Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лунная история
Двойные сальто с перекладины гимнасты стали делать в начале 60-х годов (цирковые турнисты — значительно раньше). Затем понадобилось около Шлет, чтобы появились смельчаки, делающие двойное сальто с поворотом. В гимнастическую историю таким храбрецом вписал себя японец Мицуо Цукахара, который, надо признать, вообще внес в гимнастическую жизнь немало свежих идей и фактов. В 1972 г. в Мюнхене он первым в мире показал двойное сальто назад с поворотом на 360°, которое по праву получило его имя. Любопытна история первой печатной публикации этого «ультра-си». В Японии вышел номер журнала, в котором на полный разворот — на искусственном фоне голубой лунной поверхности — были разбросаны по дуге позы, будто бы изображающие полет М. Цукахары. Картинка была рекламно-эффектная, но... очень невразумительная, так как авторы публикации, вырезав фигурки кинограммы, расположили их в явно неестественных положениях, исказив признаки и траекторного, и вращательного движения. Можно было списать это на гимнастическую некомпетентность дизайнеров журнала, но, скорее всего, то была «военная хитрость»: японцам хотелось сделать новому элементу рекламу, не раскрывая при этом его «технологические секреты»... Однако, эти уловки не только теперь, но уже и тогда должны были вызвать у специалистов лишь улыбку. Дело в том, что если у Мицуо Цукахары и был секрет его «фирменного» сальто, то заключался он в том, что на самом деле замечательный гимнаст просто... не умел еще делать поворот как надо, и сальто его было суррогатным. Спасали только азарт, стремление рискнуть и выиграть. Цукахара таки выиграл: сальто в его исполнении было, в техническом смысле, из рук вон плохое, но оно было первое, и достаточно было благополучно встать на ноги, чтобы получить свое. Цукахара встал и получил. Нов чем же пороки «лунного сальто» Цукахары? Техника и биомеханика поворотов как таковых — тема особая и очень непростая. Напомним лишь, что для их результативного исполнения весьма желательно раскрытое положение тела (в идеале — прямое), хотя бы только на время исполнения поворота. Кроме того, наиболее надежна и эффективна техника чистого безопорного поворота, начинающегося только после потери контакта со снарядом. Цукахара нарушал оба этих условия: сгруппировавшись уже к моменту перехода в полет, он отталкиванием от опоры задавал пово- ПЕР ЕКЛ АД И Н А 36. От «Делчева» к «Гингеру»
рот и, медленно, неуправляемо поворачиваясь вокруг всех трех осей тела, фактически — «кувыркаясь» в полете, демонстрировал свой трюк. При этом группированная поза не менялась на протяжении всего движения, и даже приход на маты происходил без предварительного выпрямления тела. Вообще, знаменитый соскок Цукахары был своего рода «рулеткой»: до самого доскока зрителю (а, скорее всего, и самому гимнасту!) было не ясно, чем это закончится... Конечно, подобные веши должны были щекотать нервы зрителей и судей, хотя на мастерство это было мало похоже. Но победителей не судят. И несмотря на то, что уже скоро на международной арене появились исполнители технически гораздо более совершенных вариантов двойных сальто с поворотом, словцо «лунное» вошло в обиход, как и именной термин «цукахара», распространившийся на все другие двойные сальто с поворотом. Номы должны знать, что корректное двойное с поворотами должно делаться и давно делается совсем не так, как это впервые показал когда-то японский мастер. Прежде всего отметим, что технически виртуозное двойное сальто с поворотом на 360° в прогрессивной форме «пируэт-сальто» раньше, чем Цукахара, демонстрировал в СССР блестящий турнист (впоследствии цирковой артист высшей категории, автор книги «Гимнаст в воздухе», а затем и доктор наук, профессор) Николай Сучилин. Ауже через считанные месяцы после дебюта Цукахары двойные с поворотами стали делать многие советские гимнасты, притом сразу показывая более грамотное движение. Как мы увидим вскоре же (35, 36), с исполнением поворотов в сальто вообще может происходить довольно много любопытного.
|