Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перемах о себе напоминает
Нынешняя ситуация с большими оборотами на брусьях р/в выглядит вполне благополучной, но задача рационального выполнения перемаха через нижнюю жердь все же остается, так как гимнасткам все равно приходится выбирать наиболее подходящий для себя индивидуальный вариант действий в зависимости от целого ряда факторов, главные из которых — рост гимнастки и необходимый характер «броска» в данном движении. На рис. 776> показан «гладкий» спад из стойки на руках в том его виде, в котором он может выполняться на перекладине, то есть без перемаха. Этот спад включает в себя всю гамму развитых подготовительных действий, в том числе т.н. «проводку» (к.к. 1—2), «кипу» (к.к. 2 — 3) и «расхлест» (к.к. 3—6), после чего следуют основные действия движения, начинающиеся «броском» (к.к. 6—8). Это идеальная схема, которая может по необходимости варьироваться, не меняя своей принципиальной основы. Так, подготовительное сгибание может быть едва намечено, лишь задавая ритмику всех последующих ________________________ 176. Перемах о себе напо м и н а е т действий, или делаться ярче и позднее (к. 3-а), что будет провоцировать впоследствии соответственно более поздний и высокий бросок, так как при правильно выстроенной и устойчивой координации действий все остальные структурные элементы «волны» также будут смещаться по месту и времени (пунктир). Соответственно, если гимнаст завершит раньше «кипу» и (или) все последующие действия, то и бросок будет ранним. Но то, что на перекладине или изолированной жерди зависит исключительно от воли исполнителя, на стандартных брусьях разной высоты диктуется геометрией снаряда и заставляет гимнастку «ложиться на прокрустово ложе» заданных условий. Какими эти условия могут быть и как к ним приспособиться? Перемах через н/ж — если он все же необходим из-за невозможности пройти н/ж прямым {рис. 171-а) — можно выполнять, используя, в сущности, три основных приема: сгибание тела, его прогибание и — разведение ног. Сочетая их, мы имеет пять способов преодоления н/ж (если не считать теоретического шестого — с прямым телом и сомкнутыми ногами). Какой же из них предпочтительнее? Кратко прокомментируем каждый способ перемаха. Перемах согнувшись ноги вместе (рис. 171-6) — техника наиболее традиционная. Основная ее особенность в том, что сгибание тела выполняется (в сравнении с «гладкой» моделью, рис. 170) очень поздно, и если действовать «классически», то есть пб-зволять телу в дальнейшем еще и прогибаться перед броском, то последний состоится также соответственно поздно. Это вовсе не плохо, если иметь в виду собственно большой оборот, но при отходах на сальто это будет провоцировать «задернутое» движение (26, 179), опасное приходом на жердь. Отмеченные особенности выражены больше всего, если гимнастка относительно рослая, и, напротив — тем меньше, чем меньше длина тела исполнительницы. Перемах согнувшись ноги врозь может, в сравнении с предыдущим, несколько смягчать различия, обусловленные ростом гимнастки, хотя «малышки» все равно будут иметь преимущество, так как могут разводить ноги (как и сгибаться) меньше и меньше, соответственно, терять в энергии маха, а также в свободе «технического маневра». Перемах прогнувшись ноги вместе наиболее доступен малорослым исполнительницам. Выстраивающаяся при этом структура спада (в) близка к оптимальной модели (ср. с рис. 170), из которой, впрочем, как правило, исключается «кипа». Работа по этой схеме всегда провоцирует более ранний бросок ногами. Это вполне приемлемо при отходах на сальто (19, 179), но не всегда удобно для исполнения больших оборотов, особенно разгонных. Наиболее проблематично исполнение такого перемаха рослыми гимнастками, у которых это может спровоцировать явно ранние, «срывные» броски ногами «в пол». 177. Помесь «броска» с «накатом» Перемах прогнувшись ноги врозь расширяет сферу применения движения прогнувшись более рослыми гимнастками. Перемах с прямым телом ноги врозь — наиболее сомнительная техника. Сохраняя видимость «оттяжки» всего тела, гимнастка теряет при этом все преимущества подготовительных действий в виде «кипы», «расхлеста», а это очень важная потеря не только в плане обеспечения мощного «броска», но и в смысле управления акцентами движения. Итак, по совокупности признаков, наиболее универсальным способом исполнения спада с перемахом через н/ж является перемах прогнувшись, который может по необходимости (особенно из-за роста) дополняться некоторым разведением ног. Для гимнасток с маленькой длиной тела может быть хорош и перемах согнувшись с сомкнутыми или несколько разведенными ногами. В заключение, однако, отметим, что ритмика действий спада принципиально подвижна. Даже при позднем и достаточно сильном сгибании тела во время перемаха можно, резко и активно ускоряя последующий «расхлест», подготовить «бросок» более ранний, чем тот, что навязывался бы естественным ходом событий в таком спаде. И напротив, пользуясь перемахом прогнувшись, гимнастка (особенно рослая) может избежать раннего «удара» ногами в пол, если научится «переламывать» ненужный ритм движений, умышленно затягивая (напряжением мышц спины) фазу маха с прогнутым телом. Основная мораль такова: действия гимнастки при спаде с перемахом всегда строятся по индивидуальной технической схеме, это — штучное производство, здесь нельзя легкомысленно подражать тем, у кого уже «получается». 177. ПОМЕСЬ «БРОСКА» С «НАКАТОМ» Расширенные брусья естественным образом подтолкнули гимнасток к освоению оборота вперед. Наиболее очевидным было освоение этого движения из стойки лицом внутрь на верхней жерди с перемахом согнувшись через нижнюю. Это само собой означало построение «броскового» оборота, давно известного из мужской практики, хотя и не столь популярного, как оборот «накатом». В главе, посвященной перекладине, мы подробно говорили об особенностях тойидругой техники (10, 11). Напомним, что оборот «накатом» (рис. 172-а на с. 448) отличается последовательно развивающейся волной действий от «прогона» пятками у нижней вертикали (к.к. 6— 7), через промежуточный рывок тазом (к. к. 7—< $)кре- шающему рывку плечами в сторону опоры (к.к. 8—10). В обороте «броском» (б) совсем другая тактика движения, основанная на подготовительной «кипе» {к.к. 3— 7) и следующем за нею затяжном «броске» (к.к. 7—11). Если «кипа» совмещается здесь с перемахом, а это неизбежно, то спад вынужденно строится так же, как при большом обороте назад с перемахом прогнувшись (см. рис. 171-е и текст к нему). Это означает, что последующий бросок будет, скорее всего, ранним и довольно низким. Эта схема вполне подходяща для исполнения сальто в соскок или вис, но далеко не идеальна для оборота с выходом в стойку на руках. Поэтому не удивительно, что у многих гимнасток возникли проблемы с завершением оборота — не хватало скорости в последней четверти движения, и ее нужно было чем-то «добирать». Так появился оборот-микст, техническое смешение больших оборотов вперед «броском» и «накатом» (рис. 172-в). После короткого, недостаточно сильного и быстро иссякающего «броска» (к.к. 6—9), гимнастка добавляет к нему посильный «рывочек» плечами вперед, к опоре (к.к. 9— 11). Наиболее характерна здесь поза (к. 11), в которой у гимнастки одновременно сохраняется «угол» в плечах — как признак «наката» — и — прогибание тела,
|