![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие сведения. Этапы исследования методом наблюденияСтр 1 из 5Следующая ⇒
Этапы исследования методом наблюдения 1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации. 2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных. 3. Создание плана наблюдения. 4. Выбор метода обработки результатов. 5. Собственно наблюдение. 6. Обработка и интерпретация полученной информации. овседневной жизни) и лабораторным. Преимущества метода наблюдения § Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения. § Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д. § Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. § Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения § Оперативность получения информации § Относительная дешевизна метода Недостатки метода наблюдения § Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя, · социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому, · предубеждение наблюдателя, · комплексность наблюдаемых ситуаций, · эффект первого впечатления, · усталость наблюдателя и наблюдаемого, · ошибки в оценках, · «гало-эффект», · «эффект снисходительности», · ошибка усреднения (боязнь крайних суждений), · ошибки моделирования, · ошибка контрастности. · Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов. · Необходимость классифицировать результаты наблюдения. · Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных). · Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей. · Сложность соблюдения операциональной валидности.
Метод опроса Ме́ тод опро́ са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюирумемы посредством получения от субъекта ответов на зараенее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос. Общие сведения Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя. Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы. При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.
|