![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Заключительный этап
Организационный этап Вводный этап Основной этап Заключительный этап 1. Организационный этап (вводный инструктаж) – 1-2 % времени занятия: - выявление отсутствующих обучающихся; - проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям ТБ…); - организация внимания и готовность обучающихся к занятию. Вводный инструктаж проводится перед началом изучения темы, под темы или раздела программы. Назначение его – подготовить обучающихся к сознательному выполнению учебно-производственных работ наиболее рациональными приемами, обеспечить соблюдение правил безопасности труда. 2. Вводный этап (часть) занятия– 12-15 % времени занятия: - сообщение темы; - ознакомление с целями; - мотивация деятельности обучающихся; - повторение материала спец. предметов, теоретических предметов; - показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих занятий (актуализация знаний, умений обучающихся);
- инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме занятия (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно-технологических карт…); - пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений; - объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера; - закрепление требований ТБ; - определение и разъяснение заданий обучающихся по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ; - сообщение норм времени, критериев оценок; - организация рабочего места.
3. Основной этап (текущий инструктаж) занятия – 70-80 % времени занятия: Деятельность обучающихся – выполнение упражнений, самостоятельная работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы…; - самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ…; - самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.
Деятельность мастера п/о: ◘ мотивация обучающихся по видам учебно-производственных работ; ◘ наблюдение; ◘ целевые обходы; ◘ индивидуальное инструктирование; ◘ коллективное инструктирование; ◘ закрепление с обучающимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы; ◘ прием результатов работы; ◘ оценивание; ◘ определение дополнительных заданий сильным обучающимся.
4. Заключительный этап (заключительный инструктаж) занятия – 5-6 % времени: - сообщение о достижении целей занятия; - анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций; - разбор типичных ошибок, допущенных дефектов; - анализ выполнения ТБ, норм времени; - сообщение оценок; - сообщение темы следующего занятия; - объяснение домашнего задания; - уборка рабочих мест. Заключительный инструктаж проводится мастером в форме активной беседы или краткого объяснения, содержащего анализ учебной работы в течение занятия. Определение содержания деятельности мастера на любом этапе занятия зависит от темы, материальной базы, целей, методов обучения. Каждый этап (часть) занятия п/о взаимосвязан, направлен на активное овладение профессиональными умениями, навыками, на развитие самостоятельности, интереса к профессии. По каждому структурному этапу занятия п/о мастер определяет количество, содержание и последовательность структурных элементов занятия. Мастер п/о при подготовке к занятию должен руководствоваться следующими структурными требованиями: - структура занятия должна отражать логическую последовательность этапов; - должна быть связь между структурными элементами занятиями; - длительность каждого из них определяется содержанием материала, его ролью в достижении целей занятий; - не следует перегружать занятие второстепенными структурными элементами; - структура занятия должна быть гибкой, чтобы можно было использовать различные варианты структурных элементов в зависимости от реальных условий их проведения.
4. Вводный инструктаж Данная квалификационная работа была разработана мной по практическому занятию с обучающимися. С чего и как начинается практическое занятие. Инструктаж -важнейшая форма методического руководства в производственном обучении. В нем сочетаются различные методы обучения, но преобладает словесное изложение в виде объяснения, указаний и предостережений от ошибочных действий, вместе с тем широкого применяются показ приемов и средств для достижения результатов производственного процесса. Инструктаж должен иметь указания о методах и приемах в выполнения поставленного производственного задания, т.е. «технологическую карту» по его выполнению, а также возможных неполадках в работе оборудования, ошибках в выполнении действий, нарушениях правил технических операций, правил безопасности труда. 1. Устный инструктаж 2. Письменный инструктаж и определить формы и методы используемые в их проведении Под методом производственного обучения следует понимать основные способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся, с целью достижения учащимися профессионального мастерства, воспитания у них добросовестного отношения к труду, развития творческих способностей. Методы производственного обучения имеют свои особенности, отличающие их от методов теоретического обучения. Определяются своеобразием характера, содержание и организации учебно - производственной деятельности учащихся в мастерских, учебных лабораториях, на рабочих местах предприятий. Это зависит и от разнообразия форм организацией производственного обучения, характер профессий и других условий. 12 В связи с этим можно выделить три основные группы методов производственного обучения: словесные, наглядные и практические. К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа, работа с технической литературой. Устное и письменное инструктирование. Производственные семинары. И так возвращаемся к основной теме нашего доклада «Цели, роль и методы инструктажа производственного обучения в овладении профессии», в основе которой вложена - понятие, роль и применение устного и письменного инструктажа в производственном обучении профессии. Вводный инструктаж. Цель вводного инструктажа — подготовка учащихся к предстоящему учебно-производственному заданию. При вводном инструктаже применяются следующие методы: показ трудовых, профессиональных действий, алгоритмический, диалогический методы.
В результативности вводного инструктажа большую роль играют такие факторы, как мастерство мастера производственного обучения теоретические знания учащихся.
|