Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пропал голосок…что делать.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Утрату голоса хоть раз в жизни испытал каждый из нас. К вынужденной немоте порой могут привести простуда, громкий крик или профессиональные перегрузки. К счастью, в большинстве случаев голос к нам возвращается. Потеря голоса у ребенка — очень тревожный сигнал. Что приводит к этому? Как избежать столь неприятного явления, а если оно возникло, как преодолеть его? Жертва стресса Занятые собственной карьерой молодые женщины сейчас рано отдают детей на руки бабушек, нянь или гувернанток. Но ни один, даже суперпрофессиональный, воспитатель не может заменить малышу маму. Особо чувствительный человечек остро переживает отсутствие родного тепла ласковых маминых рук. а поэтому растет замкнутым, ранимым, нервным. У такого ребенка может развиться психогенная афония или дисфония. Сильный испуг или стресс приводит к возникновению в центральной нервной системе малыша очага запредельного торможения. При этом нарушается подача нервных импульсов от речевых центров головного мозга к голосовым связкам, что и вызывает полную или частичную потерю голоса В первом случае (при афонии) ребенок не может издать ни единого звука и производит на окружающих впечатление немого, хотя отлично слышит и понимает обращенную к нему речь. Восстановление голоса при полной афонии возможно. Как правило, для этого бывает необходимо еще более сильное потрясение, способное уничтожить очаг торможения и соединить разорванные в организме связи. Сами понимаете, без последствий для психики такое не проходит... С частичной потерей (при дисфонии), когда голос „пропадает" либо в определенной ситуации, либо при общении с каким-то конкретным человеком, можно справиться на фоне эмоционального благополучия. Для этого достаточно, чтобы ребенок оказался в привычной и желательно комфортной обстановке, исключающей любые раздражающие факторы. При психогенной дисфонии обычно звонкий и громкий детский голосок становится вдруг тихим и сдавленным. Сам малыш объясняет это так: „Меня как будто кто-то схватил за горло, и стало трудно говорить". На самом деле этот „кто-то" — страх, от которого нормальный голос снизился до шепота. Такое довольно часто происходит во время детских утренников. Дома, готовясь к праздничному выступлению, ваш маленький артист в окружении родни свободно читает стихи. А стоило ему оказаться перед незнакомыми зрителями в детском саду, он вдруг замолк, не в силах издать пи звука. При этом кроха очень переживает из-за своей „немоты", но понять, а тем более объяснить ее причину не может. В данной ситуации ни в коем случае нельзя упрекать или наказывать малыша, заострять внимание на его неудаче Неправильное поведение взрослых может закрепить страх речи, который будет сопровождать ребенка на протяжении всей его жизни. Особенно ярко это может проявиться в школе. Ученик с подобной проблемой, даже превосходно зная материал, нередко стоит у доски „истуканом" или еле слышно бубнит что-то себе под нос. Встречаются случаи, когда кроха замолкает, едва переступив порог яслей или детского сада (а нередко и школы). Для подобной реакции достаточно услышать обидное слово воспитательницы в свой адрес или оказаться незаслуженно наказанным.
Кричите тише! Афония и дисфония могут возникнуть также вследствие перенапряжения голоса. Неправильная техника голосо- подачи или форсированный крик, громкое пение в сочетании с хроническими заболеваниями гортани и носоглотки — все это приводит к тому, что голос утрачивает нормальное звучание. Такую картину врачи наблюдают также и при острых и хронических ларингитах. Ребенок может утратить голос после удаления папиллом или опухолей в области гортани и на голосовых связках. В этом случае речь идет о послеоперационной афонии. Проявления органической афонии и дисфонии во многом схожи: ребенок изо всех сил старается, выдавить" из себя слова или звуки, но у него ничего не получается. Лечение таких заболеваний потребует ото всех времени и терпения. В первую очередь врачам необходимо устранить патологические изменения в детской носоглотке и гортани; избавить малыша от ринита, тонзиллита, ларингита, папиллом, полипов и прочего. Задача родителей — постараться создать дома такую обстановку, чтобы ребенку не приходилось говорить чересчур громко, а тем более кричать. Малыша придется с особой тщательностью оберегать от любых простудных и инфекционных заболеваний. Поиграем с пользой Что же можно посоветовать, если ваш малыш неожиданно потерял голос? Если причина этого — психогенная афония или дисфония, ребенка необходимо показать психологу. Специалист, прежде всего, постарается снять всевозможные страхи у маленького пациента, помочь ему вернуть уверенность в себе и в своей речи. Как вы понимаете, для этого нужна и поддержка семьи, оптимистичны!! настрой самых близких людей. Обычно после психотерапевтической подготовки можно приступать к занятиям с логопедом. Специальные упражнения помогут малышу вернуть нормальный голос. Даже если ребенок полностью утратил способность к звучному высказыванию — такое встречается после перенесенной психической травмы или в результате операции, — у него сохраняется возможность кашлять, смеяться и зевать. Выполняя эти простые действия, он непроизвольно издает звуки. На этом и строится дальнейшая логопедическая работа. Вспомним гласные. Используя зевательное движение, произнесите вместе с малышом сначала звук „а-а-а", затем — „о-о-о". Подобным образом поработайте над другими гласными: „у", „э", „и", „ы". Главное, чтобы они получались звонкими и достаточно громкими. Проговариваем звуки отдельно. Для этого хорошо использовать разные игровые ситуации: ~ укачивая любимую куклу, напеваем: „А-а-а"; ~ показывая ребенку забавную игрушку, вместе с ним восхищаемся: „О-о-о! "; ~ погрозив пальчиком „непослушному" мишке, приговариваем: „Э-э-э! "; ~ пуская в тазу или ванной игрушечный кораблик, гудим, подражая настоящей пароходной трубе: „У-у-у! ". Произносим вместе слоги, покашливая: „Ка-ка-ка; ко-ко-ко; ку-ку-ку; ки-ки-ки; ке-ке-ке". Затем, поставив впереди гласную: „Ак-ак-ак; ок-ок-ок; ук-ук-ук; ик-ик-ик; эк-эк-эк". Можете при этом показывать ребенку различные занимательные картинки и в соответствии с изображением озвучивать их: „Вот так кашляет курочка..., а это —кукушка..., мишка кашляет громко..., а гномик еле слышно...". Устроим веселую минутку! Как хохочет великан? Правильно: „Ха-ха-ха! " А забавный толстяк-медвежонок? Вот так: „Хо-хо-хо! " Кукла Катя хихикает тоненьким голоском: „Хи-хи-хи! ", а хитрая лиса Патрикеевна, завидев колобка, довольно усмехается: „Хе-хе-хе! " Теперь поиграем в жуков. Они летят и жужжат: „Ж-ж-ж! " Что, если дать им имена? Одного скарабея мы окрестим ЖА, а другого - ЖУ. Их товарищей можно назвать ЖИ, ЖЕ, и так далее. Пусть они исполнят нам свои песенки: „Ж-ж-ж-а; ж-ж-ж-у; ж-ж-ж-и; ж-ж-ж-е". Все эти упражнения — лишь незначительная часть того, что можете придумать вы сами. Пофантазируйте и вы, удивите малыша своими актерскими способностями. Кроха наверняка втянется в игру, предложенную мамой или папой, и станет активно помогать. В результате он постепенно выберется из своей вынужденной «немоты» и вновь обретет голос. Учимся дышать! Для того чтобы устранить органическую афонию и дисфонию, потребуется не менее кропотливая работа. Все начинается с общеукрепляющих мероприятий в кабинете лечебной физкультуры, где малышу помогут освоить не только всевозможные гимнастические упражнения, но и научат правильно дышать. Затем ваш путь — к логопеду, который поставит ребенку речевое дыхание. После предварительной консультации инструктора физкультуры и логопеда вы можете делать дыхательные упражнения с малышом и в домашних условиях. · Быстрый, не очень глубокий вдох через нос и продолжительный выдох (тоже через нос). · Быстрый и неглубокий вдох через нос и длительный выдох через рот. · Попеременно: вдох и выдох через одну ноздрю (другая прижимается пальцем к носовой перегородке), а затем — то же действие через другую ноздрю. · Вдох через одну ноздрю (другая прижата пальцем к носовой перегородке), выдох — через вторую. · Вдох через нос и толчкообразное выдыхание воздуха через нос. · Вдох через нос, выдох сквозь чуть сжатые губы. Очень эффективны и следующие приемы: · надувание воздушных шариков, · выдувание мыльных пузырей, · игра на губной гармошке, свирели или детской дудочке. Нагрузка при выполнении дыхательных упражнений (их делают сидя) должна начинаться с 20 сек, и увеличиваться до 2 мин. Число тренировок в день от 5 до 10. А самое главное — следите, чтобы ребенок не уставал. Занятия лечебной физкультурой и постановкой дыхания продолжаются не менее двух недель. Затем можно переходить к голосовым упражнениям. Они очень напоминают распевку вокалистов. Медленно произносим звук,, м " длительно, с сомкнутыми губами, ощущая, как звук отчетливо резонирует в нёбо. Нараспев проговариваем слоги: „ма", „мо", „му", „мэ", „мы". На одном выдохе, также нараспев, произносим исключительно сочетания гласных: „Лу, ао, аэ, аи, аоу, ауо, ауи, аоуи, аэуо ". Произносим гласные в сочетании со звуком „и", гласный при этом звучит коротко, а звук „й " — как можно более продолжительно: „аи..., ой..., уй..., эй... ит.д." После того как голос у ребенка восстановится, продолжайте работать, используя уже слова и предложения.
|