Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отходы со срывами и без






Из старых времен к нам пришло словцо «срыв». Когда-то практи­ковалось сальто «срывом», делался одноименный соскок махом впе­ред из упора продольно (потом это название — без всякого на то осно­вания — перешло в женскую гимнастику) и т. д. В нынешние времена слово это обычно означает то, что оно и должно означать—техничес­ки неверный отход в безопорное положение или буквальное падение со снаряда (впрочем, есть еще и понятие психологического и сорев­новательного «срыва»).


____________________________ 22. Отходы со срывами и без

Обратимся к техническому значению понятия «срыв» и рассмот­рим в этой связи некоторые небезынтересные детали.

Одно из ключевых действий гимнаста — переход в безопорное положение при соскоках, перелетах и т. п. упражнениях. Организа­ция такого перехода требует от гимнаста многого (19, 20). Здесь же коснемся только одного момента — условий технически «несрывно-го» перехода в полет.

Вспомним собственно «срывы», то есть случаи внезапного или как бы внезапного ухода со снаряда, когда гриф перекладины резко освобождается от давления и отвратительно вибрирует. Собственно, неприятен здесь не только и не столько звук срывного движения, сколько его последствия, так как «срыв» это свидетельство непола­док в движении, сигнал бедствия. Ведь нормальный переход в безо­порное положение должен быть не только верным по определяющим параметрам полета, это само собой, но и происходить благопристой­но — мягко, бесшумно и в этом смысле красиво.

Каковы технические условия нормального отхода?

Ясно, что перекладина не будет «возмущаться», если ее деформа­ции, вызванные суммарным действием ряда сил (2—4), снимать не вдруг, а более или менее плавно. То есть, если перекладину уподо­бить натянутому луку, то его «тетиву» (гриф) нельзя отпускать как при выстреле, а следует освобождать постепенно.

Как этого добиться?

Ну, во первых, все нормальные переходы в полет, как уже было показано (19), выполняются на этом снаряде близко к зоне движения тела у горизонтали, когда давление в принципе уже значительно меньше, чем у нижней вертикали (2). Однако и здесь еще есть замет­ная центробежная сила, и если момент перехода в полет не подгото­вить, технически не обработать, произойдет срыв. Так действуют, например, плохо подготовленные гимнасты, пытающиеся «бросить­ся» на сальто назад «ратшм темпом» (рис. 18-а на с. 64). В этом случае гимнаст раскрывает кисти, либо вообще не подготовив отход брос­ком, либо делает это невпопад, например — одновременно с броском {рис. 18-6), а это — грубая ошибка.

Как же это должно происходить в норме?

Здесь нужно вернуться к уже упоминавшейся нами технике вол­нообразного движения, возникающего в теле гимнаста при традици­онном броске (8). Но давайте прежде вспомним как ведет себя обык­новенная веревка или цепочка, лежащая на столе, если ее дернуть за один конец и таким образом пустить вдоль нее волну, способную Добежать до другого конца веревки {рис. 18-в). Мы увидим, что ранее


ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________

неподвижная дальняя часть веревки (до которой мы и не дотрагива­лись!) приподнимется и хлопнет по столу. Другими словами — на время освободится от связи с опорой!

Нечто очень сходное происходит и с телом гимнаста, вдоль кото­рого бежит механическая волна, возбужденная собственными актив­ными действиями спортсмена: начав бросок активным движением стоп, исполнитель движения, последовательно сгибаясь и разгиба­ясь, проводит по всей биодинамической цепи импульс, достигаю­щий рук и в определенный момент освобождающий кисти от давле­ния на опору! Именно в этот момент верно действующий гимнаст и «бросает гриф», который успевает к этому времени достаточно плавно разгрузиться, благодаря чему отход в полет происходит «культурно». Главное же в том, что это означает наличие организо­ванных (а в процессе обучения и хорошо осознанных) действий пере­хода в полет. Посмотрим еще раз {рис. 18-г): с началом броскового движения возникает «бегущая волна», вначале захватывающая ноги (к.к. 2—4), потом, после их притормаживания, передающаяся на ту­ловище (к.к. 4— 5) и, наконец, достигающая руки собственно кистей (к.к. 5—6).

Описанная техника мягкого перехода в полет, конечно, не един­ственная, хотя она наиболее традиционна.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал