![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Базовые концепции финансового менеджмента
Систему теоретических концепций и моделей финансового менеджмента можно условно разделить на следующие группы: 1) концепции и модели, определяющие цель и основные параметры финансовой деятельности предприятия; 2) концепции и модели, обеспечивающие реальную рыночную оценку отдельных финансовых инструментов инвестирования в процессе их выбора; 3) концепции, связанные с информационным обеспечением участников финансового рынка и формированием рыночных цен. К первой группе относятся: 1.Концепция приоритета экономических интересов собственников ( «максимизация рыночной стоимости организации», (англ. Value Based Management) ). В первые ее выдвинул американский экономист Герберт Саймон. Суть ее в том, что все решения менеджмента должны оцениваться с точки зрения их влияния на рыночную стоимость предприятия. Кроме того, собственникам компании полезно знать, сколько стоит их бизнес, чтобы понять, продолжать ли им заниматься. Основной задачей эффективного собственника должно являться создание ликвидной стоимости компании, а также системы управления стоимостью компании с целью ее максимизации. Наиболее типичные понятия стоимости можно раскрыть с различных позиций (таблица 1). Таблица 1. Классификация понятий стоимости
Стоимость бизнеса как критерий управления имеет ряд преимуществ перед другими показателями (доход, прибыль, рентабельность и т.д.). Во-первых, ее оценка требует полной информации, а также умения управлять всеми денежными потоками. Во-вторых, стоимость позволяет достигать более точных компромиссов, поскольку деятельность любого участника поддается стоимостной оценке. В-третьих, держатели акций имеют мощный стимул управлять ресурсами компании. Заботясь о максимальном повышении своего благосостояния, они одновременно способствуют повышению благосостояния других. 2. Теория портфеля (Гарри Марковиц “A Portrfolio Selection”, 1952 г (англ. mean-variance analysis .) Основные выводы теории Марковица: - для минимизации риска инвесторам следует объединять рисковые активы в портфель; - уровень риска по каждому отдельному виду активов следует измерять неизолированно от остальных активов, а с точки зрения его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля инвестиций. На основе этих данных строится множество возможных портфелей с различными соотношениями доходность-риск. Так как в основе анализа лежат два критерия, менеджер выбирает портфели: · Либо поиском эффективных, или неулучшаемых решений. В этом случае любое другое решение, лучше найденных по одному параметру обязательно будет хуже по другому. · Либо выбирая главный критерий (например, доходность должна быть не ниже определённой величины) остальные используя лишь в качестве критериальных ограничений. · Либо задавая некий суперкритерий, который является суперпозицией указанных двух (например, их функцией).
3. Концепция цены капитала (Cost of Capital Theory) (Джон Вильямсон, 1938 г.) Любые операции, приносящие предприятию прибыль, невозможно осуществить без активов, которые в свою очередь должны быть профинансированы за счет источников. Привлечение того или иного источника финансирования связано для предприятия с определенными затратами: банкам нужно выплачивать проценты за предоставленные ими средства, акционерам - дивиденды и др. Определение цены капитала предприятия предполагает, во-первых, идентификацию основных его компонентов, во-вторых исчисление их цены. Результаты расчетов сводятся в единый показатель, называемый средневзвешенной ценой капитала. Она показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке. Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.
|