![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие метода и методики исследования. Классификация методов.
Стратегические методологические положения и принципы находят свое тактическое воплощение в исследовательских приемах. Метод – это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Это также совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Разность между методом и теорией имеет функциональный характер: формируясь как теоретический результат предшествующего исследования, метод выступает как исходный пункт и условие будущих исследований. В наиболее общем понимании метод - это путь, способ достижения поставленной цели и задач исследования. Он отвечает на вопрос: как познавать. Методика - совокупность методов, приемов проведения любой работы. Методика исследования - это система правил использования методов, приемов и операций. В научном исследовании часто применяют метод критического анализа научной и методической литературы, практического опыта, как того требует уровень методики и техники исследования. В дальнейшей работе широко используются такие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, рейтинг, моделирование, контент-анализ, эксперимент и др. Выбор конкретных исследовательских приемов диктуется характером фактического материала, условиями и целью конкретного исследования. Методы являются упорядоченной системой, в которой определяется их место соответственно конкретному этапу исследования, использование технических приемов и проведение операций с теоретическим и фактическим материалом в заданной последовательности. В одной и той же научной области может быть несколько методик (комплексов методов), которые постоянно усовершенствуются во время научной работы. Сложнейшей является методика экспериментальных исследований, как лабораторных, так и полевых. В разных научных областях используются методы, которые совпадают по названию, например, анкетирования, тестирование, ранжирование, однако цели и методика их реализации разные. Классификация методов разработана слабо. Довольно распространенным является деление основных типов методов по двум признакам: цели и способа реализации. По первому признаку выделяются так называемые первичные методы, которые используются с целью сбора информации, изучение источников, наблюдение, опрашивание и др. Вторичные методы используются с целью обработки и анализа полученных данных - количественный и качественный анализ данных, их систематизация, ранжирование и др. Третий тип представлен верификационными методами и приемами, которые дают возможность проверить полученные результаты. Они сводятся также к количественному и качественному анализу данных на основе измерения соотнесения постоянных и переменных факторов. По признаку способа реализации различают логико-аналитические, визуальные и экспериментально-игровые методы. К первым принадлежат традиционные методы дедукции и индукции, которые различаются исходным этапом анализа. Они дополняют друг друга и могут использоваться с целью верификации - проверки истинности гипотез и выводов. Визуальные, или графические, методы - графы, схемы, диаграммы, картограммы дают возможность получить синтезированное представление об исследуемом объекте и вместе с тем наглядно показать его составляющие, их удельный вес, причинно-следственные связи, интенсивность распределения компонентов в заданном объеме. Эти методы тесно связаны с компьютерными технологиями. Экспериментально-игровые методы непосредственно касаются реальных объектов, которые функционируют в конкретной ситуации, и предназначены для прогнозирования результатов. С ними связан целый раздел математики - " теория игр"; с их помощью изучаются ситуации в политических, экономических, военных вопросах. Они используются в психологии (" трансакционный анализ"), социологии (" управление впечатлениями", " социальная инженерия"), в методике нетрадиционного обучения. В прикладных аспектах гуманитарных наук целесообразно использовать математические методы. Математический аппарат теории вероятностей дает возможность изучать массовые явления в социологии, лингвистике. Математические методы играют важную роль при обработке статистических данных, моделировании. Однако при этом следует учитывать различия в природеобъектов и категорий гуманитарных, естественных и математических наук. Проблема состоит в определении конкретной гуманитарной сферы, в которой применение математических методов дает результаты. Иногда методы разделяют на группы соответственно их функциональным возможностям: этапные, т.е связанные с определенными этапами исследования, и универсальные, которые используют на всех этапах. К первой группе относят наблюдения, эксперимент, а ко второй - абстрагирование, обобщение, дедукцию и индукцию и др. Различают методы теоретических и эмпирических исследований. Такое распределение методов всегда условно, поскольку с развитием познания один научный метод может переходить из одной категории в другую.
|