![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система Эльконина-Давыдова
Системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системеЭльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы.
в 7 школах в настоящее время учат по системе эльконина-давыдова + n кол-во частных школ
1. В настоящее время образовательная система Эльконина – Давыдова продолжает набирать силы в массовой отечественной и зарубежной школах: – по данным АПКиПРО классы системы Эльконина – Давыдова представлены в 69 регионах РФ, с численностью учащихся более 40 тыс. человек; – разработаны учебно-методические комплекты по основным учебным предметам в начальной четырехлетней школе (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство и художественный труд, музыка), а также программы и учебные пособия для основной школы (5–6-й классы) в рамках Конкурса НФПК, а также экспериментальные учебные предметы (физика, география, биология, химия, математика, литература и русский язык) для основной школы (7–9-й классы); – в 2000 году создана силами МАРО и Открытого института «Развивающее образование» (ОИРО) Экспериментальная площадка «Подростковая школа в системе Эльконина – Давыдова», в 2004 году Открытому институту присвоен статус Федеральной экспериментальной площадки МО РФ, которая работает по сетевому принципу и где идет разработка и апробация нового содержания и организационных форм обучения по предметам естественно-математического цикла; – налажены контакты и идет работа над созданием совместного образовательного российско-американского проекта в области математического образования, построенного на принципах и идеях Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с использованием учебно-методического комплекта по математике для начальной школы авторов В.В. Давыдова, С.Ф. Горбова, Г.Г. Микулиной и О.В. Савельевой; – проведена переподготовка более 50 000 учителей из разных регионов России. Созданы региональные центры развивающего обучения в 16 регионах России; – организовано олимпийское движение школьников, обучающихся по системе РО, проведено 10 Международных олимпиад школьников, в которых приняло участие 3500 учеников 2–9-х классов из 34 регионов России. На местах стали проводиться региональные олимпиады школ РО; – создана сеть школ через функционирование региональных центров (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Казань, г. Екатеринбург, г. Новосибирск, г г. Калининград, г. Самара, г. Ярославль, г. Волжский, г. Магнитогорск, г. Пермь, г. Улан-Удэ, г. Магадан, г. Южно-Сахалинск, г. Томск, г. Красноярск, г. Новокузнецк и др.) и сеть Экспериментальных площадок МАРО; – по результатам мониторинга качества обучения в 2002–2003 учебном году в рамках широкомасштабного эксперимента получены высокие результаты по русскому языку (программа В.В. Репкина и др.) и литературе (программа Г.Н. Кудиной и др.) в начальной школе. 2. Создана целостная концепция начального образования в системе Эльконина – Давыдова, в которой описаны возрастные этапы построения начального этапа образования (1–5-й классы). 3. Разработана педагогическая технология контрольно-оценочной деятельности в начальной школе на основе принципа безотметочной системы обучения. 4. Разработана и описана модель организации учебного сотрудничества младших школьников. 5. Ведется в рамках проекта «Информатизации системы образования» НФПК и МОиН РФ разработка инновационного учебно-методического комплекса «Новая начальная школа» и ИУМК для основной школы. 6. Разработан программный комплекс «КОД» (контрольно-оценочная деятельность), с помощью которого возможен переход на новый уровень управления качеством образования в школе развивающего обучения. 7. В рамках Федеральной программы развития образования специалистами РО разработаны контрольно-измерительные материалы по мониторингу образовательных достижений выпускников начальной школы.
22.Психология воспитания: предмет, задачи и методы. Стили воспитания Главная цель: воспитание является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Задачи психологии воспитания: 1. Раскрыть психологические и личностные особенности и возможности каждого возрастного этапа, учёт которых позволит максимально развивать личность в каждом возрасте. В связи с этим - создание портрета личности для каждого возрастного периода. 2. Выявление качественных сдвигов в развитии личности ребёнка под влиянием воспитания. Выяснение того, как целенаправленные воспитательные меры взаимодействуют с внутренними психологическими особенностями человека, как это взаимодействие влияет на формирование его личности. 3. Изучение процесса формирования мотивационно-потребностной сферы: потребностей и мотивов, под влиянием которых складываются черты характера, привычки, развивающиеся под воздействием воспитания и обучения. Это особенно важно, так как «усвоение нравственных форм поведения без соответствующих мотивов ведёт к формированию своеобразного нравственного формализма». 4. Выяснение оптимальных с точки зрения целей воспитания условий педагогического воздействия. 5. Особенности современной ситуации детства требуют постановки актуальной задачи психологии воспитания, которую определила В.В. Абраменкова. Изучая детскую картину мира, систему отношений ребёнка с миром. Она говорит о том, что «устранение негативных факторов современной социальной ситуации развития детства возможно на путях гуманизации прежде всего отношений взрослого сообщества к миру детства, в обеспечении особого (одухотворённого) пространства детской жизни. Это даст ребёнку защиту от негативного влияния агрессивной среды, повысит уровень его психоэмоционального благополучия и нравственно-духовного здоровья… Гармонизация связей личности с миром является условием полноценного взросления… и критерием его личностного развития.» Общая цель современного воспитания - сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Специальные цели воспитания, соответствующие современным тенденциям общественного прогресса заключаются в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, которые честолюбиво стремятся к достижению успехов. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя. Методов очень много. Классификация методов по критерию источников передачи содержания: словесные, практические и наглядные методы. Стили воспитания Остановимся подробнее на двух особенно часто встречающихся типах воспитания: авторитарный и демократический. Противники авторитарного стиля указывают, что он приводит к формированию у воспитанника пассивной личностной позиции, конформизма, бездумной зависимости от навязанного авторитета. Эти аргументы во многом справедливы. Ребенок, с малых лет приученный только подчиняться, утрачивает творческое начало, стремится уходить от ответственных решений; ему недостает инициативы и самостоятельности. В то же время формируется скрытая, бессознательная жажда власти. Обретя в зрелом возрасте достаточно высокий статус, такой человек как бы мстит окружающим за перенесенное в детстве унижение, прибегая в свою очередь к жестким методам руководства подчиненными и воспитания собственных детей. В противовес авторитарному выдвигается демократический стиль воспитания. В рамках такого подхода ребенок рассматривается уже не как объект воздействия, а как равноправный субъект взаимонаправленного диалога. Очевидно, что именно такой стиль является идеалом воспитания. Однако исключительная приверженность ему также чревата серьезными проблемами. На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапе может рассматриваться не иначе как воздействие старшего на ребенка. Но по ходу развития процесс постепенно приобретает взаимонаправленную форму, поначалу резко асимметричную. Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижении зрелости. Задача старших — чувствовать темп этого поступательного процесса и не предпринимать бесполезных попыток его затормозить или ускорить. Итак, элементы авторитарного стиля воспитания на определенном этапе развития ребенка могут сыграть положительную роль. Но если отношения в семье постоянно строятся на авторитарных принципах, это приводит к искажениям в развитии личности. В равной мере и противоположная крайность может породить распущенность и личностную незрелость.
23.Гуманистический подход к воспитанию. Цель воспитания в этом подходе видится в развитии, имеющихся у ребёнка потенций. Распространённая сейчас в представлениях многих современных людей идея развития, так поглотила человеческое сознание, что это понятие стало почти магическим. Если речь идёт о развитии то под этим подразумевается нечто очень положительное, хорошее или лучшее. Г. Олпорт Одним из главных постулатов теории Олпорта является положение о том, что личность представляет собой открытую и саморазвивающуюся систему. Он исходил из того, что человек – прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Утверждая, что «личность – это открытая система», он как бы подчеркивал значение окружающего для ее развития, открытость человека для контактов и влияния внешнего мира. При этом Олпорт утверждал, что это общение личности с обществом представляет собой стремление не к уравновешиванию со средой, а к взаимообщению, взаимодействию.
|