ можно разделить на два типа: замкнутый (анклавный), полностью ориентированный на экспорт с целью получения прибыли в свободно конвертируемой валюте, и интеграционный, тесно связанный не только с внешним рынком, но и с национальной экономикой.
|