Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структурное выделение
Рассмотрим в качестве примера фотографию на рисунке 1. Обратите внимание, что главный центр внимания находится гораздо правее, чем этого требуют правила композиции, но, тем не менее, целующаяся пара сразу бросается в глаза. Что же заставляет взгляд скользнуть по изображению и остановиться именно там, в заветной точке? Посмотрите, как фотография разделена вертикальными и горизонтальными линиями. Все действие происходит в точке пересечения главной вертикали и единственной горизонтали. Но это еще не все. К ногам целующихся ведут диагонали: одна слева направо, вдоль коробок, а вторая из правого нижнего угла. Думаете, на этом все закончилось? Ну уж нет! Это мы рассмотрели только видимые линии, а ведь бывают еще и мнимые. Например, голова самого внушительного участника, красная машинка на коробке и грудь девушки образуют равнобедренный треугольник, слегка наклоненный вниз. Как вы знаете, зритель, читающий слева направо, визуальную информацию воспринимает слева сверху вниз по диагонали. Таким образом, взгляд попадает в основание треугольника и естественным образом опускается к самой острой его вершине, упирающейся, сами понимаете, во что. Если вы решили, что на этом можно закончить, то рекомендую немедленно передумать. Треугольник, вершинами которого являются глаз внушительного мужчины, его правая рука в кармане и правый кулак его приятеля в красном галстуке, ведет взгляд прямо в точку соприкосновения одушевленных персонажей. При этом, стороны треугольника проходят по лицам и рукам нарисованных людей, что не оставляет зрителю другого выбора, кроме как все это увидеть, скользя взглядом к поцелую. Самое главное – все описанное происходит в подсознании зрителя, то есть он не понимает, почему он смотрит в одну точку, а не в другую, ему кажется, что «оно само». Вообще, «оно само» – это волшебная мантра, которая стоит на границе между хорошей и плохой фотографией. Изображение на чувственном уровне воспринимается более естественно, чем на когнитивном (посредством осмысления); тогда и кажется, что «все само». В фотографии на рисунке 2 использован эффективный прием привлечения внимания посредством помещения смыслового объекта (воздушного шара) в композиционный узел на пустом фоне. Далее, взгляд зрителя перенаправляется по стрелке к флагу, откуда снова возвращается к шару. Карниз поддерживает кадр снизу, не позволяя выйти за его пределы. Таким образом, внимание распределено почти равномерно (с акцентом на воздушный шар) между двумя элементами изображения. Рисунок 3 – пример использования эффективного композиционного приема «рамка в рамке». Внимание при такой композиции концентрируется на «внутреннем» изображении. Важно то, что внешняя рамка значительно отличается по тону от внутренней, что заставляет рассматривать содержимое последней как отдельную фотографию. Люди у парапета настолько малы, что при другом построении кадра они могли бы остаться совершенно незаметными.
Данный прием универсален. На рисунке 4 вы видите, как он эффективно может быть использован в портретной съемке. Внутреннюю рамку образует капюшон, в то время как внешняя – это выведенный из глубины резкости фон. ЭФФЕКТ ПЕРСПЕКТИВЫ
Очень интересный эффект можно создать, выстраивая объекты в кадре таким образом, чтобы их относительные размеры не соответствовали реальности. В результате получается оптическая иллюзия, воспринимаемая зрителем как надругательство над реальностью. Особенно интригующе это выглядит на непостановочных уличных фотографиях (рисунок 6). Из-за того, что старик на втором плане кажется меньше продавца, но больше, чем фигура монаха, создается так называемая обратная перспектива, и старик кажется игрушечным. Статуя девы Марии на заднем плане делает иллюзию еще более правдоподобной, потому что ее размер подчиняется нормальным законам перспективы. Обратная перспектива – не самое лучшее средство для привлечения внимания к объектам в кадре, потому что, как правило, нереальность результата занимает зрителя больше, чем любой физический объект в кадре. Обратите внимание, насколько девушка на рисунке 5 более заметна, чем любой персонаж на рисунке 6. Конечно, фотография на рисунке 6 сложнее для восприятия и композиционно интереснее, но это нужно далеко не всегда. Кажущаяся простота предыдущего снимка лучше подходит для рекламного снимка, она дает возможность сконцентрировать внимание на том, чем занимается девушка.
|