Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перемах о себе напоминает






Нынешняя ситуация с большими оборотами на брусьях р/в выг­лядит вполне благополучной, но задача рационального выполнения перемаха через нижнюю жердь все же остается, так как гимнасткам все равно приходится выбирать наиболее подходящий для себя инди­видуальный вариант действий в зависимости от целого ряда факто­ров, главные из которых — рост гимнастки и необходимый характер «броска» в данном движении.

На рис. 776> показан «гладкий» спад из стойки на руках в том его виде, в котором он может выполняться на перекладине, то есть без перемаха. Этот спад включает в себя всю гамму развитых подготови­тельных действий, в том числе т.н. «проводку» (к.к. 1—2), «кипу» (к.к. 23) и «расхлест» (к.к. 3—6), после чего следуют основные дей­ствия движения, начинающиеся «броском» (к.к. 6—8). Это идеаль­ная схема, которая может по необходимости варьироваться, не меняя своей принципиальной основы. Так, подготовительное сгибание мо­жет быть едва намечено, лишь задавая ритмику всех последующих


________________________ 176. Перемах о себе напо м и н а е т

действий, или делаться ярче и позднее (к. 3-а), что будет провоциро­вать впоследствии соответственно более поздний и высокий бросок, так как при правильно выстроенной и устойчивой координации дей­ствий все остальные структурные элементы «волны» также будут смещаться по месту и времени (пунктир). Соответственно, если гим­наст завершит раньше «кипу» и (или) все последующие действия, то и бросок будет ранним.

Но то, что на перекладине или изолированной жерди зависит ис­ключительно от воли исполнителя, на стандартных брусьях разной высоты диктуется геометрией снаряда и заставляет гимнастку «ло­житься на прокрустово ложе» заданных условий. Какими эти усло­вия могут быть и как к ним приспособиться?


           
   
 
 
     
 

Перемах через н/ж — если он все же необходим из-за невозможности пройти н/ж прямым {рис. 171-а) — можно выполнять, используя, в сущ­ности, три основных приема: сгиба­ние тела, его прогибание и — разведе­ние ног. Сочетая их, мы имеет пять способов преодоления н/ж (если не считать теоретического шестого — с прямым телом и сомкнутыми нога­ми).

Какой же из них предпочтитель­нее? Кратко прокомментируем каж­дый способ перемаха.

Перемах согнувшись ноги вместе (рис. 171-6) — техника наиболее тра­диционная. Основная ее особенность в том, что сгибание тела выполняется (в сравнении с «гладкой» моделью,

рис. 170) очень поздно, и если действовать «классически», то есть пб-зволять телу в дальнейшем еще и прогибаться перед броском, то пос­ледний состоится также соответственно поздно. Это вовсе не плохо, если иметь в виду собственно большой оборот, но при отходах на сальто это будет провоцировать «задернутое» движение (26, 179), опасное приходом на жердь. Отмеченные особенности выражены больше всего, если гимнастка относительно рослая, и, напротив — тем меньше, чем меньше длина тела исполнительницы.

Перемах согнувшись ноги врозь может, в сравнении с предыдущим, несколько смягчать различия, обусловленные ростом гимнастки, хотя «малышки» все равно будут иметь преимущество, так как могут разводить ноги (как и сгибаться) меньше и меньше, соответственно, терять в энергии маха, а также в свободе «технического маневра».

Перемах прогнувшись ноги вместе наиболее доступен малорослым исполнительницам. Выстраивающаяся при этом структура спада (в) близка к оптимальной модели (ср. с рис. 170), из которой, впрочем, как правило, исключается «кипа». Работа по этой схеме всегда про­воцирует более ранний бросок ногами. Это вполне приемлемо при отходах на сальто (19, 179), но не всегда удобно для исполнения боль­ших оборотов, особенно разгонных. Наиболее проблематично испол­нение такого перемаха рослыми гимнастками, у которых это может спровоцировать явно ранние, «срывные» броски ногами «в пол».


177. Помесь «броска» с «накатом»

Перемах прогнувшись ноги врозь расширяет сферу применения движения прогнувшись более рослыми гимнастками.

Перемах с прямым телом ноги врозь — наиболее сомнительная тех­ника. Сохраняя видимость «оттяжки» всего тела, гимнастка теряет при этом все преимущества подготовительных действий в виде «кипы», «расхлеста», а это очень важная потеря не только в плане обеспечения мощного «броска», но и в смысле управления акцентами движения.

Итак, по совокупности признаков, наиболее универсальным спо­собом исполнения спада с перемахом через н/ж является перемах прогнувшись, который может по необходимости (особенно из-за ро­ста) дополняться некоторым разведением ног. Для гимнасток с ма­ленькой длиной тела может быть хорош и перемах согнувшись с сом­кнутыми или несколько разведенными ногами.

В заключение, однако, отметим, что ритмика действий спада принципиально подвижна. Даже при позднем и достаточно сильном сгибании тела во время перемаха можно, резко и активно ускоряя последующий «расхлест», подготовить «бросок» более ранний, чем тот, что навязывался бы естественным ходом событий в таком спаде. И напротив, пользуясь перемахом прогнувшись, гимнастка (особен­но рослая) может избежать раннего «удара» ногами в пол, если на­учится «переламывать» ненужный ритм движений, умышленно затя­гивая (напряжением мышц спины) фазу маха с прогнутым телом.

Основная мораль такова: действия гимнастки при спаде с перема­хом всегда строятся по индивидуальной технической схеме, это — штучное производство, здесь нельзя легкомысленно подражать тем, у кого уже «получается».

177. ПОМЕСЬ «БРОСКА» С «НАКАТОМ»

Расширенные брусья естественным образом подтолкнули гимна­сток к освоению оборота вперед. Наиболее очевидным было освое­ние этого движения из стойки лицом внутрь на верхней жерди с перемахом согнувшись через нижнюю. Это само собой означало по­строение «броскового» оборота, давно известного из мужской прак­тики, хотя и не столь популярного, как оборот «накатом».

В главе, посвященной перекладине, мы подробно говорили об особенностях тойидругой техники (10, 11). Напомним, что обо­рот «накатом» (рис. 172-а на с. 448) отличается последовательно раз­вивающейся волной действий от «прогона» пятками у нижней верти­кали (к.к. 6— 7), через промежуточный рывок тазом (к. к. 7—< $)кре-




шающему рывку плечами в сто­рону опоры (к.к. 8—10).

В обороте «броском» (б) со­всем другая тактика движения, основанная на подготовитель­ной «кипе» {к.к. 3— 7) и следую­щем за нею затяжном «броске» (к.к. 7—11). Если «кипа» совме­щается здесь с перемахом, а это неизбежно, то спад вынужденно строится так же, как при боль­шом обороте назад с перемахом прогнувшись (см. рис. 171-е и текст к нему). Это означает, что последующий бросок будет, ско­рее всего, ранним и довольно низким. Эта схема вполне под­ходяща для исполнения сальто в соскок или вис, но далеко не идеальна для оборота с выходом в стойку на руках. Поэтому не удивительно, что у многих гим­насток возникли проблемы с за­вершением оборота — не хватало скорости в последней четверти движения, и ее нужно было чем-то «добирать».

Так появился оборот-микст, техническое смешение больших оборотов вперед «броском» и «накатом» (рис. 172-в). После ко­роткого, недостаточно сильного и быстро иссякающего «броска» (к.к. 6—9), гимнастка добавляет к нему посильный «рывочек» плечами вперед, к опоре (к.к. 9— 11). Наиболее характерна здесь поза (к. 11), в которой у гимнаст­ки одновременно сохраняется «угол» в плечах — как признак «наката» — и — прогибание тела,



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал