Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 9. Ароматерапевтические смеси и знаки зодиака
Составление смесей — одно из самых приятных занятий в ароматерапии, одна из тех сфер, где искусство и наука идут рука об руку. Можно, конечно, подойти к этому процессу исключительно с терапевтической точки зрения: просто соединить несколько масел с определенными свойствами, которые должны помочь нашему клиенту; а можно взять за основу эстетическую сторону и смешать масла только потому, что они хорошо пахнут. На самом же деле следует руководствоваться и теми, и другими соображениями. Составляя лечебную смесь, не следует пренебрегать ее конечным ароматом. Вряд ли неприятный запах даст желаемый терапевтический эффект: в ароматерапии все-таки принято не только лечиться, но и наслаждаться ароматами. Вспоминаю одну свою ученицу, смешавшую розу с эвкалиптом, потому что так было написано в рецепте. Но — гладко было на бумаге, да забыли про овраги: она совершенно не подумала, как будет пахнуть получившаяся смесь. Подавляющий аромат эвкалипта свел на нет нежное благоухание розы. Розовое масло оказалось потрачено впустую. Гипотетический пациент, для которого предназначался этот «мезальянс», нуждался в нежной заботе и мягком уходе — поэтому и потребовалась роза, однако трудно себе представить мягкий, ласкающий массаж при пряном, типично лекарственном запахе эвкалипта. Так что первое правило при составлении смесей: «Дай волю носу». Если вы делаете смесь не для себя, а для кого-то, хоть для лечения, хоть для развлечения, то она должна нравиться этому человеку. Существует еще и ряд теоретических правил, которые следует соблюдать при смешивании, а если к тому же добавить астрологические факторы, то поначалу задача может показаться невероятно сложной. К счастью, различные подходы не являются взаимоисключающими, и нередко именно сочетание астрологических факторов играет роль критерия при более традиционных методах смешивания. По одной системе запахи подразделяются на несколько групп: древесные, цветочные, травяные, пряные и т. п. Большинство духов можно отнести к определенной группе, но их аромат усложняют, уравновешивают и делают более интересным, добавляя понемногу из других групп. Обратившись к астрологическим параллелям, понимаем, что древесными запахами обладают по большей части «сатурнианские» масла, цветочными — «венерианские», а травянистыми — «меркурианские». Пряные запахи чаще всего ассоциируются с Марсом, а «роскошные» восточные — с Юпитером или Солнцем. Самой известной теорией, по крайней мере в парфюмерии, является теория «верхней, средней и нижней нот». Разработал ее в XIX веке французский парфюмер Писсе, составивший из парфюмерных ингредиентов (эфирных масел и иных) что-то вроде музыкальной гаммы в зависимости от быстроты их испарения. К верхним «нотам» относятся свежие и легкие, наиболее быстро испаряющиеся запахи, к нижним (или базовым), естественно, самые стойкие, тяжелые и насыщенные. Средние «ноты» — это сердце аромата, основа смеси, они проявляются спустя некоторое время после первого впечатления. Вдыхая аромат новых духов, вы сразу же замечаете верхнюю ноту, которая через несколько мгновений испаряется, и наступает черед других элементов — вперед выступают сначала средняя, а потом нижняя, базовая нота. Вот почему, выбирая духи, никогда не идите на поводу у первого впечатления. Большинство ароматерапевтов, смешивая масла, придерживаются этой же теории верхней/средней/нижней ноты, и по этой системе составлены практически все духи и готовые смеси эфирных масел. Собственно, парфюмеры издавна так и поступали, только действовали интуитивно, а Писсе просто систематизировал накопленный опыт. В конце этой главы вы найдете перечень эфирных масел, классифицированных в соответствии с этой теорией. Вы можете воспользоваться им при составлении своих смесей. Правда, это — всего лишь примерное направление, ибо здесь, как и в атрибуции масел к планетам, много разногласий в том, для какого масла какую ноту считать характерной. Причина, полагаю, в самой природе эфирных масел: многие имеют очень сложный состав и содержат все три ноты одновременно. Масло из одного и того же растения может пахнуть совершенно по-разному в зависимости от почвы и климата в месте произрастания. Погодные условия — весьма переменчивый фактор — в период роста и сбора растений тоже могут изменить запах масла, причем настолько, что характерной для него станет не верхняя, а средняя нота или не средняя, а базовая и т. д. Ну, и еще одна причина споров, разумеется, в том, что тонкость обоняния — понятие очень зыбкое. Но как бы то ни было, система вполне логична и надежна и может послужить отправной точкой для дальнейшей работы. Очень важны пропорции: если смешать все три масла с нужными нотами в равных пропорциях, результат вряд ли получится удовлетворительным. Ведь масла с базовыми нотами очень сильные и могут полностью «поглотить» все остальные. Удачной получается смесь, если в ней преобладают средние ноты, а верхних и базовых совсем немного. Маргарита Мори, одна из пионеров ароматерапии XX века, разработала метод применения эфирных масел, который назвала «индивидуальная пропись», или «персональные благовония». Это были смеси, обладавшие не только приятным запахом, но и лечебным эффектом, необходимым клиенту, использовать же их можно было и в качестве массажного средства, и просто как духи. Например, госпожа Н имела обыкновение «жить умом» и совершенно пренебрегала потребностями тела: питалась кое-как, засиживалась далеко за полночь, поглощенная работой или чтением, пока уже не падала от усталости. Составленная для нее пропись включала 98% розы, 1% вереска и 1% черного перца. Полученная смесь обладала изысканным ароматом розы, «подкрепленным» чуть меланхоличным, «дымным» оттенком остальных масел, и действовала независимо от того, пользовалась ли госпожа Нею как духами или для массажа. В качестве массажного масла смесь «ласкала» ее тело (действие розы), «приземляла» витающие мысли (вереск) и снимала усталость (черный перец). Смесь была составлена вполне в соответствии с теорией Писсе: черный перец давал верхнюю ноту, роза — среднюю, а вереск — базовую. Если вместо вереска взять пачули и смешать все в равных частях, то эффект был бы совершенно другим. У пачули аромат очень «властный», господствующий, он совершенно подавил бы розу — так, как это сделал эвкалипт в предыдущем примере. Если мы посмотрим на дату рождения госпожи Н, то увидим, что в смеси отлично учтены астрологические данные. Солнце у нее в Водолее, Весы в асценденте, а Луна в Овне: вереск вводит элемент стихии Земли, которого так не хватает в гороскопе, роза («венерианское» масло) апеллирует к тонкому пониманию красоты, свойственному Весам, а «марсианское» масло черного перца придает необходимые силы и горячность, в которых клиентка нуждается, и к тому же вполне соответствует положению ее Луны. Вот вам один из методов использования астрологических данных как основы для составления смесей. По моему опыту, весьма надежно брать в расчет три главных фактора — Солнце, Луну и асцендент. Выбор сразу конкретизируется до трех вариантов, из которых можно предпочесть либо аромат, либо лечебный эффект и определить верхнюю, среднюю и базовую ноты. Если смесь нужна для удовольствия — ванны, ароматизации воздуха или в качестве духов, — можно просто взять по одному из масел, соответствующих этим трем астрологическим позициям, причем «солнечное» в качестве преобладающего. Если смесь предназначена для лечения, надо учесть индивидуальные особенности и потребности, как в случае с госпожой Н, и решить, будет ли она соответствовать трем стихиям, представленным в гороскопе этими факторами, или понадобится внести недостающее. Как вы сами видели, масел, связанных с конкретными знаками и их планетами, великое множество, так что поле для деятельности у вас весьма обширно, а позднее я приведу несколько практических примеров вам в помощь. Хорошо бы принимать во внимание и то, приятной ли получится смесь, если использовать соответствие сигнатурного масла положению Солнца, Луны и асцендента в гороскопе вашего клиента. «Солнечное» в таком случае нужно брать в самой большой пропорции. Если сигнатурное масло по Солнцу и Луне не совместится с остальными, даже в мизерных дозах, посмотрите, каким его можно заменить из числа других, соответствующих знаку. Поэкспериментировав таким образом, вы получите поистине психологический «портрет маслом» человека, для которого составляете смесь. Если вы еще недостаточно хорошо разбираетесь в маслах, чтобы решить, какое относится к верхним нотам, какое — к средним, а какое — к базовым (как вы помните, единого мнения нет и среди специалистов), то вполне возможно проводить аналогии между парфюмерной гаммой и стихиями — Воздуха, Огня, Земли и Воды. В этой гамме воздух и огонь, как правило, относятся к верхним нотам, вода — к средним, а земля варьирует от средних к базовым. Как это действует на практике, мы поймем, когда вспомним о родстве растения с определенной планетой и стихией знака, с этой планетой связанного. Например, многие масла, относящиеся к воздушному Меркурию/Близнецам, служат верхней нотой, хотя некоторые вроде фенхеля или мяты перечной, пахнут не слишком эстетично. Среди масел Марса/Овна верхней нотой является, в частности, черный перец, а из масел Воды/ Луны — цитронелла и мелисса. К нижней ноте парфюмерной гаммы можно отнести кедр, можжевельник и вереск, принадлежащие Сатурну/Козерогу. У «венерианских» масел диапазон весьма широк, от верхней ноты лимонной травы до нижней — иланг-иланга, и это приобретает особенно глубокий и тонкий смысл, когда мы припоминаем, что Венера управляет как земным Тельцом, так и воздушными Весами. Итак, мы рассмотрели только три фактора гороскопа и три соответствующих каждому фактору типа масел, но, взяв в руки натальную карту, вы, разумеется, получите более обширный материал. Хотя увлекаться чрезмерно сложными смесями не стоит: на практике они бывают куда менее удачными, чем простые. Правда, парфюмеры-профессионалы соединяют множество различных ингредиентов, но они имеют дело не с одними только эфирными маслами и к тому же никак не связаны со здоровьем и благополучием людей, их продукцию применяющих. И для духов, и для лечения можно смешивать до пяти масел. Более сложный состав, «бомбардируя» организм разнородными свойствами, сбивает его с толку и может с терапевтической точки зрения привести к противоположным результатам. Обычно достаточно трех-четырех масел, чтобы смесь отвечала потребностям конкретного человека, а если этого не произошло, то я порекомендовала бы для начала ограничиться двумя-тремя, скажем, для массажа, а позднее прибавить еще, уже для последующих ванн. Если вам захочется потренироваться в составлении смесей на основе всего гороскопа в целом, постарайтесь в дополнение к Солнцу, Луне и асценденту уточнить еще два фактора. Это может быть еще какая-то из стихий, слабо выраженная или вовсе отсутствующая, пустой знак или дом, и вам нужно подобрать масло, которое внесет недостающее или заполнит пустоту. Это может быть и планета в изгнании (в противоположном знаке, где она наиболее слаба), и тогда вы добавляете масло, соответствующее этой планете. Возможностей не счесть, и чем лучше вы начнете понимать астрологию, тем шире будет ваше поле деятельности. Ну а малоопытным или вовсе новичкам в ароматерапии пока вполне достаточно и Солнца/Луны/асцендента. Да, но что делать, если вы не знаете точного времени рождения клиента и узнать негде? Ну уж день-то своего рождения помнит каждый, многие даже знают свой солнечный знак, и тогда вы можете взять за точку отсчета сигнатурное масло. Большинство сигнатурных масел обладают достаточно приятным ароматом, чтобы служить основной темой смеси, хотя с некоторыми придется проявлять умеренность, дабы они не подавили «коллег». Вот кое-какие из сигнатурных масел: роза (Телец), жасмин (Лев), лаванда (Дева), герань или пальмароза (Весы), нероли (Водолей) и мелисса (Рыбы). А вот можжевельник (Козерог) будет хорошей основой для мужских духов. Из них аккуратно следует обращаться лишь с розмарином (Овен), базиликом (Близнецы), ромашкой (Рак) и пачули (Скорпион). Как же определить, с каким маслом смешивать сигнатурное? Можно выяснить дополнительный знак или планету. Например, принять в расчет противолежащие пары знаков в натальной карте: Овен напротив Весов наводит нас на розмарин и герань, которые, кстати, очень хорошо сочетаются. Больше герани с капелькой розмарина, и готова смесь для женщин; больше розмарина с капелькой герани — для мужчин. Пара Телец/Скорпион рекомендует розу и пачули, тоже прекрасно подходящие друг другу, при условии, что пачули вы возьмете совсем чуть-чуть (вспомните смесь Маргариты Мори для госпожи Н). Близнецы/ Стрелец предлагают две пряности, замечательно ведущие себя в кулинарии, но куда менее «смирные» при массаже! Самая малость черного перца (Стрелец), добавленная к такому земному маслу, как, например палисандр, даст смесь, которая Близнецов слегка приземлит и придаст энергии, а у Стрельцов соединит их огненную стихию (черный перец) с духовностью Юпитера (палисандр). Масла пары Рак/Козерог не очень-то ладят друг с другом, но для лечебных целей вереск с капелькой ромашки подойдет обоим знакам. Чтобы получить по-настоящему благовонную смесь, следует, пожалуй, обратиться к лунным маслам этой пары, возможно, к петигрену или мелиссе: в очень маленьких пропорциях они хорошо сочетаются с вереском. Лев с Водолеем блаженствуют в самом изысканном из всех мыслимых вариантов — жасмин и нероли. Впрочем, лаванда с мелиссой для Девы и Рыб тоже совсем неплохи. На таком материале творческой личности есть где развернуться, варьируя и сами масла, и их пропорции. Далее вы найдете кое-какие рекомендации по смесям для ванны, массажа и духов для каждого из 12 знаков. Понятия «тонизирующая/стимулирующая/смягчающая/расслабляющая» смесь говорят сами за себя, а вот что такое «укрепляющая/ восстанавливающая» смесь, пожалуй, стоит растолковать. У всех нас в жизни бывают моменты, когда хочется ощутить себя ребенком в материнских объятиях, чтобы тебя понежили, погладили, приласкали. Это случается в моменты усталости, эмоционального упадка, после тяжелой болезни или просто в грустную минуту. Вот для таких случаев эти смеси и предназначены. Лучше всего, конечно, применять их при массаже, но за неимением оного очень неплоха и продолжительная, успокаивающе-теплая ванна. Можно также распылить смесь в комнате или использовать как духи. (Только тогда не разбавляйте смесь растительным маслом.) И напоследок — не жесткое правило, а всего лишь рекомендация: смеси для ванн пригодны и для массажа (а вот наоборот — не всегда), а знаки, относящиеся к одной стихии, могут «обмениваться» смесями. СМЕСИ ДЛЯ ВАНН Каждая из перечисленных ниже смесей (для взрослых) состоит всего лишь из б капель. Для детей от 5 до 12 лет приготовьте все те же 6 капель, но используйте только половину, а остальное приберегите до следующего раза. Младенцам и детям до 5 лет большинство этих смесей не подходит: лучше взять 1—2 капли просто ромашки для маленького «ручейка», мандарина — для «огонька», лаванды — для «ветерка» и розы — для «землицы». Если вам к тому же известна Луна и/или асцендент малыша, то можно приготовить очень мягкую, ласковую смесь из любых двух перечисленных масел — они прекрасно дополняют друг друга. Но для совсем крохотных детишек я не советовала бы применять более двух разных масел одновременно. Таблица 3
|