Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 18.






 

1. " Трактат о душе" и " Человек-машина" Ламетри.

2. Онтологические и гносеологические воззрения Дидро.

 

Литература

 

1. Ламетри Ж.О. Трактат о душе. - В. кн.: Ламетри Ж.О. Соч. М., 1976, с. 65/84, 91-95.

2. Антология, т.2. Д. Дидро, с. 649-665.

3. Реале Д., Антисери Д., с. 501-510.

4. Нарский И.С., с. 235-243.

5. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. М., 1983, с. 152-225.

6. Богуславский В..М.. Ученый, мыслитель, борец. - В. кн.: Ламетри Ж.О. Соч. М., 1976, с. 20-41.

7. Длугач Т.Б. Дидро. - В. кн.: История диалектики XIV-XVIII вв.М., 1974, с. 265-286.

 

 

ЗАНЯТИЕ 19.

 

1. Учение о человеке К.А. Гельвеция.

2. " Система природы" Гольбаха (учение о бытии и познании).

 

Литература

 

1. Гольбах П.А. Система природы. Ч.1, гл.1, 2, 3, 4; ч.2, гл.1. - В. кн.: Гольбах П.А. Избр. произв., т.1. М., 1963.

2. Антология, т.2. Гольбах П.А., с. 666-685.

3. Антология, т.2. Гельвеций К.А., с. 621-635.

4. Реале.Д., Антисери Д., с. 502-510.

5. Нарский И.С., с. 245-259.

6. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. М., 1983, с. 226-327.

7. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. М., 1981, с. 206-278.

 

 


КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

Учебным планом на 2-м курсе предусмотрена в 3-м семестре. На самостоятельное изучение выносятся вопросы планов семинарских занятий, предлагаемых настоящим учебно-методическим комплексом. Студенты должны в соответствии с планами подготовить ответы на вопросы, указанные в качестве тем самостоятельной работы в тематическом плане с использованием указанной к ним литературы («Учебно-тематическме планы семинарских занятий», ч.2 (1) (3-й семестр)). Форма подготовки – составление конспектов ответов на вопросы, обращая особое внимание на первоисточники. Самоконтроль уровня подготовки – ответы на вопросы для самопроверки. Формы проверки п реподавателем самостоятельной работы: рефераты, контрольные работы, собеседование в форме экспрес-опроса по вопросам для самопроверки.

 

 

Учебно-тематический план самостоятельной работы студентов (3-й семестр)

 

 

№ ТЕМЫ Название темы Форма проверки Количество часов
  Дионисий Ареопагит: пантеистические тенденции учения о «благе», «свете», «красоте» и «экстаэе».Небесная и земная иерархия. Реферат, собеседов.  
  Умеренный номинализм Петра Абеляра. Контрольн., собеседов.  
  Естественно-научное направление в западноевропейской средневековой философии 13в.Роберт Гроссетест(1175-1253) и Роджер Бэкон 1214-1292). Контрольн., собеседов.  
  Этико-политические взгляды Фомы Аквинского. Защита идеи теократии.Освящение феодальной монархии. Контрольн., собеседов.  
  Теория познания, антропология Н. Кузанского и его диалектические идеи. Контрольн.  
  Теория познания и диалектические идеи Джордано Бруно. Собеседование  
  Галилей о процессе познания. Обоснование метода экспериментально-математического исследования природы. Собеседование.  

Вопросы для самопроверки

 

К теме 1:

 

1. Что такое пантеизм?

2. В чём особенности пантеизма на почве христианства?

3. Когда можно говорить о наличии у мыслителя не самого пантеизма, а танденции к нему?

4. В чём проявляются пантеистические тенденции у Дионисия Ареопагита?

 

К теме 2:

1. Что такое номинализм вообще?

2. В чем особенности умеренного номинализма (на примере учения Петра Абеляра)?

 

К теме 3:

 

1. Какой университет и почему стал центром формирования естественнонаучных идей в 13 веке? Роль Роберта Гроссетеста в этом процессе?

2. Какова роль аристотелизма и неоплатонизма в формировании естественнонаучных интересов Роберта Гроссетеста?

3. Что такое «метафизика света» Роберта Гроссетеста, её основные идеи и какие следствия он выводил из неё?

4. Каковы основные интересы и главные сочинения Роджера Бэкона?

5. В чём Р.Бэкон усматривал главное назначеине знания?

6. Какие разделы философии выделял Р. Бэкон и какую роль в познании отводил он математике и опыту?

7. Какие виды опыта выделял Р. Бэкон и какие результаты приписывал каждому из них?

8. Каковы основные идеи социального учения Р.Бэкона?

 

К теме 4:

1. Какова основная этическая идея у Фомы Аквинского и какие способы её реализации он предлагал?

2. Каково соотношение воли и разума, добра и зла в этической концепции Фомы Аквинского?

3. Какие виды права и в каком сочинении выделял Фома Аквинский?

4. Какое устройство государства он считал наилучшим и почему?

 

К теме 5:

1. Какие познавательные способности человека выделял Николай Кузанский и почему?

2. Каково руководящее положение о человеке у Н. Кузанского и какое место в мире он отводил ему?

3. В каких положениях учения Н. Кузанского проявляются его диалектические идеи?

 

К теме 6:

1. Какие познавательные способности выделял у человека Джордано Бруно?

2. В чём Джордано Бруно видел основную цель познания и какие средства для её достижения он предлагал?

3. Какова роль философии и гносеологии Джордано Бруно в подготовке науки Нового времени?

4. В каких положениях философского учения Джордано Бруно проявились диалектические идеи?

 

К теме 7:

1. Как Галилео Галилей объяснял особенности восприятия явлений природы органами ощущений человека?

2. Что такое, по Г. Галилею, «книга Природы» и каким алфавитом она написана?

3. Как в гносеологии Г. Галилея возникает необходимость применения эксперимента?

4. Как объясняет Г.Галилей необходимость применения математики для исследования природы?

 

 


Вопросы к экзамену (4 семестр)

1. Бэкон Ф. Задачи «Великого восстановления наук» и их классификация.

2. Критика Бэконом предшествующей философии и учение о «призраках».

3. Критика Бэконом силлогистики. Эмпирический метод и основные принципы индукции.

4. Критика Декартом схоластики и определение им задач философи. Соотношение метафизики и частных наук.

5. Учения Декарта о радикальном сомнении и проблема истинности знания. Понятие врожденных идей.

6. Учение Декарта о познании: опыт, дедукция, интуиция. Причины и источники заблуждений. Основные правила метода.

7. Идеалистическая метафизика Декарта: учение о боге и душе.

8. Материализм физики Декарта: учение о материи и генетический подход к проблемам космологии.

9. Дуализм Декарта. Психофизиологическая проблема.

10. Гобсс о предмете, задачах и классификации философский наук.

11. Сенсуалистическая основа теории познания Гобсса.

12. Учение о роли языка в процессе познания. Номинализм Гобсса.

13. Учение Гобсса о методах познания.

14. Онтология Гобсса: проблема первоматерии, пространства, времени.

15. Гобсс о человеческой природе и о возникновении государства. Учение о религии.

16. Учение Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах.

17. Учение Спинозы о человеке как сложном модусе. Проблема единство души и тела.

18. Учение Спинозы об аффектах, о человеческом рабстве и его преодолении. Этико-социологические взгляды Спинозы.

19. Теория познания Спинозы.

20. Критика Спинозой теологии. Детерминизм. Соотношение свободы и необходимости. Антирелигиозная направленность учения Спинозы.

21. Критика Локком теории врожденных идей. Учение о двух видах опыта.

22. Учение Локка об идеях. Идеи первичных и вторичных качеств.

23. Учение Локка об идеях. Способы образования сложных идей. Учение об абстракции.

24. Анализ Локком понятия «субстанция». Проблема существования и соотношения материальной и духовной субстанции.

25. Учение Локком о типах познания

26. Социологические и этические взгляды Локка.

27. Критика Лейбницем сенсуализма Локка. Трактовка Лейбницем учения о врожденных идеях. Понятие «малых перцепций».

28. Учение Лейбница об «истинах факта» и «истинах разума». Логический критерий истины и его онтологические следствия.

29. Виды познания у Лейбница (интуитивное, демонстративное, вероятное, чувственное) и проблема достоверности чувственных вещей.

30. Учение Лейбница о субстанции. Критика картезианства и атомизма. Причины обращения к энтелехиям Аристотеля и формирование идеи субстанциальных единиц.

31. Основные свойства монад (субстанциальных единиц) у Лейбница. Витализм и преформизм. Концепция предустановленной гармонии.

32. Проблема генезиса материи и «союза души и тела» у Лейбница. Проблема свободы воли человека.

33. Исходные положения учения Беркли. Критика Беркли понятия «материя».

34. Проблема истинности знания у Беркли.

35. Проблема солипсизма сенсуалистической аргументации Беркли в пользу духовной субстанции. Понятие бога у Беркли.

36. Учение Юма о впечатлениях и идеях. Теория ассоциаций.

37. Критика Юмом понятия «субстанция». Проблема тождества личности.

38. Критика Юмом понятия «причина». Агностицизм Юма.

39. Понятие философии французского Просвещения. Монтескье.

40. Философские взгляды Вольтера.

41. Философские взгляды Руссо.

42. Материалистический сенсуализм Кондильяка.

43. Философия Ламетри.

44. Философия Дидро.

45. Философия Гельвеция.

46. Философия Гольбаха.

47. Общие итоги развития западноевропейской философии 17-18 веков.

 

 

Программа итогового государственного экзамена:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал