Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путин во главе энергомафии борется с коррупцией






Вчера в 18: 40Expert Consultant138527262

Теги: владимир путин, коррупция, энергетика, аналитика

Кампанию по борьбе с коррупцией В. Путин начал ещё В конце 2011 года. На заседании правительственной комиссии по развитию электроэнергетики, Путин обрушился на менеджмент энергокомпаний, аффилированный с частными фирмами, через которые из оборота отрасли выводятся средства — как правило, в офшоры. Однако многие эксперты ещё тогда полагали, что пострадают «мелкие сошки» и неугодные режиму субъекты, а путинская «элита» останется нетронутым, т.е. «борьба» не направлена против могущественной «элитной коррупции», а рассчитана на два-три месяца, и видимо, «победоносно» завершится как раз к президентским выборам.

Так и получилось. С начала этого года экспертное сообщество обсуждало информацию о том, что пять ключевых персон в российской власти получили новые позиции за последние дни 2011 года: Сергей Иванов – в Кремле, Сергей Нарышкин – в Думе, Дмитрий Рогозин (оборона) с Владиславом Сурковым (модернизация) – в правительстве, и Игорь Сергун – в ГРУ. Но почему-то все упустили факт, что на фоне борьбы с коррупцией в энергетике, инициированная премьером В. Путиным в преддверии мартовских президентских выборов в РФ, изменения не коснулись верхушки этой самой непрозрачной отрасли российского хозяйствования.

А за несколько дней до выборов, правительство удалило неугодных из энергокомпаний. На этот раз в «чёрный список» попали люди Сечина, а вместо них назначили людей, которые, согласно сообщению издания «Коммерсантъ» со ссылкой на источник в «Транснефти», «имеют весьма условное представление об отрасли». Список кандидатов в совет директоров «Зарубежнефти» покинула вице-президент «Роснефти» Лариса Каланда. В списке по «Транснефти» ту же Ларису Каланду и вице-президента РАН Александра Некипелова сменят ректор московской школы управления Сколково Андрей Волков и совладелец «Итеры» Игорь Макаров. В совет директоров «Транснефти» войдет глава правозащитной организации «Сопротивление» Ольга Костина. Из совета директоров «Роснефти» уйдет глава «Транснефти» Николай Токарев и руководитель «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов. Их заменят президент Банка Москвы Михаил Кузовлев и президент UCP Илья Щербович. Новым независимым директором «Роснефти» вместо главы ВТБ Андрея Костина станет вице-президент РАН Николай Лаверов.

Принцип нового отбора понятен. Вспоминается, как в 2008 году топ-мереджеры «РАО ЕС России» Андрей Раппопорт и Александр Чистяков «подали в отставку». А в итоге оказалось, что они покинули энергетическую отрасль лишь после того, как обеспечили «теплые места» и стали совладельцами нефтяной компании Ruspetro.

Раппопорт начинал карьеру в Альфа-банке, в конце 1990-х работал вице-президентом ЮКОСА, в 1998 году перешел в РАО «ЕЭС России» и сначала занял пост заместителя главы Анатолия Чубайса, а позже возглавил «Федеральную сетевую компанию» (ФСК). С 2002 его заместителем был Чистяков, который до этого курировал инвестиционную деятельность РАО «ЕЭС России». А теперь двум бизнесменам принадлежит 48 процентов акций Ruspetro, которая оценена в 1-1, 2 миллиарда долларов. Её совокупные разведанные запасы оцениваются в 2, 1 миллиарда баррелей нефти. Добыча компании составляет около 4, 5 тысячи баррелей в день, половина которой идет на экспорт.

Кстати, интересно, как бывшие энергочиновники стали владельцами такого состояния? Может быть, они подставные лица и владеют акциями Ruspetro фиктивно, а реальным владельцем 48% этой компании является совсем другой человек?

Именно поэтому, все эти «чистки» похожи на предвыборный PR-спектакль с плохой режиссурой. Тем более что, несмотря на острую критику отрасли со стороны В. Путина, и министр С. Шматко со своей «командой», а также первый «энергетический» вице-премьер В. Зубков, остаются на местах (хотя ходят слухи об отставке Шматко, но Зубкова это не коснётся). Более того, дополнительно к имевшимся полномочиям Зубкову, после парламентских выборов РФ 2011 года, Путин передал новые сферы кураторства — соцобеспечение, здравоохранение, культуру и строительство доступного жилья.

А также, на фоне мартовского указа президента Д. Медведева о несовместимости политических и хозяйственных должностей, В. Зубков продолжает совмещать пост председателя совета директоров государственного энергогиганта АО «Газпром». Согласно же указа Президента РФ, он еще к 1 октября прошлого года должен был покинуть совет директоров. Получается, что Путинская верхушка энергетической отрасли остаётся неприступным.

Вышеизложенное ещё раз указывает на клановый характер отношений в российской энергетике. Ещё прошлым летом мы писали, что начатая в марте прошлого года президентом Д. Медведевым вывод госчиновников из советов директоров государственных предприятий имел «кампанейский характер» и что «элита» Путина «вскормлена» именно в госкомпаниях: «...в свое время, будучи президентом, г-н Путин назначил лояльных чиновников своего правительства на ключевые должности в крупных компаниях энергетики, транспорта и военной промышленности. Например, тот же Игорь Сечин, заместитель премьер-министра, курирующий нефтедобывающей промышленностью, долгое время был председателем совета директоров государственной нефтяной компании НК «Роснефть». Во время правления Путина находящиеся в государственной собственности энергокомпании стали значительной силой экономики за счет притеснения частного бизнеса.

Эксперты считают, что строительство корпоративно-коррупционного государства в России начато Путиным восемь лет назад, с ареста М. Ходорковского. Тогда Путин убрал главного спонсора политической оппозиции и самую мощную альтернативную силу, а основной источник бюджета страны — «Газпром» передал в управление своим бывшим подчиненным Дмитрию Медведеву и Алексею Миллеру.

По словам бывшего советника президента Илларионова, Путин делит свое окружение на две категории: одна «экономическая группа», с которой он обсуждает экономические вопросы, и вторая - «бизнесмены», с помощью которых осуществляет контроль имущества и финансов в стране. Единственным человеком, входящим сразу в обе категории является Игорь Сечин, незаменимый единомышленник Путина, как в бытность на должности мэра Санкт-Петербурга, так и в Кремле».

По мнению экспертов, клан Путина контролирует активы в 4, 5 триллионов, что составляет 10-15% годового ВВП России. В стране крутятся коррупционные деньги в объеме трехсот миллиардов, что равно одной четверти ВВП.
После смещения с должности начальника администрации президента А. Волошина, премьер-министра М. Касьянова и ликвидации РАО ЕЭС «люди в формах» полностью сменили клан Ельцина.

На должности назначили сотрудников КГБ, СВР, ГРУ, МВД, которые заняли 42, 3% от всего состава правительства. 25, 6% правящей силы составляют должностные лица и бизнесмены Санкт-Петербурга. 78% ведущих политических должностей в администрации президента, обоих палатах парламента и во всех органах исполнительной власти занимают связанные с КГБ лица.

Друзья Путина, не известные до того Г. Тимченко, Ю. Ковальчук и братья Ротенберги в период его правления стали миллиардерами. Основной акционер банка «Россия» Ю. Ковальчук контролирует крупнейшие активы страны, пенсионный фонд ГАЗФОНД, страховую компанию СОГАЗ и медиа-холдинг Газпром-Медиа. В настоящее время должность заместителя министра внутренних дел занимает Олег Сафонов, Валерий. Голубев помощник генерального директора «Газпрома», департаментом экономической безопасности руководит Евгений Школов. Все трое бывшие офицеры КГБ и старые друзья Путина.

В «пылу» сегодняшней антикоррупционной борьбы Минэнерго требует от компаний сведения о руководителях и заместителях руководителей, членах их семей и близких родственниках. Однако Премьер-министр заботится не только о друзьях, но и их семьях и родственниках. Сын Юрия Ковальчука, Борис Ковальчук сначала был назначен руководителем департамента национальных проектов правительства, а затем управляющим монополиста импорта-экспорта электроэнергии страны ИНТЕР РАО ЕЭС. Его, естественно, никто не тронет. О «практике» замены чиновников, на хозяйственных должностях своими же домочадцами мы говорили в своих публикациях еще летом прошлого года. С тех пор так и ничего не изменилось.

Вследствие такого кланового управления, согласно докладам Transparency International (TI), деловой климат в пределах российского энергетического сектора в последние годы стал менее прозрачным и более коррумпированным. В итоге, по оценкам TI за 2011 год, в списке стран по уровню коррупции, Россия стоит на 143-м месте среди исследуемых 183 государств. И это страна, где по итогам 2011г. компании нефтегазового сектора могут направить на выплату только дивидендов, более 300 млрд. руб. (10 млрд. долларов), не считая разных бюджетных и прочих налогов и платежей, что почти вдвое больше, чем годом ранее. Но из-за общероссийской коррупции непонятно, в чьих карманах оседают эти барыши.

Ясно, что главные антикоррупционные «баталии» происходят на уровне среднего и низшего звеньев энергетической отрасли. Так, Премьер-министр РФ Владимир Путин 19 декабря 2011 года провел совещание по развитию электроэнергетики, на котором подверг критике работу компаний отрасли, предложив им подготовить кадровые решения.

Сразу же, как по указке «пахана» в криминальном сообществе, об уходе со своих постов заявили упомянутые на совещании председатель правлений некоммерческого партнерства «Совет рынка» и ОАО «Администратор торговой системы» Дмитрий Пономарев, председатель правления Некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков Юрий Желябовский, топ-менеджеры филиала Федеральной сетевой компании «Магистральных электрических сетей (МЭС) Урала», «Холдинга МРСК», «Тюменьэнерго», а также ФСК. Руководство «Газпрома» уволило трех топ-менеджеров - зампреда правления Александра Ананенкова, начальника департамента по работе с органами власти Виктора Илюшина и начальника департамента по управлению имуществом и корпоративным отношениям Ольгу Павлову. Директор МЭС Урала заявил, что решил уволиться, поскольку не хочет допустить влияния обвинений, произнесенных в его адрес, на репутацию компании(?!), а первый заместитель правления ФСК Александр Бобров объяснил свою отставку тем, что выполняет решение государства, так как работает в госкомпании(?!). Что касается главы НП «Совет рынка» Дмитрия Пономарева, ему Путин инкриминировал владение «Московской энергетической биржей» (занимается оптовой перепродажей электроэнергии) и связь с ЗАО «РусПауэр».

Министр энергетики России Сергей Шматко в конце декабря заявил, что в отношении этих руководителей будет проведено служебное расследование. Более того, Минэнерго РФ передало в правоохранительные органы материалы по итогам проверки руководителей энергокомпаний, и «...даже возбуждено ряд уголовных дел». Об этом вице-премьер Игорь Сечин сообщил буквально через неделю после совещания с председателем правительства Владимиром Путиным. Сечин отметил, что была проведена дополнительная проверка, по результатам которой были уволены «ряд менеджеров». Кроме того, по его словам, инициированы проверки аналогичных сведений в отношении других крупнейших инфраструктурных компаний, таких, как «Транснефть».

Интересно, как смогли российские правоохранители за одну, предновогоднюю неделю сначала проверить, а следом — возбудить «...ряд уголовных дел» против такой огромной компании, как МРСК, суммарная капитализация которого на ММВБ, на 23 декабря 2011 года составляла 5, 96 млрд. долларов?

По мнению многих экспертов, рынок также не очень верит в реальность борьбы с коррупцией, скорее заявления чиновников рассматриваются как элемент предвыборной кампании. Озвученные сведения не производят впечатления серьезного расследования. С другой стороны, Владимир Путин породил новые риски в секторе — отставки приведут к замедлению рассмотрения фундаментальных вопросов, таких как корректировка инвестпрограмм и выработка тарифных решений.

В итоге, ценные бумаги ФСК и МРСК, чьи руководители чаще других фигурировали в выступлении премьера, за последние недели 2011 года подешевели на 9 и 4%. Очевидно, что пристальное внимание властей к сектору пугает инвесторов.

А с другой стороны, в «разгар борьбы с коррупцией» в российской энергетике, правительство РФ приняло решение передать крупнейшей российской нефтяной компании ОАО НК «Роснефть», подконтрольной государству и лично В. Путину, три участка недр на внеконкурсной основе. Соответствующее распоряжение размещено в конце декабря прошлого года, в банке данных федеральных нормативных и распорядительных документов. Согласно этим официальным документам, «Роснефть» получила исключительное право разведки и добычи по совмещенной лицензии на Центрально-Баренцевом, Персеевском и Федынском участках. Это прямое нарушение антимонопольного законодательства России.

Общеизвестны интересы самого В. Путина к энергокомпании «Сургутнефтегаз». На какие счета оседают миллиарды «Сургутнефтегаза» пока неизвестно, так как крупнейшие акционеры компании до сих пор сохраняют инкогнито. В отчетах нефтяной компании они фигурируют как номинальные держатели, чьи названия не о чём не говорят. По имеющимся данным, 8, 1% акций предприятия принадлежит негосударственному пенсионному фонду «Сургутнефтегаз», а 91, 9% - «прочим акционерам» (Читай - Премьеру РФ).

Виктор Ющенко сообщал американским дипломатам о причастности к компании RosUkrEnergo экс-главы Украины Леонида Кучмы и нынешнего российского премьера Владимира Путина. Об этом говорится в депеше тогдашнего американского посла Джона Хербста от 25 января 2006 года, которая была обнародована сайтом Wikileaks. Хербст описывал встречу с Ющенко, которая состоялась 23 января и на которой присутствовали высшие чины США, где в разговоре Ющенко «не исключил того, что идея создания RosUkrEnergo могла принадлежать президенту Кучме в 2002 году», сообщает Kyiv Post. Хербст назвал компанию «подозрительной» и «непрозрачной», а также заметил, что ее роль на рынке растет. Судя по депеше, Ющенко назвал владельцами RosUkrEnergo Путина и нынешнего президента России, а тогда — бывшего главу администрации Дмитрия Медведева. Со стороны Украины RosUkrEnergo возглавляли Кучма и тогдашний глава «Нефтегаза» Юрий Бойко, говорится в депеше.

Что касается планируемой продаже аэропорта «Домодедово». Возможно, это всего лишь реакция на повышенное в последнее время внимание премьер-министра России Владимира Путина к проблеме оффшоров. Известно, что владельцы «Домодедово» (чьи личности до сих пор остаются загадкой) поручили инвестиционнму банку Goldman Sachs поиск покупателя для крупнейшего по пассажиропотоку российского аэропорта. То есть, сложившаяся ситуация является отражением затяжного противостояния собственников аэропорта и правительства. В итоге, владельцы просто хотят обезопасить себя и вывести капитал из-под удара. До этого, премьер-министр отметил, что он «абсолютно позитивно» относится к лозунгу: «Хватит кормить оффшоры».

Согласно постановлению правительства, госкомпании и госбанки обязаны предоставить информацию обо всех контрагентах, с которыми заключены договоры до февраля 2012 года. С теми, кто откажется раскрыть собственников, контракты предписано расторгнуть. Руководителям госкомпаний, которые не выполнят требования правительства, грозило наказание в виде увольнения. Постановление вышло вскоре после совещания, на котором премьер-министр страны Владимир Путин подверг критике работу госсектора в электроэнергетике. По словам председателя правительства, каждый второй топ-менеджер электроэнергетических госкомпаний оказался связан с коммерческими структурами. Путин поручил проверить госкомпании на связь с офшорами и коррупционные схемы.

Несмотря на это, вице-премьер И. Сечин госкомпаниям разрешил не узнавать информацию о собственниках своих клиентов. Кроме того, поставщикам и подрядчикам из числа публичных обществ, работающим с госкомпаниями, разрешили не предоставлять информацию об акционерах, чья доля не превышает пять процентов. Ранее правительство обязало все госкомпании выяснить собственников фирм, с которыми у них заключены договоры.

Несомненно, такая «выборочная» антикоррупционность свидетельствуют о «растерянной реакции» В. Путина, застигнутого врасплох размерами и природой народных протестов. Ближайший круг Путина, фактически правящий страной – это команда совершенно непопулярных в России людей, каждый из них по-своему нелюбим народом и даже антигерой. Популярность Путина служила своего рода компенсацией непопулярности его окружения и использовалась как очень комфортная крыша целым режимом. Но вдруг его рейтинги начали резко падать, поддержка народа уже не кажется такой незыблемой, и персонально у Путина сейчас очень сложная ситуация.

Чем ещё можно объяснить инициированную Путиным энергетическую антикоррупционную кампанию?
Наказание «мелких сошек» даёт две несомненные выгоды: то, что они зарабатывали, заработает верхушка, а в глазах избирателей, перед президентскими выборами, Путин попытался показать себя борцом с коррупцией. Но, как можно бороться с самым собой? Ведь во главе энергетической пирамиды стоит сам Путин?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал