Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальные особенности памяти






1. Объем памяти. Объем памяти – это индивидуальное свойство памяти, он обозначает количество единиц информации, которое человек может удержать в памяти. запоминает после первого чтения 5-7 отдельных элементов. 2. Объем памяти зависит и от способа предъявления материала. Люди с преобладание слуховой памяти запоминают больше элементов, если бессмысленные слова читаются им вслух.3. Точность памяти - это показатель того, на сколько точно мы можем заново воспроизвести то, что усвоили раньше. 4. Скорость запоминания означает, как быстро человек может запомнить какой-то материал. 5. Устойчивость характеризует протяженность времени, в течение которого материал сохраняется в памяти. 6. Готовность памяти означает, что все необходимое вспоминается всегда легко и быстро. 7. Наблюдают яркие индивидуальные различия в способах запоминания и в уровне организации памяти у различных лиц.8. Нередко индивидуальные различия в памяти могут приводить к значительным изменениям в структуре всей личности человека

Индивидуальные особенности памяти обусловлены типом высшей нервной деятельности (ВНД). При сопоставлении показателей эффективности памяти с выразительностью основных трех безусловных свойств ВНД (сила, лабильность, уравновешенность) были установлены постепенные взаимосвязи. Люди с крепкой нервной системой имеют лучшие показатели памяти при работе в осложненных условиях, поскольку у них более выражена скорость образования условных рефлексов. Они обнаруживают преимущества в заучивании сложного материала с недостаточной логичность. У людей со слабой нервной системой существуют преимущества при запоминании логически связанной вербальной информации. Методы изучения и оценки характеристик памяти. В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом из таких опытов экспериментатор имеет дело с тремя основными переменными: 1. деятельностью усвоения или заучивания.2. интервалом между усвоением и воспроизведением. 3. деятельностью воспроизведения. Исследования: 1)Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности.2) Измерение объёма кратковременной памяти. 3) Исследование динамики процессов заучивания.4) Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти

Мнемотехника- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Суть мнемотехнических приемов запоминания — в том, что запоминаемая информация как-то осмысливается, структурируется. Совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание возможно большего количества событий и фактов называют мнемоникой. Изобретателем мнемотехники считается поэт Симонид Кеосский. Он присутствовал на пиру, устроенном для аристократов, где исполнил свою поэму. Когда он вышел из зала, крыша здания обрушилась, и все участники пира погибли под ее обломками. Симонид помог родственникам опознать погибших, так как запомнил порядок расположения гостей за столом. Принцип упорядочивания информации с помощью «метода мест» Симонида лег в основу искусства («системы вспоможения») памяти.

По мнению Р. Солсо, использование мнемонических приемов наиболее эффективно, во-первых, при хранении и кодировании, а во-вторых, при воспроизведении информации.

Метод вешалок — мнемоническая система, основания на ассоциациях между однажды заученным, например, заучено слово- булка, подлежит запоминанию слово слон. Солсо предлагает соединить слово «слон» со словом «булка» в воображаемый «слонбургер».

Метод семантической организации — мнемонический прием объединения случайным образом подобранных слов или предметов в виде целостной логичной истории-рассказа.

Если нам необходимо запомнить в определенной последовательности 20 слов, то мы сначала сгруппируем их в 4 колонки по 5 слов в каждой. Затем сочиним четыре незамысловатые истории.

Например, из таких слов, как стул, банан, река, булавка и ваза, может получиться следующая история. Я встал на стул, чтобы достать банан, и упал в реку, как булавка в вазу.

Закон Жоста – эффективнее чередовать короткие сеансы заучивания материала. (читать не 6 раз подряд, а с промежутками в 5мин). Использование рифмы и ритма -сухая кожа — счастливый малыш». Метод воображаемых ассоциаций, — создание достаточно устойчивых ассоциаций между предметом и его атрибутом. (Петухов — петух).

28.Место мышления в структуре познавательных процессов и в деятельности. Мышление – опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

Мышление как процесс характеризуется рядом признаков, которые дают представление о его необычности, сложности и важности в познании окружающего мира. Сюда в первую очередь относятся - опосредованный и обобщенный характер, целенаправленность и произвольность.

Опосредованностпь. Мышление предполагает преемственность знаний, которые передаются от поколения к поколению.

Обобщенность. Мьшление представляет собой обобщенное познание существенных свойств и явлении окружающей действительности, а также связей и отношении, существующих между ними. Обобщение является одним из средств мыслительной деятельности. В самом общем виде суть обобщения заключается в распространении принципа или концепции на новые объекты (события области). Объекты могут обобщаться на основании либо одного признака (простейшие обобщения), либо по множеству признаков (сложные обобщения).

Целенаправленность и произвольность. Мышление всегда связано с решением какой-то задачи и сопровождается определенным волевым усилием со стороны человека. Там, где нет цели, вызванной некоторой насущной потребностью, отсутствует проблемная ситуация для ее разрешения. Отсутствие проблемной ситуации приближает мыслительный процесс к стереотипному поведению.

Мышление является социально обусловленным, неразрывно связанным с речью психическим процессом поисков и открытия существенно нового в ходе анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания, т. е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и потому непосредственно не наблюдаемы (Н.Д. Творогова).

Неразрывная связь мышления с языком обнаруживает социальную сущность человеческого мышления. Историческая преемственность знаний в ходе человеческой истории возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от одного человека к другому, от поколения к поколению.

Память в большинстве случаев играет важную роль в поиске новых решений тех или иных проблем. Однако существуют случаи функциональной ригидности, когда долговременная память не помогает найти решение проблемы, а наоборот затрудняет его нахождение: предвзятые идеи (например, о назначении предметов, образе действий и пр.) мешают увидеть по-новому, а не только в свете прошлой информации.

29.Мышление как процесс. Мышление как процесс характеризуется рядом признаков, которые дают представление о его необычности, сложности и важности в познании окружающего мира. Сюда в первую очередь относятся - опосредованный и обобщенный характер, целенаправленность и произвольность.

Опосредованность. Мышление предполагает преемственность знаний, которые передаются от поколения к поколению. Другими словами, мышление отдельно взятого человека опосредовано развитием мышления всего человечества. Мышление - это, по сути, все то, что человек впитал в себя из этого мира, своеобразная «модель вселенной внутри нас». Только лишь используя накопленный человечеством интеллектуальный опыт, индивид оказывается в состоянии сам привносить вклад в эту «копилку» общественного разума. Конечно же, мышление самым тесным образом связано с языком и речью. Таким образом, мышление человека социально обусловлено. Оно формируется лишь в среде себе подобных, где имеется возможность впитывать социальный опыт других, находиться в постоянном взаимодействии с ними. Известны факты, что реальные, а не сказочные дети-Маугли так и не достигали нормального уровня мышления, свойственного их сверстникам, именно из-за продолжительной отстраненности от социального окружения.

Мышление позволяет человеку познать не только то, что воспринимается непосредственно через его органы чувств, но и то, что недоступно им. Это осуществляется косвенным образом через специфические мыслительные операции, через вспомогательные-технические средства и др.

Обобщенность. Мьшление представляет собой обобщенное познание существенных свойств и явлении окружающей действительности, а также связей и отношении, существующих между ними. Обобщение является одним из средств мыслительной деятельности. В самом общем виде суть обобщения заключается в распространении принципа или концепции на новые объекты (события области). Объекты могут обобщаться на основании либо одного признака (простейшие обобщения), либо по множеству признаков (сложные обобщения).

Результатом мышления является сжатая, обобщенная «модель» действительности, которая порождается благодаря мысленной переработке человеком многих информационных источников самой различной природы. Знания, которые приобретаются человеком в результате мыслительного процесса, всегда касаются самых общих и существенных характеристик того объекта, на который они направлены. Когда мы произносим слово «самолет», то объединяем (обобщаем) в огромный класс множество крылатых летательных объектов, различающихся между собой формой. размером, дальностью полета, грузоподъемностью и назначением и т.п. При этом основанием для обобщения является наличие у летательного аппарата крыльев двигателей, аппаратуры управления полетом.

Целенаправленность и произвольность. Мышление всегда связано с решением какой-то задачи и сопровождается определенным волевым усилием со стороны человека. Там, где нет цели, вызванной некоторой насущной потребностью, отсутствует проблемная ситуация для ее разрешения. Отсутствие проблемной ситуации приближает мыслительный процесс к стереотипному поведению.

Мышление всегда направлено навстречу цели. Так, потребность в изменении интерьера своей квартиры порождает цель такой перестановки мебели, переноса некоторых стенных перегородок, преобразования системы освещения, которые удовлетворяли бы критериям удобства их использования и эстетического восприятия. Здесь, конечно же, возникает ряд противоречивых условий (шкаф не вписывается в новую архитектуру комнаты, привычные люстры не дают требуемого освещения, комната отдыха оказывается не защищенной от посторонних звуков). Но вот мысленное решение найдено. Далее в свои права должна вступать воля, верная напарница мышления. Мышление без воли очень редко приводит к достижению цели. Мыслить - значит действовать. Для мыслительной деятельности характерна сложная взаимосвязь между сознаваемым и бессознательным.

30.Понятие в мышлении. Соотношение понятия и слова. Неразрывность мышления и речи. Понятие - это обобщенное опосредованное знание о предмете, основанное на раскрытие его существенных связей. Мышление стоит рассматривать как процесс и результат одновременно, так и понятие по мере развития обобщения как функции, формы мышления является результатом мыслительных операций, затем, закрепляясь, само становиться новым видом мышления – понятийным мышлением, становится средством познания.

Наше мышление неразрывно увязано с речью. Во-первых, люди с помощью речи сообщают друг другу свои мысли. Речь есть средство общения между людьми. Во-вторых, люди мыслят с помощью речи. Речь является, таким образом, орудием мышления. Чтобы служить средством общения, речь должна иметь или другое внешнее выражение, доступное слуху или зрению других людей. В отличие от такой внешней речи этот внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.

Человеческое мышление невозможно без участия второй сигнальной системы. В отличие от животных у человека, писал И. П. Павлов, «появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени... в виде слов, произносимых, слышимых и видимых. Эти новые сигналы, в конце концов, стали обозначать всё, что люди непосредственно воспринимали как из внешнего, так и из своего внутреннего мира, и употреблялись ими не только при взаимном общении, но и наедине с самими собой».

Речь (вторая сигнальная система) внесла «новый принцип нервной деятельности», который обусловил безграничную ориентировку в окружающем мире и создал «высшее приспособление человека — науку».. Это значит, что чисто словесное знание, заучивание словесных формулировок без ясного понимания того, какие именно стороны действительности в них отражаются, является чисто формальным и бесполезным знанием.

С физиологической стороны это значит, что нормальное мышление возможно лишь при неразрывном участии и первой и второй сигнальных систем. Речь — необходимое орудие мышления. Но отсюда не следует, что процесс мышления сводится к речи, что мыслить — значит говорить вслух или про себя. Различие между самой мыслью и её словесным выражением видно из того, что ту же самую мысль можно выразить на разных языках. Мысль при этом остаётся неизменённой, хотя все слова меняются. Одна и та же мысль может иметь разную речевую форму, но без какой-либо речевой формы она у человека не существует. Если человек действительно понимает мысль, значит это понимание выражается у него в каких-то словах. Полную четкость и законченность мысль получает лишь тогда, когда она находит чёткую и законченную словесную формулировку. Если человек и говорит, и пишет не иначе, как смутно и сбивчиво, то и ход мыслей его не может иметь полной чёткости и ясности. Находя себе выражение во внешней речи, наша мысль совершенствуется, развивается, уясняется. Речь — средство общения между людьми и орудие их мышления. Обе эти функции речи теснейшим образом друг с другом связаны. Развиваясь и совершенствуясь как средство общения, речь становится тем самым более тонким и совершенным орудием мысли.

Социальная природа мышления. Мышление, как уже говорилось, тесно связано с речью, которая является орудием нашей мыслительной деятельности. Когда человек думает, он свою мысль как бы проговаривает. Иногда это делается в форме развернутых фраз, произносимых про себя, но чаще мысль оформляется словами и предложениями в сокращенном, свернутой виде, так что мы не всегда и замечаем это внутреннее проговаривание. Мыслительная деятельность человека имеет социальный характер. В процессе своего исторического развития, в процессе изготовления орудий труда и в ходе их применения люди испытывали потребность делиться своими мыслями друг с другом, и в этом общении вырабатывалась способность думать и говорить. Paзвитие второй сигнальной системы, а следовательно и мышления происходило и происходит в условиях социальной жизни человека. Благодаря речи оказались возможными преемственность продуктов мышления, сообщение их следующим поколениям. Без передачи этого опыта (особенно в виде печатных трудов) человеческая мысль не могла бы создать науку, технику и культуру. Закрепление итогов мышления в устной и письменной речи дает возможность успешно обучать детей, передавая им в готовом виде добытые ранее знания и побуждая их самих к самостоятельной мыслительной деятельности.

31.Мышление как процесс. Характеристики мышления. Операциональное мышление – одно из высочайших достижений человеческого ума. Оно состоит в возможности создавать образы или другие формы умственного представления о реальности. Эти образы могут быть основанными на чувствах, а могут быть абстрактными или символическими.Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение – обобщение, абстракция – классификация – конкретизация.

Мыслительные операции – это мыслительные действия.

Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение – элементарная первичная форма познания. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса.

Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, его дифференцированности (несмешиваемости понятий). На основе сравнения делаются обобщения.

Обобщение – свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинную познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.

Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Обобщение начинает возникать уже при образовании представлений, но в полной форме воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных признаков и свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства.

Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений –- на основе вычленения существенно-общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т. е. на основе абстракции.

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений.

В процессе абстрагирования человек как бы " очищает" предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.

Классификация – группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному.

Конкретизация (от лат. concretio – сращение) – познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация – высший этап в познании объективного мира. Познание отталкивается от чувственного многообразия конкретного, абстрагируется от отдельных его сторон и, наконец, воссоздает мысленно конкретное в его сущностной полноте. Переход от абстрактного к конкретному – теоретическое освоение действительности. Сумма понятий дает конкретное в его полноте.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал