Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Век просвещения. Российская империя в ХVIII веке
XVIII век в европейской и мировой истории. Экономические и социально-политические предпосылки преобразования традиционного общества в России. Россия в эпоху Петра I. Экономические и социально-политические предпосылки петровских преобразований. Основные реформы петровской эпохи: цели, содержание, характер взаимосвязи. Индустриальный скачок на феодально-крепостнической основе. Новые отрасли и районы размещения промышленности. Особенности российской мануфактуры. Формы и методы государственного регулирования экономики. Протекционизм. Социальная политика. Оформление абсолютной монархии, ее характерные черты и отличие от западно-европейского абсолютизма. Институты абсолютной монархии: Сенат, Синод, Коллегии. Губернская реформа. Магистраты. «Табель о рангах». Формирование «карьерного» дворянства, бюрократии европейского типа. Внешнеполитическая доктрина Петра I: от решения национальных задач к формированию имперской политики. Северная война и изменение геополитического положения России. Европейское Просвещение: духовная основа рационализма и модернизации. «Билль о правах», Конституция США и их влияние на европейскую мысль и радикализацию общественного сознания. Великая Французская революция. Наследие Петра I и эпоха дворцовых переворотов. Правление Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» второй половины XVIII века: его характерные черты, особенности и противоречия. Истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Наказ» Екатерины II и работа Уложенной комиссии. «Жалованная грамота дворянству». «Жалованная грамота городам». Усиление крепостной зависимости, поземельно-передельная община как основная форма крестьянского землепользования. Рост социальной поляризации и обособленности сословий. Стихийные народные движения. Восстание Е. Пугачева. Развитие отечественной промышленности и торговли. Роль промыслов. Дворянское предпринимательство. Привлечение частных капиталов. Административно-социальные реформы 1770-1790-х гг. Изменение геополитического положения в Восточной Европе. Рост внешнеполитического и военного могущества России. Борьба России за выход к Черному морю. Русско-турецкие войны. Вхождение Крыма в состав России. Россия и Речь Посполитая. Походы на Кавказ. Георгиевский трактат. Российские владения на Тихом океане. Российская империя как исторический феномен. Российская имперская модель государственности.
1. Какое из перечисленных государств НЕ ВХОДИЛО в состав Северного союза, созданного усилиями России для войны против Швеции? а) Польша б) Саксония в) Дания г) входили все указанные государства
2. Какие вопросы находились в ведении Статс-коллегии, созданной при Петре I? а) контроль за доходами государства б) контроль за внутриполитическим положением в) контроль за деятельностью государственных чиновников г) осуществление государственных расходов
3. Свод правил хорошего поведения в обществе, изданный в петровские времена, назывался: а) «Недоросль» б) «Властителям и судьям» в) «Юности честное зерцало» г) «Поучение детям дворянским»
4. Какая из указанных территорий НЕ ВОШЛА в состав России по условиям Ништадского мира? а) Ингрия б) Эстляндия в) Карелия г)вошли все перечисленные земли
5. Выберите верное утверждение. В XVIII в. в России: а) был построен Вышневолоцкий канал, связавший Петербург с бассейном Волги и Каспийским морем б) был сооружен Северо-Екатерининский канал, соединивший Каму и Северную Двину в) появилось и стало развиваться пароходное сообщение г) основной формой налогообложения был поземельный налог
6. Московский казенный Хамовный двор, созданный в конце XVII в. на р. Яузе, производил для нужд государства: а) сукно для пошива армейских мундиров б) парусное полотно в) канаты г) различные ткани для нужд царского двора 7. В 1722 г. в России был принят закон о порядке прохождения государственной службы – «Табель о рангах». Какой принцип был первоначально заложен в основу этого документа? а) общественное положение определялось не происхождением, а чином б) сыновья титулованных особ и знатнейшего дворянства получали чин по факту рождения в) доступ в дворянское сословие через военную или гражданскую службу был открыт только для купеческого сословия г) «Табель о рангах» позволял по достижении определенного ранга получить только личное дворянство
8. В 1685 г. в московском Заиконоспасском монастыре открылось учебное заведение, в котором преподавали как духовные, так и светские предметы. Какое название вскоре получило это учебное заведение? а) Славяно-греко-латинская академия б) Московский университет в) Государева академия г) нет верного варианта ответа
9. Политика протекционизма в период правления Петра I проявилась: а) во введении новой системы прямого налогообложения б) в создании нового таможенного тарифа 1724 г. в) в создании новой категории населения - посессионных крестьян г) верны все варианты
10. Итог реформаторской деятельности Петра I состоит в оформлении: а) абсолютизма; б) сословно-представительной монархии; в) принципа разделения законодательной и исполнительной власти.
11. Первоначально основной целью «Великого посольства» 1697-1698гг. было: а) создание союза для войны со Швецией; б) распространение православия в Западной Европе; в) создание коалиции для продолжения войны с Османской Империей.
12. В первой четверти XVIII в. русская армия стала укомплектовываться рядовым составом на основе: а) всеобщей воинской обязанности; б) свободного найма; в) рекрутской повинности.
13. Политика меркантилизма это: а) накопление богатства страны путем превышения экспорта над импортом; б) внешние займы; в) ввоз новейшей техники.
14. Что означала ликвидация патриаршества при Петре I и введение Синода: а) окончательную победу светской власти над церковью; б) усиление роли местных священников; в) укрепление роли монастырей.
15. Назовите высшее государственное законосовещательное учреждение России при Петре I: а) Посольский приказ; б) Ревизион – коллегия; в) Сенат.
|