Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение 2 страница. Опыт йога нидры каким образом йога нидра влияет на тело и УМ.
ОПЫТ ЙОГА НИДРЫ Каким образом йога нидра влияет на тело и ум? - При помощи психофизического расслабления йога нидра воздействует на физический субстрат мозга, вызывая не только мышечную релаксацию и изменение кровяного давления, но и постепенное преобразование всей личности. Занимаясь йога нидрой, мы пытаемся превзойти скудные возможности заурядного ума и заурядного поведения, т.к. данная тантрическая практика постоянно стимулирует различные центры мозга, вызывая те или иные ощущения и переживания.
Доктрина кармы Йога нидра - это особая практика, которая извлекает психическую силу из ее подсознательных глубин на поверхность сознания. Наш мозг перенасыщен мириадами впечатлений, спрессованных в архетипы, каждый из которых представляет опыт целой жизни, т.е. карму. Подобно тому, как фотокамера регистрирует все на негативе, так и каждый наш опыт (сознательный или бессознательный) регистрируется нашей психикой, формируясь в архетип. Как дерево каждый год продуцирует семена, а в течение всей своей жизни - миллионы семян, так и ум человеческий продуцирует миллионы таких семян, как кармы, самскары и архетипы. Однако человек не просто биологическая единица, но творец своего микрокосмоса. Бог созидает макрокосмос, расширяя его планетами и вселенными, а человек созидает микрокосмос, расширяя его своими действиями, опытом и кармой. Существуют три слоя карм: первый слой самскар оседает на дне сознания, образуя сферу бессознательного или скрытую непроявленную форму; второй слой самскар располагается над первым и образует сферу подсознательного или форму постоянных перемещений и проявлений; третий слой располагается над вторым, образуя сферу сознательного или форму созревания и плодоношения. Доктрина кармы определяет эти три слоя как поток кармы, ее накопление и предопределяющая карма или судьба.
Кармические опыты Занимаясь йога нидрой, вы можете прочувствовать, как ваше сознание в зависимости от ваших возможностей и способностей продвигается от одного слоя самскар к другому слою, постепенно углубляясь и извлекая все более причудливые и яркие впечатления. Впрочем, иногда случается, что оно не способно проникнуть достаточно глубоко и поэтому странствует в более ограниченном пространстве рационального ума, но и тогда вы все же получаете определенное расслабление, приятные ощущения или погружаетесь в сон. Однако, такой опыт, как левитация, может возникнуть лишь тогда, когда мы проникаем в царство подсознания и отделяемся от тела. В таких случаях человек испытывает необычайные переживания, которые по существу представляют обнажаемую карму прошлых жизней, извлеченных из пучины подсознательного и бессознательного царства. Так йога нидра вычищает авгиевы конюшни ментального и астрального хлама при помощи нашего же сознания, погруженного в глубокие пропасти сознания. Опыт прошлых жизней иногда осознается вами непосредственно, но чаще всего он проявляется при помощи символических средств. Так, например, если слова и концепции представляют язык рационального ума, то символы, цвета и звуки являются языком подсознания или архетипами, которые выплескиваются из подсознания в сознание во время занятий йога нидрой. В таких случаях определенный образ или символ могут выразить опыт, который и тысячи слов не смогут передать. Наша подсознательная память - это обширное и эффективное хранилище наших прошлых жизней. Уже современная психология утверждает, что все, что есть в макрокосмосе, есть и в нашем микрокосмосе в форме архетипов. Современная нейрофизиология также рассматривает мозг человека, как голограмму внутренней вселенной. Эти бесчисленные архетипы покоятся внутри нас и если мы желаем в этом убедиться, нам необходимо извлечь их из недр подсознания при помощи йога нидры, которая вытеснит специфическими символами эти архетипы из " мертвых" напластований архива сознания. Обычно такими символами являются образы в форме розы, храма, ладьи, льва, человека или мандалы и янтры, особые геометрические фигуры из комбинаций линий, точек и кругов. Янтры и мандалы - наиболее эффективное средство высвобождения спрессованных архетипов и выталкивания их в область осознания.
Сверхчувственный опыт О том, что существует сфера чувств и ума, знает каждый, но не каждый догадывается (а тем более знает) о том, что у человека есть еще сфера сверхчувственная и сверхментальная или царство бессознательного, скрывающего иные способности, которые локализованы в ультразвуковой церебральной цепи головного мозга. Каждый из нас может видеть объект, воспринимать его запах, вкус или звук. Это - чувственный опыт, обусловленный присут-ствием объекта. Однако, если цветок отсутствует, наши глаза не могут видеть его непосредственно. Тем не менее есть еще сверхчувственный опыт, не обусловленный присутствием объекта, когда слепой может видеть, а глухой - слышать, если, конечно, у них развиты соответствующие мозговые центры, которые иногда начинают функционировать у практикующих йога нидру или у людей в состоянии медитации. Каждое человеческое существо обладает врожденной возможностью пробудить сверхчувственные способности, но лишь некоторые йоги и сумасшедшие могут реализовать эту потенцию.
Управлять опытом Я полагаю, что сумасшествие - это не болезнь, а дальнейшее развитие и преобразование мозга, духовный опыт, которым человек не способен управлять. В Индии, Греции и других странах живут великие йоги, которых принимают за сумасшедших. Чем же отличается йог от сумасшедшего? Йог способен управлять своим опытом, а сумасшедший - нет и потому последнему приходится жить под присмотром в сумасшедшем доме. В Индии, однако, есть немало сумасшедших, которые могут управлять собой, а на Западе есть немало " йогов", которые этого не могут... Но практикующие йога нидру постепенно могут этому научиться. Ум можно сравнить с автомобилем. Если вы не умеете им управлять - вам не миновать стресса, но если вы хороший водитель и знаете, как себя вести в любой ситуации - вам ничего не грозит. На первый взгляд может показаться, что йога нидра предназначена для расслабления и отвлечения от внешнего мира, в то время как она углубляет ваше сознание. Но высшая и конечная ее цель - погрузить ваше сознание так глубоко, чтобы вы смогли наконец-то слиться со своим подлинным внутренним существом.
Йога нидра - не концентрация ума Йога нидра не предназначена для концентрации внимания. Все, что требуется, это - бдительное состояние ума, который отслеживает продвижение сознания от одной точки к другой, переживая каждый опыт. Если вы начнете заниматься в йога нидре концентрацией, то заблокируете естественный поток сознания и дальнейшее погружение во внутреннее Я прекратится. Предположим, что вы не очень внимательно слушали того, кто руководит сеансом йога нидры и не услышали некоторых инструкций. Это еще не так важно, потому что вибрации голоса учителя продолжают воздействовать на подсознание даже тогда, когда вы задремали. Совершенно естественно, что начинающие практиканты могут пропустить мимо ушей какую-то информацию; ведь йога нидра по существу настолько подавляет внимание рационального ума, что на первый план выдвигается прежде репрессированное подсознание, которое жадно пропитывается именно теми вибрациями, которые не заметило оцепеневшее сознание. Итак, если вы практикуете йога нидру с учителем или прослушиваете запись на кассете и при этом ваш ум отвлекается и колеблется - не печальтесь, это не трагедия. Если во время практики ваш ум полон беспокойства, гнева, фантазий и впечатлений -также не столь важно. Если вы очень расстроены, ваши мысли мечутся туда и сюда и вы не можете устранить своего возбуждения и лежать спокойно - еще не все потеряно: вы можете просто встать и осмотреться. Не заставляйте себя чересчур настойчиво оставаться в состоянии напряженного " спокойствия" и мнимой обездвиженности. Самое важное в йога нидре - это просто подставить себя под инструкции учителя и созерцать любой всплывающий опыт вполне осознанно и отвлеченно.
ПРОЦЕСС ПРАТЬЯХАРЫ Классическая система йоги рассматривает йога нидру, как форму раджа йоги, которая описана мудрецом Патанджали в Йога Сутре за несколько столетий до Рождества Христа. Йогиче-ский шедевр Йога Сутра состоит из 196 сутр (или афоризмов) и 8 стадий раджа йоги: Подготовительные или внешние стадии:
Яма (социальный кодекс) Нияма (индивидуальный кодекс) Асана (позы-состояния) П ранаяма (управление праной, жизненной силой, космической энергией)
Высшие или внутренние стадии: Пратьяхара (отвлечение от объектов чувств) Дхарана (концентрация) Дхьяна (медитация) Самадхи (трансцендентальное сознание)
Внешние или четыре первых стадии относятся к специфической практике и управляются преимущественно сознательным, рациональным, аналитическим умом, который активен в состоянии бодрствования. Последние четыре стадии привлекают подсознательный ум, хранилище всего нашего опыта и обитель нашего подлинного Я, которое способно сорвать маску с подсознания и обнажить это лицо в сознании. Более подробно об этом смотри книгу " Четыре очерка о Свободе", опубликованной Би-харской школой йоги.
Отвлечение ума Как уже говорилось, йога нидра принадлежит к высшим стадиям раджа йоги Патанджали, т.к. это - метод пратьяхары, когда сознание постепенно отвлекается от внешнего мира, тела, процесса дыхания и рационального ума, а в более продвинутых стадиях сознание трансформируется в дхаране, дхьяне и самадхи. В йога нидре сознание становится все более однонаправленным и возникает опасность полной его изоляции, как это происходит во сне; вот почему сознание поддерживается фиксацией на слуховом канале, в то время как остальные органы связи с внешним миром блокированы, как и связь с корой головного мозга. Таким образом, ни один импульс, кроме слухового, не может быть реализован. В противном случае стимулируемые чувства передавали бы свои импульсы в мозг, который отдавал бы свои приказы двигательным органам, а поскольку этого не происходит - наступает пятая стадия раджа йоги или ступень пратьяхара, т.е. отвлечение чувств от внешнего восприятия. Собственно йога нидра начинается с того момента, когда отвлеченное от всего внешнего сознание привлекается к внутреннему восприятию. Мы привыкли, однако, к тому, что наше сознание как бы отождествляется с умом и чувствами, и тогда нам кажется, что мы вполне сознательны. В действительности активным является лишь аналитический, рациональный ум, который не столько восприимчив, сколько критичен к потоку восприятия. Однако, если этот ум лишить всех каналов восприятия, кроме слуха, его восприимчивость весьма обостряется. Утратив все свои прежние ассоциации, он вынужден активизировать свою деятельность и проникать все глубже и глубже. Впрочем, подобный процесс возможен при условии, если ум натренирован соответствующим образом йога нидрой. В противном случае, между вашей йога нидрой и сном не будет принципиальной разницы. В йога нидре мы тренируем ум, проводя его через серию практик, которые приближают к желаемому состоянию особой осознанности. Научным путем доказано, что во время практики йога нидры нет назойливой монотонной концентрации; ваше сознание лишь фиксирует различные части тела и вы испытываете определенные ощущения, когда слышите, как в ходе занятия перечисляются отчетливые зрительные образы. При этом вы автоматически контролируете высшие центры мозга. Так устанавливается непроизвольный контроль и сохраняется осознанность, несмотря на то, что остальные органы восприятия не получают необходимой информации.
На пограничной линии Превратившись как бы в слух, вы чувствуете, как вас влечет к другим каналам восприятия. Иногда вам кажется, что ваше сознание словно оцепенело и все влечения вдруг исчезли. Это означает, что сознание продвигается между подсознанием и бессознательностью. Чем больше отвлекается ум от внешнего восприятия, тем более высокой энергией заряжается церебральная жидкость, омывающая мозг. Доктор Ицхак Бентов недавно разработал звуковую модель, отражающую природу этого процесса. Он установил, что устойчиво резонирующие волны возникают именно во время глубокой медитации, т.е. когда в церебральной жидкости начинают генерировать еле заметные ритмические вибрации и, постепенно усиливаясь, стимулируют и пробуждают соответствующие мозговые центры, а следовательно и психические способности человека. Именно на этой стадии у практикующего накапливается психический опыт, который, однако, следует избегать, потому что дальнейшее развитие этого опыта уводит в сторону от йога нидры. Вы - на пограничной линии между поверхностной и глубокой пратьяхарой: поверхностная вводит вас в йога нидру, глубокая - выводит из нее. Находясь в йога нидре, вы не должны испытывать психических переживаний, видений или озарений. Ум удерживает лишь модель осознанности, постоянной и непрерывной осознанности на пограничной линии. Этот квант сознания не тождественен тому состоянию, когда вы думаете. Подобное состояние сознания ученые называют гипнагогическим или гипнопомпическим (т.е. предшествующее засыпанию или пробуждению), но я называю его порогом между этими двумя фазами.
Йога нидра и гипноз Многие полагают, что йога нидра - это своеобразная форма гипноза, т.к. вводит человека в состояние чувственного отвлечения. Однако, йога нидра и гипноз - различные науки. Несмотря на то, что у них общее начало - релаксация и восприимчивость - в дальнейшем они расходятся и каждая из них следует своим особым путем. При помощи йога нидры сознание проникает в сферу, недоступную для гипноза. В йога нидре постоянно звучит рефрен " не спите", и ваше сознание может продвинуться настолько далеко, насколько вы способны вести его. При этом вы должны знать, что во время продвижения вашего сознания вы неизбежно проходите сквозь сферу гипноза, который может отключить вас от йога нидры. Однако если вы не утратили осознанности процесса йога нидры, эта бдительность продолжается автоматически. Если в йога нидре мозг полностью включен в работу стимулами высшего порядка, развивая различные формы осознанности в процессе занятий, в гипнозе человека направляют в глубокий сон и лишают осознанности. Сознание в состоянии гипноза блокируется, ограничивается и погружается в тамасиче-скую форму. Йога нидра, напротив, повышает способности и потенции сознания потому, что погружает его в саттвическое состояние.
Существенное отличие Научно обоснованно, что если центральная нервная система и головной мозг не получают необходимого стимулирующего возбуждения, мозг погружается в состояние, называемое гипнозом. Это происходит так неожиданно для нас, что мы не успеваем осмыслить этот опыт, ибо мозг и кора головного мозга уже отделены от энергетических каналов. Наука йоги утверждает, что существуют три важных нади или энергетических канала в нашем физическом теле - ида, пингала и сушумна. Ида олицетворяет силу ума, пингала - жизненную силу, а сушумна - духовную. Официальная научная традиция классифицирует их, как симпатическую, парасимпатическую и центральную нервную системы. В течение всей нашей жизни ида и пингала нади полностью обеспечивают мозг необходимым ему возбуждением, которое стимулирует его к познанию объектов, звуков, идей. Если вы блокируете иду и пингалу пратьяхарой - блокируется мозг и вы погружаетесь в состояние гипноза, но если вам удастся в это время пробудить сушумну (которая у многих крепко спит) - пробуждается и ваша центральная нервная система несмотря на заблокированные иду и пингалу и сушумна начинает возбуждать и снабжать мозг необходимой энергией, используя бездействующие каналы иды и пингалы. Чего же нехватает гипнозу? - Согласованности между идой и пингалой и осознанности переживаемого опыта. Этот дар йога нидры существенно отличает ее от гипноза, который парализует возможность мозга связаться с сенсорными каналами и потому процесс осознания прерывается, ментальные ресурсы истощаются и мозг не может больше функционировать в условиях максимального ограничения его способностей.
Следуйте за обучением, а не за учителем Йога нидра не занимается ни внушением, ни убеждением. Инструкции, которые вам предлагаются, должны сформироваться индивидуально в душе каждого практиканта. Йога нидра просто предлагает каждому изучать свои склонности, свое собственное состояние во время релаксации, слушая инструкции во время сеанса. Инструктор - это всего лишь гид, предлагающий вам определенную технику и никогда не форсирующий процесс и не подчиняющий своей воле студентов. Не инструктор, а техника ведет ум практикующего к просветлению и независимости суждений. Именно сам практикант сознательно культивирует свои собственные внутренние резервы и позволяет в полной мере раскрыться лотосу интуитивного знания. В гипнозе же, напротив, врач обычно доминирует над умом и волей пациента, что приводит в конечном счете к ощущению одержимости, к чувству зависимости и к комплексу неполноценности, в то время как сексуальная сила, интеллект, ум и воля подавлены... И пациент спрашивает врача: " Можно ли мне сейчас пойти в туалет? " И врач отвечает " да" или " нет". Но если практикант задаст подобный вопрос инструктору йога нидры, он ответит: " Это касается вас, а не меня. Я знаю, когда это надо мне, а вы должны знать, когда это надо вам". Даже тогда, когда вредные привычки и плохое поведение могут, казалось бы, огорчить наставника, он и тогда не пытается изменить его характер. Такова позиция йога нидры.
Способ промывания мозгов Это, однако, не означает, что йога нидра не способна искоренять вредные привычки и облагородить образ мыслей. Многие говорят о йога нидре: " Вот еще один способ промывания мозгов! " Но метод промывания мозгов предназначен скорее для политического шантажирования. Если вы и йога нидру называете промыванием мозгов, тогда, вероятно, нет в мире ничего, кроме одного промывания мозгов. Чем систематически занимаются теле и радио передачи, все эти бесчисленные объявления, рекламы, газеты, журналы и пр. как не промывкой мозгов? Что же плохого в том, что иногда мозги будут промываться чем-то более чистым? В том состоянии восприимчивости, которую открывает нам йога нидра, мы способны избавиться от негативного поведения, корни которого находятся в нашем подсознании. Так, например, одна девушка страдала от психоза страха и доктора безуспешно перепробовали все известные им методы лечения. Если однажды нашелся кто-то, кто смог разрушить ее страхи при помощи простой идеи, которую он внедрил в ее подсознание, можно ли сказать, что он промыл ей мозги? - Возможно, и да, но эта промывка во имя здравого смысла. Йога нидра учит нас следовать тропой знания, т.е. испытать боль, сожаление, агонию и превозмочь их. Это - лучший путь. Каждый ли способен осознать и преодолеть свои страдания? Для тех, кто этого не может, существует такой путь " промывания" мозгов.
ЙОГА НИДРА И МОЗГ Сегодня современные нейрофизиологи уже способны продемонстрировать очевидную связь между телом и сознанием, о чем йоги знали еще тысячи лет назад. Используя стимулирующие электроды для исследования поверхности мозга, ученые доказали, что каждая часть тела совершенно явственно вырисовывается вдоль поверхности центральных извилин или складок сене.
Расслабленное тело расслабляет ум Эта истина подтверждается как современной нейрохирургией, так и медитативной наукой йога нидрой, которая восходит к седой древности. Кто серьезно занимался йога нидрой, не мог не прочувствовать, как стимулируется сенсорно-двигательная область коры головного мозга, которая совершенно точно соответствует определенным частям тела. Это отслеживает и фиксирует сознание практиканта. Мозг - физический посредник сознания, т.к. он связывает ум, чувства и тело в одно гармоничное единство. Нейрохирург воздействует на тело, стимулируя мозг - практикант воздействует на мозг, стимулируя тело. Поступательное движение осознанности, проникающей во все части тела, способствует не только физической релаксации, но освежает и очищает нервные каналы, идущие к мозгу и контролирующие как физическую активность, так и поток информации. Одновременно мы бегло просматриваем поверхность головного мозга изнутри. Так йога нидра расслабляет ум при помощи расслабленного тела.
Подвижный гомункулус или маленький человечек Исследователи определили эту нейрокарту или голограмму физического тела, существующего внутри мозгового белого вещества, как " двигательный гомункулус" или " маленький человечек". Все части тела, которые фиксируются в процессе ротации сознания, локализованы здесь, а именно: Большой палец правой руки, указательный палец, средний, безымянный, мизинец, ладонь руки, оборотная сторона ладони, запястье, локоть, плечо, подмышка, правая сторона туловища, правая часть талии, правое бедро, коленная чашечка, икроножная мышца, лодыжка, пятка, подошва, большой палец ноги, второй палец, третий, четвертый, пятый. Однако, в пределах этой мозговой ткани очень важными являются руки, пальцы, губы и нос, которые расположены в сравнительно отдаленных друг от друга зонах, в которых локализованы именно эти части тела, акцентируемые во время ротации сознания на занятиях йога нидрой. Эти зоны почти также велики, как и пространство, растянутое по всем конечностям тела от запястий до пальцев ног. По физическим стандартам подвижный гомункулус является маленьким человечком с гротескными пропорциями: громадные растянутые руки, пальцы и черты лица. Такова нейронная абстракция человеческого тела, функционирующая в царстве нейронов и психоэлектрических энергий, которыми пропитана вся центральная нервная система и изощренная сеть нади - источник формирования пранического тела (см. рис 1):
К Рисунку 1: 1. Пальцы ног, 2. Лодыжка, 3. Колено, 4. Бедро, 5. Туловище, 6. Плечо, 7. Локоть, 8. Запястье, 9, Рука, 10. Мизинец, 11. Безымянный, 12. Средний палец, 13. Указательный, 14. Большой, 15. Шея, 16. Бровь, 17. Веко и глаз, 18. Лицо, 19. Губы, 20. Челюсть, 21. Язык, 22. Глотка
Теперь мы можем понять, почему такое важное место в йога нидре занимает точный порядок ротации сознания по всем частям тела. Однажды установленная последовательность не должна нарушаться, ибо от этого зависит правильное течение энергии в нервных цепях и в подвижном гомункулосе, что в свою очередь обуславливает субъективный опыт релаксации, формирование спонтанного освобождения или принуждения сознания, оторванного как от сенсорных, так и от двигательных каналов. Основательное знакомство и регулярные занятия с ротацией сознания неизбежно приводит практиканта к быстрому и эффективному обновлению его природы.
Йога нидра восстанавливает здоровье Теперь, когда ученый мир обнаружил тождество между открытиями современных исследователей мозга и опытом йогов, святых и мудрецов, невозможно игнорировать древнейшую практику йога нидры. Совершенно очевидно, что йогические ученые прошлых тысячелетий завещали нам эту могучую технику не только как средство, противостоящее болезням, но главным образом как путь достижения высшего сознания посредством расширения индивидуального сознания и освобождения его из-под гнета тела, чувств и ума. Они отлично знали по опыту, что лишь свободное и очищенное сознание можно направить к более тонким праническим, психическим и духовным измерениям, которых следует искать по ту сторону заурядного материального бытия. Однако, в контексте современной ситуации, когда человечество страдает от многих болезней и жалоб, связанных со стрессами, можно сделать вывод о том, что современные болезни происходят от чрезмерного отождествления души с сомой или материальным телом, где посредником выступают сенсорные каналы, что и приводит к нервному истощению, изнеможению и даже к значительному ухудшению здоровья. Йога нидра эти деструктивные психосоматические тенденции весьма эффективно устраняются противоположным соматопсихическим путем. Психосоматический баланс восстанавливается спонтанно благодаря высвобождению закрепощенной праны (жизненной силы, нервной энергии), которая отвлекается от сенсорных каналов и ощущений в состоянии пратьяхары и привлекается к перенапряженным тканям, железам и органам для их оздоровления и омоложения.
Открытия и ощущения Йога нидра применяет не только метод ротации сознания, но и такие тантрические практики, как осознание всего тела, мозга и внутренних органов; слияние с землей и телом; сознание, пропитанное ощущением тяжести-легкости, жары-холода, боли-удовольствия. После расслабления сенсорно-двигательной сферы мозга переходят к практике пробуждения ощущений и переживаний. Во время этих практик мы ясно ощущаем, как все наше существо откликается на те процессы, которые происходят в отдельных частях тела и во всем теле в целом. В теле человека находятся многочисленные ткани и структуры, которые специально приспособлены для чувственного опыта: прикосновение, давление, изменение позиции, температура, боль, удовольствие и многое другое. Такие крошечные чувственные органы, как подкожные кровяные проприорецепторы нервных окончаний суставов, тельца, рецепторы боли и температуры накапливают всю информацию со всех частей тела и передают ее специфическим участкам и центрам в коре головного мозга. Исследователи считают, что большинство важных центров расположено у основания мозга и принимают активное участие в приеме пищи и воды, в регулировании температуры и различных ощущений боли и удовольствия. Как только мы осознаем ощущения тяжести-легкости, холода-жара, боли-удовольствия, мы стимулируем те центры мозга, которые отвечают за гармонизацию между нашим внутренним состоянием и внешним окружением. Каждая пара противоположных ощущений имеет соответствующую пару взаимодействующих мозговых центров, стремящихся к равновесию сил. Благодаря этой альтернативной парности йога нидра устанавливает го-Меостатический баланс и даже усиливает его потенциал, проникая в подсознание. Так эта древнейшая наука преобразует весь опыт чувственной жизни посредством воздействия на человеческое тело.
Реальный опыт Развивая различные чувства и ощущения на занятиях йога нидры, вы действительно можете прочувствовать их. Точно так же если вы пробуете какой-либо плод, то действительно ощущаете его вкус. Но проходит несколько дней, недель или месяцев и вы можете лишь представить себе прежние ощущения, а не испытать их. Нетренированный ум неспособен превратить прошлый вкус - в настоящий. Различные переживания, которые люди испытали в своей жизни, похоронены в прошлом. От них осталась лишь память, а не подлинный опыт переживания. Йога нидра, однако, не только воскрешает память, но и восстанавливает само переживание боли-удовольствия, жары-холода и т.д. таким образом, что все ощущения проявляются физиологически: практикующие действительно потеют или дрожат, плачут или смеются и т.п. На языке йоги такая способность полного оживления прошлых переживаний является показателем развитого и подлинно созидательного ума. Точно также, прослушав любимую мелодию, вы, конечно, запоминаете ее и можете прочувствовать, когда воссоздаете ее по памяти. Ну, а если вы закрыли глаза и действительно явственно услышали эту музыку? Разве этот развернутый опыт действительности менее убедителен, чем воспоминание? Подобные воскрешенные переживания йога нидра выносит на передний план, как реальный опыт. Аналогично если вы в йога нидре ощущаете тяжесть своего тела, это ощущение настолько реально, что вы совершенно не можете пошевелить какой-либо частью тела, а при ощущении жары вы начинаете потеть и т.д. Недостаточно только помнить об ощущении - ощущение должно стать реальностью.
Опыт альтернативных переживаний Первым опытом пробуждения в йога нидре является испытание тяжести. Ощущение физической тяжести всего тела сопровождается глубоким мышечно-костным расслаблением. Если напряженность и ущемление глубоко укоренились в тканях мышц, то формула " Ваше тело настолько тяжелое, что вдавлено в пол" воздействует на вас, как ваш волевой импульс, исходящий из мозга и призывающий к действию и освобождению от напряжения. Общий вес вашего тела как бы возрастает и вдавливается в пол, продуцируя отчетливое ощущение того, что тело действительно сплющивается с поверхностью, на которой лежит. После тработки ощущения тяжести оно вытесняется ощущением лег-ости: " Ваше тело легкое и невесомое, такое легкое, что отрыва-гея от пола". Привлечение альтернативных ощущений - не произвольный ыбор, а строгое соответствие электрофизиологическим вибраци-м мозга. Возбужденный нейрон посылает стремительный им-ульс к мозгу, где он и фиксируется, но если одна и та же нерв-ая клетка подвергается длительному возбуждению, сила им-ульса истощается и его продвижение к мозгу приостанавливает-я. Этот феномен можно проиллюстрировать воздействием на увство обоняния: вы входите в комнату и с первой же минуты щущаете сильный запах благовонной палочки или духов, но пустя некоторое время вы перестаете воспринимать прежний гпах, потому что активность чувств притупляется и привыкает аже к сильному раздражителю. Недаром ученые назвали этот феномен привыканием. Мозг отказывается регистрировать постоянный раздражитель. Аналогичный эффект наблюдается во время занятий йога нидрой. Когда развивается ощущение тяжести во всем теле, пучок специфических импульсов первоначально бомбардирует мозг, но вскоре мозг начинает игнорировать их и тогда на смену им приходят альтернативные импульсы, вследствие чего появляется спонтанное ощущение легкости, как признак освобождения от тяжести. Чем скорее физические ощущения профильтруют и заглушат наше сознание, тем скорее сознание обусловит и направит те переживания, которые происходят с телом человека.
|