Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упоминание вещей, из которых черпается иман.
Этот раздел несет в себе великую пользу и нужду, более того крайне необходимо познать его и заботиться об этом познанием и описанием себя этим. Потому что иман является полнотой раба, им поднимаются его степени в мирской и будущей жизнях, это причина и дорога к любому благу мирскому и будущему. Не наступит полнота имана, не усилится и не заполнится он, кроме как после познания того, из чего черпается он, познания его источника, причин и путей к этому. Аллах Всевышний сделал для достижения любой вещи причины и пути, приводящие к ней. Иман является величайшей требуемой, важнейшей и обобщающей вещью. Аллах сделал много причин для увеличения и усиления имана, также как существует множество причин, приводящих его в обратном направлении. Если сказать о них в общем, то можно привести следующее: * Размышление над аятами Аллаха во время их чтения. * Также размышление над чудесами бытия и его разновидностями. * Стремление познать истину, для которой создан раб. * Совершение деяний, соответствующих истине, все причины возвращаются к одной великой основе. Что касается подробного разделения этих причин, то иман наступает и усиливается по многим причинам:
Познание имен Аллаха и Его атрибутов, пришедших в Коране и Сунне, стремление понять их значение и поклонение Аллаху посредством них. Приводится у аль-Бухари и Муслима от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то, что он сказал: «У Аллаха девяносто девять имен, сто без одного, тот, кто посчитает их, тот войдет в рай». То есть тот, кто выучит их, поймет их смысл и значение, будет убежден в этом и будет поклоняться Аллаху посредством них, тот войдет в рай, потому что в рай не зайдет никто, кроме верующего и как мы узнали познание Аллаха и Его атрибутов является самым великим источником для достижения имана, его усиления и утверждения. Более того, познание имен Аллаха и Его атрибутов является основой имана. Познание включается в себя три вида единобожия: 1. Единобожие господства. 2. Единобожие божественности. 3. Единобожие имен и атрибутов. Эти виды единобожия являются духом, основой и целью имана, каждый раз как человек узнает что-то из имен и атрибутов добавляется его иман и становится сильнее. Поэтому верующему нужно тратить по мере возможности время и силы в изучении имен и атрибутов. Чтобы его познание было здоровым от болезней «отрицания» («та`тыль» - люди, которые отрицают или все или многие имена и атрибуты Аллаха), а также болезни «уподобления» («тамсиль» - уподобление Аллаха Его созданиям), в которые попали многие люди нововведений, противоречащим тому, с чем пришел пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Познание Аллаха должно черпаться из Корана и Сунны, а также из того, что передается от сподвижников и их последователей, это полезное познание, при совершении которого человек не перестанет добавлять иман, силы и убежденности, а также успокоения в своих делах.
Не перестанет получать пользу размышляющий над Кораном и его смыслами, как сказал Всевышний: و َ إ ِ ذ َ ا ت ُ ل ِ ي َ ت ْ ع َ ل َ ي ْ ه ِ م ْ آ ي َ ا ت ُ ه ُ ز َ ا د َ ت ْ ه ُ م ْ إ ِ ي م َ ا ن ا ً و َ ع َ ل َ ى ر َ ب ّ ِ ه ِ م ْ ي َ ت َ و َ ك ّ َ ل ُ و ن َ
«…вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа. (аль-Анфаль 2) Также если человек посмотрит на то, как составлен Коран, на его мудрость, то, что одна его часть подтверждает другую, нет в нем расхождений и противоречий, уверен в том, что он от Мудрого Хвалимого, не постигает его ложь ни сзади ни спереди, и если бы он был не от Аллаха, то обнаружилось бы в нем много расхождений и противоречий во многих местах. Сказал Всевыщний: أ َ ف َ ل ا َ ي َ ت َ د َ ب ّ َ ر ُ و ن َ ا ل ْ ق ُ ر ْ آ ن َ و َ ل َ و ْ ك َ ا ن َ م ِ ن ْ ع ِ ن د ِ غ َ ي ْ ر ِ ا ل ل ّ ه ِ ل َ و َ ج َ د ُ و ا ْ ف ِ ي ه ِ ا خ ْ ت ِ ل ا َ ف ا ً ك َ ث ِ ي ر ا ً
Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий. (ан-Ниса 82) Это является одной из великих причин, усиливающих иман. Если верующий, просто слушая аяты Аллаха и понимая то, что связано с этим из правдивых сообщений и благих положений, то, что сказать тогда если он будет хорошо размышлять и понимать цели этих аятов и их тайны? Поэтому верующие полным иманом говорили: ر ّ َ ب ّ َ ن َ ا إ ِ ن ّ َ ن َ ا س َ م ِ ع ْ ن َ ا م ُ ن َ ا د ِ ي ا ً ي ُ ن َ ا د ِ ي ل ِ ل إ ِ ي م َ ا ن ِ أ َ ن ْ آ م ِ ن ُ و ا ْ ب ِ ر َ ب ّ ِ ك ُ م ْ ف َ آ م َ ن ّ َ ا
Господь наш! Мы услышали глашатая (Мухаммада), который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», – и мы уверовали. (Аль Имран 193)
А также того, что побуждает к изучению имана и его дел, все это воплощает иман и его увеличение каждый раз, как раб приобретает знание о Коране и сунне посланника, его иман и убежденность крепнут и он достигает своим знанием и иманом степени полной убежденности. Аллах описал обладающих основательным знанием тем, что до них дошло полное сильное знание, которое отталкивает сомнения и приводит к полной убежденности. Поэтому они являются господами верующих, которых Аллах делает свидетелями и аргументом против сомневающихся и отрицающих: ه ُ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي َ أ َ ن ز َ ل َ ع َ ل َ ي ْ ك َ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ م ِ ن ْ ه ُ آ ي َ ا ت ٌ م ّ ُ ح ْ ك َ م َ ا ت ٌ ه ُ ن ّ َ أ ُ م ّ ُ ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب ِ و َ أ ُ خ َ ر ُ م ُ ت َ ش َ ا ب ِ ه َ ا ت ٌ ف َ أ َ م ّ َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ف ي ق ُ ل ُ و ب ِ ه ِ م ْ ز َ ي ْ غ ٌ ف َ ي َ ت ّ َ ب ِ ع ُ و ن َ م َ ا ت َ ش َ ا ب َ ه َ م ِ ن ْ ه ُ ا ب ْ ت ِ غ َ ا ء ا ل ْ ف ِ ت ْ ن َ ة ِ و َ ا ب ْ ت ِ غ َ ا ء ت َ أ ْ و ِ ي ل ِ ه ِ و َ م َ ا ي َ ع ْ ل َ م ُ ت َ أ ْ و ِ ي ل َ ه ُ إ ِ ل ا ّ َ ا ل ل ّ ه ُ و َ ا ل ر ّ َ ا س ِ خ ُ و ن َ ف ِ ي ا ل ْ ع ِ ل ْ م ِ ي َ ق ُ و ل ُ و ن َ آ م َ ن ّ َ ا ب ِ ه ِ ك ُ ل ّ ٌ م ّ ِ ن ْ ع ِ ن د ِ ر َ ب ّ ِ ن َ ا و َ م َ ا ي َ ذ ّ َ ك ّ َ ر ُ إ ِ ل ا ّ َ أ ُ و ْ ل ُ و ا ْ ا ل أ ل ْ ب َ ا ب ِ
Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся неясными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом. (Аль Имран 7) От обладающих полным знанием уходит невежество и сомнения, а также любые его виды, они возвращают неясные аяты к ясным и говорят: «Мы веруем во все и все это от Аллаха. Все что из Корана, все, о чем сообщил Всевышний и решил, все это является истинной правдой. Сказал Всевышний: ل ّ َ ـ ك ِ ن ِ ا ل ر ّ َ ا س ِ خ ُ و ن َ ف ِ ي ا ل ْ ع ِ ل ْ م ِ م ِ ن ْ ه ُ م ْ و َ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ ي ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ ب ِ م َ ا أ ُ ن ز ِ ل َ إ ِ ل َ ي ك َ و َ م َ ا أ ُ ن ز ِ ل َ م ِ ن ق َ ب ْ ل ِ ك َ
Однако тех из них, которые обладают основательными знаниями и веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя. (ан-Ниса 162) Также сказал Всемогущий Аллах: ش َ ه ِ د َ ا ل ل ّ ه ُ أ َ ن ّ َ ه ُ ل ا َ إ ِ ل َ ـ ه َ إ ِ ل ا ّ َ ه ُ و َ و َ ا ل ْ م َ ل ا َ ئ ِ ك َ ة ُ و َ أ ُ و ْ ل ُ و ا ْ ا ل ْ ع ِ ل ْ م ِ ق َ آ ئ ِ م َ ا ً ب ِ ا ل ْ ق ِ س ْ ط ِ ل ا َ إ ِ ل َ ـ ه َ إ ِ ل ا ّ َ ه ُ و َ ا ل ْ ع َ ز ِ ي ز ُ ا ل ْ ح َ ك ِ ي م ُ Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого. (Аль Имран 18) По причине их полного знания Корана и правильного имана, Аллах засвидетельствовал ими в этой жизни и будущей. Сказал Всевышний: و َ ق َ ا ل َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ أ ُ و ت ُ و ا ا ل ْ ع ِ ل ْ م َ و َ ا ل ْ إ ِ ي م َ ا ن َ ل َ ق َ د ْ ل َ ب ِ ث ْ ت ُ م ْ ف ِ ي ك ِ ت َ ا ب ِ ا ل ل ّ َ ه ِ إ ِ ل َ ى ي َ و ْ م ِ ا ل ْ ب َ ع ْ ث ِ ف َ ه َ ذ َ ا ي َ و ْ م ُ ا ل ْ ب َ ع ْ ث ِ و َ ل َ ك ِ ن ّ َ ك ُ م ْ ك ُ ن ت ُ م ْ ل َ ا ت َ ع ْ ل َ م ُ و ن َ
А те, кому дарованы знание и вера, скажут: «В соответствии с предписанием Аллаха вы пробыли там до Дня воскресения. Это и есть День воскресения, но вы не знали этого». (ар-Рум 56) Всевышний сообщил во многих аятах о том, что Коран является знамением для верующих и убежденных, потому что по причине его чтения и размышления над ним приходит знание, убежденность и иман столько, сколько Аллах пожелает даровать им, и они не перестают увеличивать знание об имане и убежденности. Размышление над Кораном является одним из великих путей и средств для достижения имана и его усиления. Сказал Всевышний: ك ِ ت َ ا ب ٌ أ َ ن ز َ ل ْ ن َ ا ه ُ إ ِ ل َ ي ْ ك َ م ُ ب َ ا ر َ ك ٌ ل ّ ِ ي َ د ّ َ ب ّ َ ر ُ و ا آ ي َ ا ت ِ ه ِ و َ ل ِ ي َ ت َ ذ َ ك ّ َ ر َ أ ُ و ْ ل ُ و ا ا ل ْ أ َ ل ْ ب َ ا ب ِ Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание. (Сад 29) Для того, чтобы получить баракат в достижении имана, нужно размышлять над аятами, ведь размышление отвращает отрицающего от его отрицания и врага религии от его вражды. Сказал Всевышний: أ َ ف َ ل َ م ْ ي َ د ّ َ ب ّ َ ر ُ و ا ا ل ْ ق َ و ْ ل َ Неужели они не задумываются над Словом? (аль-Муминун 68) То есть, если бы они задумались над Кораном истинно, то это обязательно отвернуло бы их от их неверия и отрицания и привело бы их к иману и следованию его канонам. Сказал Всевышний: ب َ ل ْ ك َ ذ ّ َ ب ُ و ا ْ ب ِ م َ ا ل َ م ْ ي ُ ح ِ ي ط ُ و ا ْ ب ِ ع ِ ل ْ م ِ ه ِ Так нет же, они объявляют ложью знание, которое не способны постичь. (Йунус 39) То есть если бы они постигли бы это знание, то это помешало бы им отрицать истину и привело бы их к иману.
Познание его высоких нравов и полных атрибутов. Тот, кто познает его истинным знанием, тот не будет сомневаться в его правдивости и уверует во все, с чем он пришел из Корана, сунны и истинной религии, как сказал Всевышний: أ َ م ْ ل َ م ْ ي َ ع ْ ر ِ ف ُ و ا ر َ س ُ و ل َ ه ُ م ْ ف َ ه ُ م ْ ل َ ه ُ م ُ ن ك ِ ر ُ و ن َ Или же они не узнали своего Посланника и принялись отвергать его? (аль-Муминун 69) То есть познание пророка обязывает человека спешить к иману при его отсутствии и увеличивать его тому, у кого уже он есть. Сказал Всевышний, побуждая их к размышлению о жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который призывал к иману: ق ُ ل ْ إ ِ ن ّ َ م َ ا أ َ ع ِ ظ ُ ك ُ م ب ِ و َ ا ح ِ د َ ة ٍ أ َ ن ت َ ق ُ و م ُ و ا ل ِ ل ّ َ ه ِ م َ ث ْ ن َ ى و َ ف ُ ر َ ا د َ ى ث ُ م ّ َ ت َ ت َ ف َ ك ّ َ ر ُ و ا م َ ا ب ِ ص َ ا ح ِ ب ِ ك ُ م م ّ ِ ن ج ِ ن ّ َ ة ٍ إ ِ ن ْ ه ُ و َ إ ِ ل ّ َ ا ن َ ذ ِ ي ر ٌ ل ّ َ ك ُ م ب َ ي ْ ن َ ي َ د َ ي ْ ع َ ذ َ ا ب ٍ ش َ د ِ ي د ٍ Скажи: «Я призываю вас только к одному: встаньте ради Аллаха по двое и по одному, а потом призадумайтесь. Ваш товарищ не является бесноватым. Он лишь предостерегает вас перед наступлением тяжких мучений». (Саба 46) Также Аллах поклялся полнотой этого посланника и величием его нрава и тем, что он самое совершенное создание: ن ۤ و َ ا ل ْ ق َ ل َ م ِ و َ م َ ا ي َ س ْ ط ُ ر ُ و ن َ ۞ م َ ا أ َ ن ت َ ب ِ ن ِ ع ْ م َ ة ِ ر َ ب ّ ِ ك َ ب ِ م َ ج ْ ن ُ و ن ٍ ۞ و َ إ ِ ن ّ َ ل َ ك َ ل َ أ َ ج ْ ر ا ً غ َ ي ْ ر َ م َ م ْ ن ُ و ن ٍ ۞ و َ إ ِ ن ّ َ ك َ ل َ ع َ ل ى خ ُ ل ُ ق ٍ ع َ ظ ِ ي م ٍ
Нун. Клянусь письменной тростью и тем, что они пишут! Ты по милости своего Господа не являешься одержимым. Воистину, награда твоя неиссякаема. Воистину, твой нрав превосходен. (аль-Калям 1 – 4) Он, да благословит его Аллах и приветствует, самый главный призывающий к иману в его хвалимых атрибутах, прекрасных достоинствах, правдивых и полезных изречениях, а также правильных поступках. Он великий предводитель и полноценный образец. ل َ ق َ د ْ ك َ ا ن َ ل َ ك ُ م ْ ف ِ ي ر َ س ُ و ل ِ ا ل ل ّ َ ه ِ أ ُ س ْ و َ ة ٌ ح َ س َ ن َ ة ٌ В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас. (аль-Ахзаб 21)
و َ م َ ا آ ت َ ا ك ُ م ُ ا ل ر ّ َ س ُ و ل ُ ف َ خ ُ ذ ُ و ه ُ و َ م َ ا ن َ ه َ ا ك ُ م ْ ع َ ن ْ ه ُ ف َ ا ن ت َ ه ُ و ا
Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. (аль-Хашр 7)
Аллах сказал об обладающих разумом, которые являются избранниками из числа созданий, то что они сказали: ر ّ َ ب ّ َ ن َ ا إ ِ ن ّ َ ن َ ا س َ م ِ ع ْ ن َ ا م ُ ن َ ا د ِ ي ا ً ي ُ ن َ ا د ِ ي ل ِ ل إ ِ ي م َ ا ن ِ أ َ ن ْ آ م ِ ن ُ و ا ْ ب ِ ر َ ب ّ ِ ك ُ م ْ ف َ آ م َ ن ّ َ ا
Господь наш! Мы услышали глашатая, который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», – и мы уверовали. (Аль Имран 193) «Глашатая» - это этот почетный посланник, «который призывал к вере» словом и делом, знанием и религией и всем его положением, «– и мы уверовали», верой, в которой нет сомнения. Так как иман является величайшей причиной приближающей раба к Аллаху, величайшей вещью которую любит Аллах, поэтому они просили своей верой простить им грехи и получить то, что они желают, сказав: ر ّ َ ب ّ َ ن َ ا إ ِ ن ّ َ ن َ ا س َ م ِ ع ْ ن َ ا م ُ ن َ ا د ِ ي ا ً ي ُ ن َ ا د ِ ي ل ِ ل إ ِ ي م َ ا ن ِ أ َ ن ْ آ م ِ ن ُ و ا ْ ب ِ ر َ ب ّ ِ ك ُ م ْ ف َ آ م َ ن ّ َ ا ر َ ب ّ َ ن َ ا ف َ ا غ ْ ف ِ ر ْ ل َ ن َ ا ذ ُ ن ُ و ب َ ن َ ا و َ ك َ ف ّ ِ ر ْ ع َ ن ّ َ ا س َ ي ّ ِ ئ َ ا ت ِ ن َ ا و َ ت َ و َ ف ّ َ ن َ ا م َ ع َ ا ل أ ب ْ ر َ ا ر ِ
Господь наш! Мы услышали глашатая (Мухаммада), который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», – и мы уверовали. Господь наш! Прости нам наши грехи, отпусти нам наши прегрешения и упокой нас вместе с благочестивыми. (Аль Имран 193) Поэтому беспристрастный человек, который не желает ничего, кроме истины, просто услышав или увидев слова Аллаха, начинает спешить уверовать в эти слова, не сомневаясь в истинности сообщения. Даже можно просто посмотреть на почетное лицо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сразу можно понять, что это лицо правдивца. Некоторым из них говорили: «Почему ты так стремишься верить Мухаммаду, не узнав об истинности его сообщений?», он отвечал: «Я посмотрел и увидел, что нет ничего такого, что он приказал и чтобы разум сказал: «Лучше бы этого не было приказано». И нет ничего того, чтобы он запретил, и разум сказал бы: «Лучше бы это было бы приказано!». Этот разумный человек привел в доказательство совершенство его шариата, соответствие его здоровому разуму, поэтому поспешил уверовать в него. Также посчитал Ираклий правитель византийцев, после того как ему описали то, с чем пришел пророк и то, что он приказывал и запрещал, он понял, что тот является великим пророком, признал это полным признанием, но ему помешала его власть и боязнь ее потерять по причине следования ему. Это является наибольшей причиной отстранения от имана в большинстве подобных ему людей. А что касается людей здорового разума и знания, то они считают все эти преграды, власть, сомнения и страсти временными и не оценивают их так, чтобы это мешало им принять истину, приводящую к счастью в мирской и будущей жизнях. По этой великой причине те, кто заботится о Коране, заучивая его и размышляя над ним, также поступая с достоверными хадисами, такие люди имеют более сильные иман и убежденность по сравнению с другими, а также у них больше праведных дел.
Размышление о создании небес, земли и разных существ, а также размышление над созданием человека, над его возможностями, все это является сильной причиной для повышения имана. Потому что в этих великих созданиях есть указания на мощь и величие Создателя. Также размышление над них красотой, порядком и совершенством, которые возрождают разум, все это указывает на обширность знания Аллаха и охватывания Его мудрости. Также размышление над тем, что в ней из множества полезных сооружений, которых не сосчитать, все это указывает на обширность милости Аллаха, Его щедрость и благочестие, все это обязывает человека возвеличивать Того, Кто все это создал, а также благодарность Ему, постоянное поминание Его, искренность перед Ним в религии, а это и является духом имана и его сущностью. Также размышление о немощности всех созданий, их нужде в их Господе во всем и то, что они не обойдутся без Него даже мгновение. Все это обязывает раба полностью подчиниться, много просить, унизиться перед Аллахом в том, в чем он нуждается из польз религии и мирской жизни, а также в том, чего он опасается в своей религии и жизни, обязывает его сильно уповать на Аллаха, также сильно придерживаться Его договора и побуждает его к совершению блага и благочестия. Всем этим реализуется иман и усиливается поклонение.
Без которых не смогут существование создания даже миг, все это призывает к иману, поэтому Аллах призвал пророка и верующих к благодарности, сказав: ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ْ ك ُ ل ُ و ا ْ م ِ ن ط َ ي ّ ِ ب َ ا ت ِ م َ ا ر َ ز َ ق ْ ن َ ا ك ُ م ْ و َ ا ش ْ ك ُ ر ُ و ا ْ ل ِ ل ّ ه ِ إ ِ ن ك ُ ن ت ُ م ْ إ ِ ي ّ َ ا ه ُ ت َ ع ْ ب ُ د ُ و ن َ
О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему. (аль-Бакара 172). Иман обязывает благодарность, а благодарность увеличивает иман, все это взаимосвязано.
А также умножение мольбы, которая является мозгом поклонения.[4] Поистине, поминание Аллаха садит дерево имана в сердце, питает его и выращивает, каждый раз как раб добавляет поминания, его иман становится сильнее. Тот, кто полюбил Аллаха, тот много Его поминает, а любовь Аллаха есть иман более того является сутью имана.
Вся религия ислам является красотой, ее убеждения самые правильные, правдивые, полезные, ее нравы самые похвальные и прекрасные, ее дела и положения самые справедливые. И по причине этого прекрасного вида Аллах украшает иман в сердце человека и делает его любимым для него. Как Аллах облагодетельствовал этим лучших Своих рабов: و َ ل َ ك ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ح َ ب ّ َ ب َ إ ِ ل َ ي ْ ك ُ م ُ ا ل ْ إ ِ ي م َ ا ن َ و َ ز َ ي ّ َ ن َ ه ُ ف ِ ي ق ُ ل ُ و ب ِ ك ُ م ْ Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам. (аль-Худжурат 7) Иман является самое великой, любимой и прекрасной вещью в сердце человека. Этим раб вкушает сладость веры и найдет ее у себя в сердце. Приукрасится его внутренний мир основами имана и его сущностью, а также приукрасятся его органы благими деяниями имана. И мы знаем о том, что пророк: да благословит его Аллах и приветствует, просил Аллаха: «О Аллах, приукрась нас украшением имана и сделай нас идущими по прямому пути и направляющими к нему!»
В поклонении Аллаху, хорошему отношению к созданиям, старание поклонятся Аллаху как будто раб Его видит, а если не может достичь этого, то должен быть убежденным в том, что Аллах его видит, также старание выполнять благие дела и совершенствовать их. Человек не перестанет бороться со своей душой, чтобы достичь этого великого места, кроме как усилится его иман и убежденность и достигнет по причине этого истинной наивысшей убежденности, он будет вкушать сладость подчинения и найдет плоды своих деяний, а это и есть полный иман.
А также имуществом, влиянием, добром, все это является частью имана, и за это будет соответствующее воздаяние, также как человек относился хорошо к рабам Аллаха, помогал им тем, чем мог, также Аллах отнесется хорошо к этому рабу уже в большей степени и более обширно. Наилучшим из этого является то, чтобы человек усиливал свой иман посредством совершения благих дел, приближающих к Аллаху, делая это искренне ради Аллаха. Тем самым раб осуществляет связь между Аллахом и собой, а также остальными людьми, потому что религия является наставлением и связью сердец. И тот, чье хорошее отношение к людям сопутствует его искреннему поклонению Аллаху, тот выполнил эту часть религии. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует никто из вас, пока не полюбит для своего брата то, что любит для себя».
ق َ د ْ أ َ ف ْ ل َ ح َ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ ۞ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ه ُ م ْ ف ِ ي ص َ ل َ ا ت ِ ه ِ م ْ خ َ ا ش ِ ع ُ و ن َ ۞ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ه ُ م ْ ع َ ن ِ ا ل ل ّ َ غ ْ و ِ م ُ ع ْ ر ِ ض ُ و ن َ ۞ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ه ُ م ْ ل ِ ل ز ّ َ ك َ ا ة ِ ف َ ا ع ِ ل ُ و ن َ ۞ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ه ُ م ْ ل ِ ف ُ ر ُ و ج ِ ه ِ م ْ ح َ ا ف ِ ظ ُ و ن َ ۞ إ ِ ل ّ َ ا ع َ ل َ ى أ َ ز ْ و َ ا ج ِ ه ِ م ْ أ و ْ م َ ا م َ ل َ ك َ ت ْ أ َ ي ْ م َ ا ن ُ ه ُ م ْ ف َ إ ِ ن ّ َ ه ُ م ْ غ َ ي ْ ر ُ م َ ل ُ و م ِ ي ن َ ۞ ف َ م َ ن ِ ا ب ْ ت َ غ َ ى و َ ر َ ا ء ذ َ ل ِ ك َ ف َ أ ُ و ْ ل َ ئ ِ ك َ ه ُ م ُ ا ل ْ ع َ ا د ُ و ن َ ۞ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ه ُ م ْ ل ِ أ َ م َ ا ن َ ا ت ِ ه ِ م ْ و َ ع َ ه ْ د ِ ه ِ م ْ ر َ ا ع ُ و ن َ ۞ و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ه ُ م ْ ع َ ل َ ى ص َ ل َ و َ ا ت ِ ه ِ م ْ ي ُ ح َ ا ف ِ ظ ُ و ن َ ۞ أ ُ و ْ ل َ ئ ِ ك َ ه ُ م ُ ا ل ْ و َ ا ر ِ ث ُ و ن َ ۞ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ي َ ر ِ ث ُ و ن َ ا ل ْ ف ِ ر ْ د َ و ْ س َ ه ُ م ْ ف ِ ي ه َ ا خ َ ا ل ِ د ُ و ن َ Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками; которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, которые регулярно совершают намаз. Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно. (аль-Муминун 1 – 11) Это восемь атрибутов, каждый из которых порождает иман и увеличивает его. * Присутствие сердца в намазе, борьба молящегося со своей душой для того, чтобы вникать в свои слова и движения при чтении Корана, поминании и мольбе, стоянии и сидении, поясном и земном поклонах, все это является причиной увеличения имана. Ранее упоминалось то, что Аллах назвал намаз иманом, сказав: و َ م َ ا ك َ ا ن َ ا ل ل ّ ه ُ ل ِ ي ُ ض ِ ي ع َ إ ِ ي م َ ا ن َ ك ُ م ْ Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. (аль-Бакара 143)
و َ أ َ ق ِ م ِ ا ل ص ّ َ ل َ ا ة َ إ ِ ن ّ َ ا ل ص ّ َ ل َ ا ة َ ت َ ن ْ ه َ ى ع َ ن ِ ا ل ْ ف َ ح ْ ش َ ا ء و َ ا ل ْ م ُ ن ك َ ر ِ و َ ل َ ذ ِ ك ْ ر ُ ا ل ل ّ َ ه ِ أ َ ك ْ ب َ ر ُ و َ ا ل ل ّ َ ه ُ ي َ ع ْ ل َ م ُ م َ ا ت َ ص ْ ن َ ع ُ و ن َ
Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха – гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы творите. (аль-Анкабут 45)
Намаз является самое большое преградой для совершения любой мерзости и предосудительности, которые уничтожают иман. Также в намаз входит поминание Аллаха, которое питает иман и увеличивает его, как сказал об этом Аллах: «Но поминание Аллаха – гораздо важнее» * Закят также увеличивает иман и добавляет его, как обязательный закят, так и добровольное садака, как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Садака является аргументом». То есть на присутствие имана у того, кто дает садака, оно является доказательством имана, питает его и выращивает. * Отказ от всего праздного, то есть от любого разговора, в котором нет блага, а также бесполезного действия, наоборот обладатель имана говорит благо и совершает его, оставляют зло словом и делом и нет сомнения в том, что это по причине имана. Поэтому сподвижники и те, кто после них, если чувствовали беспечность и рассеивание имана, говорили одни из них другим: «Сядь с нами будет увеличивать иман», поминали Аллаха, Его милость по отношению к ним в их религии, жизни, обновляя тем самым иман. * Воздержание от мерзостей, особенно от прелюбодеяния, нет сомнения, что это один из самых великих признаков имана. Верующий, из-за страха стояния перед своим Господом, удерживает душу от страстей, отвечая призывающему к иману и питая то, что есть уже у него из имана. * Оберегание вверенного и соблюдение договора также являются признаками имана, как пришло в хадисе: «Нет имана у того, у кого нет честности». [5] Если ты хочешь узнать иман человека и его религию, то посмотри сохраняет ли он вверенное ему имущество, информацию, а также права. Выполняет ли он права и договора, его договор с Аллахом, а также договор с Его рабами. Если это так, то он обладатель имана и религии, а если нет, то он убавил из своей религии и имана столько же, сколько он нарушил договоров и прав. * Аллах закончил перечисление этих атрибутов сохранением намаза, в его границах, правах и временах, потому что сохранение намаза подобно хранению воды, которая бежит в саду имана, орошая и питая этот сад и даруя пропитание каждый миг. И как мы уже говорили дерево имана нуждается в орошении во все времена, а это забота о делах ночи и дня из подчинения и поклонения, убирания того, что мешает из камней и вредных растений, а это отстранение от запретного словом и делом.
Если человек выполнит все эти вещи, то его сад заживет процветающе и выведет разные плоды.
Завещание истины, завещание терпения, призыв к основе религии, призыв к придерживанию предписаний религии, приказ одобряемого и запрет порицаемого. Как поклялся Всевышний временем то, что род человеческий в убытке, кроме тех, кто опишет себя четырьмя атрибутами: Иман, благие дела, которыми заполняется душа и завещание истины, которая является полезным знанием, благими делами и истиной религией, а также терпение при всем этом, ими человек приносит пользу другим. Потому что призыв к Аллаху и наставление рабов является одной из больших причин усиливающих иман. И тот, кто призывает к Аллаху обязательно будет стремиться помочь этому призыву, устанавливая доказательства и доводы для осуществления этого призыва. Также как он стремится сообщить рабам истину, наставить их и разъяснить ее, терпит на этом пути, также Аллах воздаст ему за это и дарует ему свет от Него, дух, силу имана и упования. Поистине, с иманом и силой упования на Аллаха придет победа над врагами из числа шайтанов людей и джиннов. Как сказал Всевышний: إ ِ ن ّ َ ه ُ ل َ ي ْ س َ ل َ ه ُ س ُ ل ْ ط َ ا ن ٌ ع َ ل َ ى ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ْ و َ ع َ ل َ ى ر َ ب ّ ِ ه ِ م ْ ي َ ت َ و َ ك ّ َ ل ُ و ن َ
Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа. (ан-Нахль 99) Также он выступает в помощь истине, а тому, кто вступил на какой-то путь, тому обязательно будут открыты двери знания и имана по степени его искренности и правдивости.
От неверия и лицемерия, грехов и ослушаний. Также как нужно совершать все причины для усиления имана, также нужно отторгать все преграды и помехи в достижении этого. И мы перечислим некоторые из них: * Отказ от ослушаний и покаяние в том, что произошло из грехов. * Охрана всех органов от запретного. * Противостояние смутам страстей, потому что стремление к иману не заполнится, кроме как после оставления того, что нарушает иман из желаний души, приказывающей зло и потаканий страстям. * Когда раб будет сохранен от попадания в смуты сомнений и страстей заполнится его иман и станет сильней его убежденность и станет подобным саду его веры: ك َ م َ ث َ ل ِ ج َ ن ّ َ ة ٍ ب ِ ر َ ب ْ و َ ة ٍ أ َ ص َ ا ب َ ه َ ا و َ ا ب ِ ل ٌ ف َ آ ت َ ت ْ أ ُ ك ُ ل َ ه َ ا ض ِ ع ْ ف َ ي ْ ن ِ ف َ إ ِ ن ل ّ َ م ْ ي ُ ص ِ ب ْ ه َ ا و َ ا ب ِ ل ٌ ف َ ط َ ل ّ ٌ و َ ا ل ل ّ ه ُ ب ِ م َ ا ت َ ع ْ م َ ل ُ و ن َ ب َ ص ِ ي ر ٌ
Подобно саду на холме, если его оросит ливень, он приносит плоды вдвойне. Если же его не оросит ливень, то ему бывает достаточно моросящего дождя. Аллах видит то, что вы совершаете. (аль-Бакара 265) А если дело приобретает обратный характер, когда душа начинает побеждать раба и он попадает в смуты сомнений и страстей, то его постигает подобное следующему: أ َ ي َ و َ د ّ ُ أ َ ح َ د ُ ك ُ م ْ أ َ ن ت َ ك ُ و ن َ ل َ ه ُ ج َ ن ّ َ ة ٌ م ّ ِ ن ن ّ َ خ ِ ي ل ٍ و َ أ َ ع ْ ن َ ا ب ٍ ت َ ج ْ ر ِ ي م ِ ن ت َ ح ْ ت ِ ه َ ا ا ل أ َ ن ْ ه َ ا ر ُ ل َ ه ُ ف ِ ي ه َ ا م ِ ن ك ُ ل ّ ِ ا ل ث ّ َ م َ ر َ ا ت ِ و َ أ َ ص َ ا ب َ ه ُ ا ل ْ ك ِ ب َ ر ُ و َ ل َ ه ُ ذ ُ ر ّ ِ ي ّ َ ة ٌ ض ُ ع َ ف َ ا ء ف َ أ َ ص َ ا ب َ ه َ ا إ ِ ع ْ ص َ ا ر ٌ ف ِ ي ه ِ ن َ ا ر ٌ ف َ ا ح ْ ت َ ر َ ق َ ت ْ ك َ ذ َ ل ِ ك َ ي ُ ب َ ي ّ ِ ن ُ ا ل ل ّ ه ُ ل َ ك ُ م ُ ا ل آ ي َ ا ت ِ ل َ ع َ ل ّ َ ك ُ م ْ ت َ ت َ ف َ ك ّ َ ر ُ و ن َ Захочет ли кто-нибудь из вас, если у него будет сад из финиковых пальм и виноградника, в котором текут реки и растут всякие плоды, чтобы его сад был поражен огненным вихрем и сгорел, когда его постигнет старость, а его дети будут еще слабы? Так Аллах разъясняет вам знамения, – быть может, вы поразмыслите. (аль-Бакара 266) Верующий раб никогда не перестанет стремиться к двум вещам: Первая: осуществление основ имана и его ответвлений знанием, делом и действительностью. Вторая: стремление в противостоянии тому, что нарушает это из числа явных и скрытых смут. Также залечивание того, что допустил ранее из ошибок, а также то, на что он вознамерится из искреннего покаяния и исправления положения перед смертью. Сказал Всевышний: إ ِ ن ّ َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ا ت ّ َ ق َ و ا ْ إ ِ ذ َ ا م َ س ّ َ ه ُ م ْ ط َ ا ئ ِ ف ٌ م ّ ِ ن َ ا ل ش ّ َ ي ْ ط َ ا ن ِ ت َ ذ َ ك ّ َ ر ُ و ا ْ ف َ إ ِ ذ َ ا ه ُ م م ّ ُ ب ْ ص ِ ر ُ و ن َ Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от шайтана, то они поминают назидание и прозревают. (аль-А`раф 201) То есть прозревают от ошибок, в которые они попали и недостатки, которые постигли их от наваждения шайтана, который является самым враждебным по отношению к человеку. И когда они прозревают они начинают исправлять эти ошибки, ограждаясь от них, а это разрывание связей с шайтаном и возвращение к их полноценному состоянию, а их враг возвращается униженным утомленным. А его братья шайтаны «усиливают заблуждение, после чего они не останавливаются». Шайтаны не перестают работать в заблуждении людей и старании погрузить их в погибель, а те в свою очередь отвечают своим врагам и не перестают подчиняться им, отвечают на их призыв, пока не попадают в погибель и заслуживают убыток. О Аллах, сделай иман любимым для нас и укрась его в наших сердцах, и сделай нам ненавистным неверие, нечестие и ослушания, сделай нас из числа идущих прямым путем, по Твоей Милости и Снисхождения, поистине Ты Знающий Мудрый.
|