Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В-. В-7 Анализ методических подходов к РР в истории зарубежной и отеч-ой педагогики






Становление методики развития речи дет.дошк. возрастав России и зарубежом)

Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов – Платона, Аристотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы.

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592–1672), которого называют отцом научной педагогики. Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию – «Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи, содержание и методику воспитания детей. Развитию речи в ней посвящается целая глава (восьмая). Ко-менски|1 писал, что человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык человека следует развивать. Примечательно, что рекомендации по формированию речи Я. А. Коменский дает на основе особенностей развития детей на протяжении первых шести лет. До трех лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах – на основе восприятия вещей – обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит. В качестве средства развития речи Коменский предлагает также использовать ритмические прибаутки, стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью и поэзией, рекомендует учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных. Дает круг предметов, с которыми следует знакомить детей в соответствии с их возрастом.Большое внимание Коменский уделяет наглядности, последовательности и постепенности усложнения материала. Развитие речи, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим.Названные принципы легли в основу учебных книг по обучению детей латинскому языку: «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь языков».

Близкими трудам Коменского по содержанию обучения и методическим рекомендациям являются труды швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746– 1827).

Он раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. В обучении родному языку он выдвинул три основные задачи: обучение звуку, или средству развития органов речи; обучение слову, или средству ознакомления с отдельными предметами; обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах.

В книге «Как Гертруда учит своих детей» (письмо седьмое) Песталоцци подробно излагает методику обучения: упражнять детей в произношении звуков, слогов, связывая эту работу с последующим обучением чтению. В основе обучения слову лежит принцип наглядности. Обучение словам, обозначающим видовые и родовые понятия, строится на основе восприятия сначала предметов, затем картинок. В первой половине XX века широкую известность приобрел немецкий педагог Фридрих Фребель (1782–1852), которого считают основателем общественного дошкольного воспитания. В 1840 г. им было создано учебное заведение в помощь матери, названное «Детский сад».

Язык Фребель рассматривал как откровение духа Божьего. Задача воспитания – способствовать развитию заложенных в ребенке качеств.Фребель считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша. Широко известны его занятия по сенсорному воспитанию детей с использованием дидактического материала, так называемых даров, которые способствовали накоплению содержания речиПредставители прогрессивной русской педагогики – П. Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Конради, Е. И. Тихеева критически относились к системе Фребеля, отмечая, что такая методика не может развить яркого народного языка. Однако, по мнению К.Д. Ушинского, отдельные занятия и игры в руках творческих педагогов могли быть использованы без переделки.

Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори (1870–1952), итальянского педагога, разработанный ею для домов ребенка. Являясь сторонницей свободного воспитания, Монтессори считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство метода (с точки зрения его влияния на речевое развитие) состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки и др.). Упражнения, предлагаемые Монтессори, включали:

1. Сенсорное восприятие предмета и его признаков.

2. Распознавание предмета по названию.

3. Запоминание названий предмета

На развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Большое место отведено сложению слов из подвижных букв и письму.

Мысли о необходимости обучения родному языку 1 г. Жизни содержатся в трудах Полоцкого, Кантемира, Сумарокова. Особая роль в обучении русских детей на родном языке принадлежит Ломоносову. Он осуществил реформу русского языка и выступал за национальное образование. Л.Н. Толстой выступал за гармоничное развитие детей в условиях семейного воспитания путем бесед и чтения. Особая роль в создании системы первоначального обучения принадлежит Ушинскому. Обосновал теоретически и разработал целостную систему обучения родному языку в начальной школе. В его системе роль родного языка в жизни общества, в развитии и воспитании личности, его место в начальном обучении, цели преподавания, дидактические принципы, средства, методы и приемы обр. родного языка и развития речи. Он доказывал, что родной язык должен быть главным предметом обучения, чтобы усвоить формы языка, грамматики, логики, он разработал систему упражнений, отвечающих принципам наглядности, доступности, систематичности, последовательности, сознательности развивающего обучения. Он изменил содержание и методы первоначального обучения родному языку. Внес большой вклад в литру развития речи детей дош/возр. Он доказал необходимость подготовки обучения до школы. Обратил внимание на психолог-ие особ-ти детей дош/возр., указав на образную природу детского мышления. Взгляды Ушинского на родной язык, его методические идеи были использованы при создании первых д/с. Елиз. Абрамовна Водовозова – известный писатель и педагог уделяла содержанию и методике развития речи в семье. Воспитание должно осуществляться на народном фольклоре.

Симонович – составила словарь детской речи. Младшие дети –практиковала рассматривание картинок, старшие дети – чтение рассказов, статеек. Свинтицкая – разработала методику рассказов и бесед по картинкам и без. Методика как отрасль пед. науки стала складываться недавно 20-30 годы нашего столетия.

Большую роль в защите сказки сыграл М. Горький. А также благодаря Тихеевой, начинается период возрождения сказки. Крупская – курировала дошкольное воспитание в наркомпросе. Обращала внимание на необходимость на умение слушать детскую речь. Огромное влияние оказала Ел. Ивановна Тихеева (1867-1944) участвовала в разработке метод. Теории и практике на основе творческого использования классического пед. наследия, изучения опыта д/с в России и за рубежом. Обратила внимание на роль родного языка в воспитании детей. С 1913 г. Выходит статья в книге по вопросам речевого развития дошкольника «Родная речь и пути к ее развитию» и «Культура речи». Преподавал курс методики развития речи в Пед. институте дошкольного образования. Теоретическую основу системы составляют следующие положения

- развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием (овладение языком в процессе познания окружающего мира);

- речь детей развивается в социальной среде, в игровой и трудовой деятельности;

- обучение на специальных занятиях;

- развитие речи связано со всеми пед. процессами д/с.

Разрешила вопрос о правильном наблюдении, особое место отводила экскурсиям, представляла виды детских рассказов, внесла вклад в становление методики как учебной дисциплины.

Е. Ал. Флерина (1889-1952) – развитие детского изобразительного творчества и развитие речи. Общие основы эстетического воспитания

Алекс. Плат. Усова – общая теория разрабатывалась по материалам родного языка. Ольга Иван. Соловьева – методическое пособие «Родной язык» в д/с. Охватывает разные стороны речевого развития.

Вера Иосифовна Логинова (1932 – 1992) Ее взгляды и научные интересы формировались под влиянием крупного ученого в области дошкольной педагогики А. М. Леушиной. Развивая идеи Е. И. Тихеевой, Логинова уточнила методику обогащения словаря на основе ознакомления детей с предметами, их признаками и качествами, материалами, из которых они сделаны, показала влияние системы знаний о предметах на умственное, речевое развитие, на воспитание отношения к труду людей, создающих эти предметы. Проблемы речевого развития детей изучались также в секторе дошкольного воспитания НИИ школ РСФСР под руководством Ляминой Галины Михайловны разрабатывались методические рекомендации по развитию речи в разных возрастных группах. Широкое применение в практике нашли методические и дидактические пособия, подготовленные ее ученицей В. В. Гербовой.

Результаты исследований, выполненных в эти годы, отражены в новой типовой программе, совершенствовавшейся вплоть до середины 80-х гг. Психологические и педагогические исследования стали основой выработки речевых нормативов для детей разных возрастных групп.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал