Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
T.N. Troitskaya, O.E. Nazarova (Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogic University) Once more about Kizhirov culture
Т.Н Троицкая, О.Е. Назарова (г. Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический университет) ЕЩЕ РАЗ О КИЖИРОВСКОЙ КУЛЬТУРЕ T.N. Troitskaya, O.E. Nazarova (Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogic University) Once more about Kizhirov culture Первое исследование этой культуры (точнее - ее керамики) было произведено Л.М. Плетневой (Плетнева Л.М., 1973, с. 129-151). Позже она дала более подробную характеристику всего материала (Плетнева Л.М., 1997, с. 7-28; 35-68). В своих работах она не решала вопроса о культурной принадлежности памятников и осторожно называла их томскими. В 1978 г. Т.Н. Троицкая предложила назвать эту культуру кижировской по памятнику Кижирово, давшему обширный материал V-IV вв. до н.э., и дала описание памятников этой культуры в Новосибирском Приобье (Троицкая Т.Н., 1978, с. 45-55). Термин " кижировская культура" был употреблен в монографии о большереченской культуре (Троицкая Т.Н., Бородовский А.П., 1994, с. 71) и в ряде других работ. Под этим же названием она фигурирует и в " Археологической карте Томской области" (Чиндина Л.А,, Яковлев Я.А., Ожереждов Ю.Г., 1990, с. 36, 37). В течение 16 лет эта культура называлась кижировской. Но в 1994 г. Л.М. Плетнева предложила назвать ее шеломокской, поскольку в отличие от многослойного городища Кижирово поселение Шеломок-II является однослойным, и под этим названием описала ряд памятников (Очерки культурогенеза..., Томск, 1994, с. 310-312). Однако мы предлагаем оставить за этой культурой ее первое название, как наиболее длительно употреблявшееся - кижировская. Л.М. Плетнева справедливо датирует эту культуру на основании бронзовых изделий из Кижирово и Шеломка V-III вв. до н.э. (Плетнева Л.М., 1997, с. 35-45). Однако дату можно несколько уточнить: скорее нужно говорить о V-IV и, возможно, лишь о самом начале Ш в. до н.э. Кижировская культура входит в состав скифо-сибирского круга и в пределах Приобья является самой северной. Судя по опубликованному материалу, в Томском Приобье к этой культуре относятся поселения Шеломок-I и II, многослойные городища Басандайка, Кижировское, Козюлинское, Лагерный Сад, Нагорный Иштан и отдельные находки в ряде пунктов. В Новосибирском Приобье к ней относятся однослойные городища Каменный Мыс, Батурино-II и поселение Дубровинский Борок-I, два из которых очень хорошо датируются бронзовыми изделиями V-IV вв. (Троицкая Т.Н., Бородовский А.П., 1994, с. 41, рис. 3). Кижировские могильники пока неизвестны. Северные границы культуры остаются неясными. Во всяком случае она включает Томское Приобье и северную часть Новосибирского Приобья. Рис.1. Городище Батурино-II. 1 - план городища Батурино-II; 2-4 - керамика большереченского типа; 5-10 - керамика кижировского типа; 11 - профили сосудов большереченского типа; 12 - профили сосудов кижировского типов.
Рис.2. Бронзовые изделия. 1-6 - Бурбинские находки; 7-9 - Шеломок -II (по Л.М. Плетневой, 1977)
Одной из особенностей этой культуры является сочетание в ее памятниках двух типов керамики (кижировской и большереченской), резко отличающихся друг от друга техникой изготовления, формой венчика и в некоторой степени орнаментацией (рис. 1). Тесто керамики обеих культур содержит примесь дресвы, причем в кижировских сосудах кусочки дробленых камней крупные и местами видны на поверхности, четче прослеживается примесь органики. Примесь в большереченских сосудах мельче, тесто хорошо отмучено, поверхность ангобирована, иногда подлощена. У кижировских сосудов ангоб слабо прослеживается или отсутствует, иногда поверхность затерта пучком травы. В целом кижировская керамика выглядит грубее большереченской. Форма ее сосудов - слабо профилированные горшки, которые резко сужаются ко дну, плечики высокие. Резко отличаются друг от друга венчики сосудов. У большереченских они прямые или чуть загнутые внутрь, край чаще всего округлый, в поселениях преобладают сосуды баночной формы. У кижировских край может быть зауженным, отогнутым, с бортиком, косо срезанным и т.д., иногда по нему наносят насечки. Сосуды слабо профилированы, плечики высокие. Мотив орнаментации у обеих культур однотипен: это жемчужины, разделенные наклонными линиями, круглыми ямками, углом палочки и т.д. Но исполнение этого мотива различно. На кижировских сосудах орнамент расположен сразу же под венчиком одним, двумя, реже тремя поясами, на большереченских - на значительном расстоянии от края, одним, редко двумя поясами. В отличии от большереченских сосудов на кижировских орнамент чаще выполняется гребенкой, причем крупной. Такие отличия керамики говорят о том, что она изготовлялась различными группами населения, сохраняющими свои традиции, но эти группы были родственные друг с другом, о чем говорят одинаковые мотивы орнаментации и сосуществование на каждом поселении обеих групп керамики. Видимо, в одном поселении могли жить носители каждой из этих культур. И между ними могли заключатся браки. Отличие лишь в том, где какая керамика преобладала. В Томском Приобье и на севере Новосибирского число кижировской керамики в каждом комплексе достигает 82-88% а, в большереченском поселение Ордынское-9 ее только 12%. На поселение Крохолевка-11а их было примерно поровну. Видимо, где-то здесь, чуть севернее современного Новосибирска и проходила граница между этими культурами. Необходимо отметить, что в комплексах всегда встречаются отдельные сосуды, культурную принадлежность которых трудно определить: на сосудах с кижировским тестом может быть нанесен большереченский орнамент и наоборот. В IV-III вв. до н.э. на севере Новосибирского Приобья падает роль кижировских племен и усиливается роль большереченских: в имеющихся на этой территории могильниках с обрядом, характерном для большереченской культуры, встречены единичные кижировские сосуды. Так в могильнике Почта (Молодин В.И., Бородовский А.П., Троицкая Т.Н., 1996, рис. 115) встречены четыре баночных большереченских сосуда и один кижировский, в могильнике Высокий Борок (Троицкая Т.Н., Бородовский А.П., 1994, с. 16) найдено пять большереченских и три кижировских сосуда, в могильнике Крохолевка-V - четыре большереченских и один кижировский сосуд. На юге Новосибирского Приобья в Милованово-II, типичном большереченском могильнике IV-Ш вв. с кольцевым рвом и круговым расположением могил, выявлено 15 большереченских и один кижировский сосуд. Поскольку три первых могильника находятся в предполагаемой зоне обитания кижировских племен, подобное соотношение сосудов можно объяснить либо начавшейся ассимиляцией кижировцев, либо чересполосным проживанием носителей этих культур. Отличаются большереченская и кижировская культуры и характером поселений. В настоящее время известно более 50 большереченских поселений, все они не имеют укреплений. Судя по публикациям, к кижировской культуре относятся 10 поселений, из них два являются городищами: мысовое городище Батурино-II укреплено двумя рядами рвов и валом между ними (рис. 1), а Каменный Мыс - двумя рядами валов и рвом между ними. Жилища большереченской культуры полуназемные, состоят из одной или двух камер, в последнем случае второе помещение небольшое, имевшее подсобное хозяйственное назначение. Кижировские жилища однокамерные, полуназемные. Основным занятием населения этих культур было скотоводство, но, судя по публикациям, доля охоты и рыбной ловли у кижировцев была несколько выше. Бронзолитейное производство получило достаточно высокое развитие в поселениях этих культур. На территории поселений четко выражены производственные участки, обломки тиглей, льячек, остатки плавильных печей (Дураков И.А., Назарова О.Е., 1998, с. 22, 23; Плетнева Л.М., 1977, с. 23). Различаются и внешние связи населения этих культур. Бронзовые изделия, найденные в Томском Приобье, выполнены в скифо-сибирском зверином стиле, датируются в пределах V-IV вв. (Плетнева Л.М., 1976, с. 235-241; Она же. 1977, рис. 7, 10, 11, 12, 21). Часть из них найдена в слоях поселений Шеломок-II, Басандайка, Самусь-II, некоторые являются случайными находками. К тому же кругу изделий относятся ряд предметов из Степановской коллекции. Отмечаются тесные связи найденных изделий с тагарской культурой. Очень близки им Бурбинские находки из северного Причулымья (Бородовский А.П., Троицкая Т.Н., 1992, с. 57-63), хранившиеся в Томском краеведческом музее, а затем утерянные (рис. 2). Весь комплекс хорошо датируется V-IV вв. до н.э. Вероятно, вещи также проникли из зоны распространения тагарской культурой. Эти связи являются одной из черт кижировской культуры, поскольку основные аналогии большереченским изделиям ведут на территорию Алтая, Казахстана и Средней Азии. Кижировская культура прекращает свое существование в начале - середине Ш в. до н.э., когда на территории Томского Приобья появляются кулайские племена, в Новосибирском Приобье ее вытеснили большереченцы. Таким образом, на севере Верхнего Приобья в V-IV вв. до н.э. прослеживаются очень близкие между собой кижировская и большереченская культуры. Они отличаются друг от друга некоторыми особенностями керамики, соотношением присваивающего и производящего хозяйства и ориентацией внешних связей: кижировцами они осуществлялись по Томи и Чулыму, а большереченцами - по Оби и ее притокам. Решить вопрос о том являются ли эти культуры самостоятельными или вариантами одной культуры, можно будет лишь тогда, когда будут исследованы кижировские могильники.
|