| Появление термина «культура»
| С латинского
cultura — обработка, возделывание
| Первоначальная связь слова «культура» с возделыванием, обработкой земли (т.е. природы)
| Возникнув в эпоху земледелия, слово cultura зафиксировало меру участия человека в облагораживании природы.
|
| Оппозиция естественное (природное) — культурное (сотворенное человеком)
| 2-я пол. XVIII в. эпоха Просвещения, Жан Жак Руссо (1712-1778) французский просветитель
(«Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор»)
| Культура – это то, что отдаляет человека от естественной природы
| Функция культуры у Руссо — разрушающая. Культурные народы, по его мнению, " испорченные", морально " развращенные" по сравнению с " чистыми" первобытными народами.
|
| Культура – это духовная сторона общественной жизни, её ценностный аспект
| немецкие
просветители:
Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)- историк культуры, критик, поэт,
Иммануил Кант (1724-1804) родоначальник немецкой классической философии,
Гегель(1770-1831)
| Подчеркивали " созидательный", прогрессивный характер культуры. По их мнению, культура — это переход от более чувственного и животного состояния к общественному укладу. В животном состоянии, как они считали, культура отсутствует. С её появлением осуществляется трансформация человечества от стадного характера общего существования к общественному, от неконтролируемого к организационно-регулятивному
| Гердер трактовал культуру как ступень совершенствования человека и прежде всего ступень развития наук и просвещения. Культура — это то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития.
Кант: Культура - система гуманистических ценностей, это способность человека разумно по собств.воле ставить себе свобод.цели. Человек должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для др., в др.человеке видеть самоценность, а не средство достижения опред.целей, относиться к др., как он хотел бы, чтобы относились к нему. Кант связывал содержание культуры с совершенством разума, поэтому и социальный прогресс для него — развитие культуры как совершенствование разума.
Гегель: культура – применительно к индивиду «образованность», интеллектуальное развитие человека.
|
| Разделение культуры на материальную и духовную
| (марксизм)
Немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818 — 1883)
| Основываясь на материалистическом понимании истории, Маркс выдвинул в качестве глубинного основания культуры материальное производство, что привело к делению на материальную и духовную стороны культуры при доминировании первой. Таким образом он расширил содержательные границы культуры, включив в неё не только духовные, но и материальные образования.
| Заслуга Маркса в том, что он обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, показал культуру во всем социальном производстве, во всех социальных проявлениях. Кроме того, он увидел в культуре функциональную способность связывать историю человечества в единый целостный процесс.
|
| Первое научное определение культуры путем перечисления разнопорядковых
элементов, не связанных в систему:
| Английский этнограф Эдуард Бернетт Тайлор (1832—1917)(«Исследования в области древней истории человечества», «Первобытная культура», «Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации»)
| Основоположник эволюционистской школы, который представил широкое понимание культуры: культура – это сумма всех видов человеческой деятельности.
Утверждал, что на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода. Именно эта идея и попытка переноса идеи Ч.Дарвина на общественное развитие легли в основу эволюционизма.
| Культура по Тайлору - это сложное целое, слагающееся из " знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества" (описательное определение культуры)
|
| Рассмотрение соотношения понятий культура и цивилизация
| Эдуард Бернетт Тайлор,
Освальд Шпенглер (1880-1936) «Закат Европы»,
Альфред Вебер (1868-1958) – экономист и социолог,
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) - русский религиозный и политический философ («Философия свободы» и «Смысл творчества»)
| В подходе Э. Б.Тайлора к определению культуры заложена еще одна веха в становлении понятия культура. Это исследование соотношения понятий культура и цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный). Цивилизация иногда выступает как уровень, ступень развития культуры. Тайлор не делает различий между культурой и цивилизацией, для него культура и цивилизация в широком этнографическом смысле — тождественные понятия.
| Тайлоровское понимание характерно для английской антропологии.
Однако в немецкой (Шпенглер, А. Вебер) и русской традициях (Бердяев) цивилизация и культура противопоставляются. Культура понимается как " органическое" состояние общества, которому свойственны духовность и свободное творчество. В области культуры лежат религия, искусство, нравственность. Цивилизация, использующая методы и орудия, не имеет духовной составляющей, рациональна, технологична. По О. Шпенглеру, это " мертвое время" культуры.
|
| Аналогия между культурой и живым организмом все части которого,
выполняя свои функции, находятся в единой динамичной системе
| Огюст Конт (1798-1857) – франц.философ, родоначальник социологии,
Герберт Спенсер (1820-1903) – британский философ и социолог
| Оперировали биоорганической метафорой и рассматривали общество по аналогии с организмом (иногда механизмом, “агрегатом”), тесная связь с эволюционистскими трактовками исторического развития.
| Спенсер, напр., рассматривал эволюцию об-ва как процесс прогрессирующей структурной дифференциации, сопровождающейся дифференциацией функций по мере “роста” обществ, организма.
|
| Выявление функций структурных элементов культуры в отношении между
собой и по отношению к целому
(функционализм
| Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – французский социолог и философ,
Альфред Радклифф-Браун (1881-1955) - британский этнограф и культурный антрополог,
Брони́ слав Малино́ вский (1884-1942) - британский антрополог («Научная теория культуры»)
| Различие между причинным объяснением и функциональным объяснением: функциональный анализ рассматривался как необходимый компонент социол. исследования и должен был отвечать на вопрос о роли, к-рую то или иное социальное явление играет в установлении “общей гармонии” (социальной солидарности).
| Радклифф-Браун и Малиновский развили понимание общества как саморегулирующейся системы, состоящей из тесно взаимосвязанных и взаимозависимых частей, выполняющих функции по поддержанию и сохранению целостности и жизнеспособности системы. Малиновский исходил из принципа “универсальной функциональности” и связывал возникновение и развитие социальных институтов с человеч. потребностями (физиол., эмоц., культурными).
|
| Относительность сравнения ценностных установок культур в силу их
самобытности, целостности и жизнеспособности (культурный релятивизм)
| Мелвилл Херсковиц (1895- 1963)американский этнограф, антрополог, один из основателей африканистики и изучения афроамериканцев в США.
Франц Боас (1858-1942)— американский антрополог, лингвист и естествоиспытатель, один из основателей современной антропологии («отец американской антропологии)
| Культурный релятивизм — направление в этнографии, отрицающее этноцентризм —системы оценок, признающей все культуры равными. Каждая культура является уникальной системой ценностей.
|
|
| Включение личности (с ее сознанием и подсознанием, рациональными и
иррациональными моментами) в культуру
| Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, психиатр, невролог
«Недовольство культурой»
| психологическая антропология,
психоанализ
| Фрейд видел в культуре систему запретов, которые она налагает на Ч., обуздывая некоторые его инстинкты (напр.агрессив). Но всякое ограничение, тем более запретное, воспринимается людьми болезненно и вызывает недовольство. И культура тоже – отсюда негативное отношение людей к культуре
|