Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От реальности бытия к бытию реальности






Понятие бытия является по существу синонимом понятия реальности: реально то, что есть, что обладает бытием. Существовать - значит, быть так или иначе реальным. Небытие, или ничто, не существует. Хотя Платон, например, утверждал противоположное - о существовании небытия. И аргументировал это свое утверждение следующим образом: нельзя " иметь мнение, но ничего не мнить1"; " ложное мнение - это мнение о несуществующем1". В данном случае, на наш взгляд, неоправданно переносится существование с того, кто мнит (он, как субъект, действительно существует), на то, что мнится (оно существует лишь мысленно). Предмет мнения - продукт познавательной активности самого субъекта. Им утверждается реальность только этой активности. Иллюзию реальности " мнимого" упрочивает здесь также и естественная реификационная (" овеществляющая") функция языка. Ничто есть ничто (пустое место), но с точки зрения языка оно, как член предложения (такого, например: ничто не существует), уже нечто. Вообще языковое выражение бытия с неизбежностью парадоксально: " есть (существуют) вещи, которые не существуют" или " имеются объекты, не имеющие бытия". Языковая реификация в связи с проблемой бытия особенно заметна в английском. Вот мы говорим: Ничего нет. Англичанин же эту мысль выражает так: " There is nothing", что буквально означает " есть (имеется, существует) ничто".

Мир как целое, которым занимается философия, естественным образом распадается на " Я" и " не-Я", на человека и внешний мир. " Распад" этот настолько очевиден, что не требует особых разъяснений - его чувствует и где-то понимает каждый. Философия, верная своей " общей" природе, выражается здесь предельно абстрактно: отношение материального и духовного, материи и сознания.

Репутация этого отношения как философской проблемы сильно пострадала от по-школьному упрощенной марксистской его трактовки: что первично - материя или сознание? Не в этом, не в первичности-вторичности здесь суть дела, а во взаимосвязи сознания и материи. Эту взаимосвязь в виде единства души и тела представляет и постоянно " носит с собой" каждый из нас. К сожалению, структуры и механизмы данного единства мы пока не знаем, наука все еще далека от их открытия. Задача философии - по возможности приблизить это время. Каким конкретно образом? Через аналитическое уточнение самой возможности единства материи и сознания. Через сознательное заострение существующей здесь проблемы. Но главное - через разработку и выявление преимуществ соответствующих стратегий исследования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал