Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Региональная инновационная стратегия
Министерством промышленности и инноваций проведена серьезная работа по развитию инноваций в регионе, включая разработку региональной инновационной стратегии, подготовку Закона РБ № 400-з от 28.12.2006 г. «Об инновационной деятельности в РБ» и долгосрочную целевую инновационную программу РБ на 2011 — 2015 годы. Активная деятельность в инновационной сфере осуществляется путем отстроенной информационной поддержки, созданием условий для малого предпринимательства в инновационной сфере, включая аутсорсинг малым предприятиям, работу с муниципальными образованиями, административную и финансовую поддержку. Впрочем, из анализа опубликованных материалов не вполне ясно, что именно считается инновациями, поскольку к классу инноваций отнесено значительное количество действий по модернизации имеющихся производств за счет внедрения давно известных и, главное, широко распространенных в мировой практике решений. К сожалению, подавляющая часть республиканских инвестиционных проектов представлена вне логики рыночной экономики, предполагающей своим результатом эффективность, выраженную в деньгах. В то же время важно заметить, что в условиях Башкортостана существенную нагрузку по развитию инновационной деятельности берут на себя малые предприятия. При этом основной вес в общем количестве малых и средних предприятий занимают обрабатывающие производства. За рамками рассмотрения остались аграрные предприятия и сфера услуг, что говорит, с одной стороны, о неразвитости этих важнейших для региона секторов экономики, с другой стороны — об искусственной поддержке и концентрации предпринимательства в наукоемких производствах. Промышленный малый инновационный бизнес недостаточно развит, хотя имеет большой потенциал роста, поскольку достаточно эффективен. Однако в наиболее распространенном механизме кооперации имеется сбой по всем ее элементам — контрактору, субконтрактору и транзакции. Необходимо задуматься о формате более тесного сотрудничества крупных предприятий с малыми, с учетом того обстоятельства, что в производственной сфере у малого бизнеса нет ресурсов (нет и целесообразности) развивать собственные технические мощности, необходимые для создания промышленных образцов и малосерийной продукции. Это особенно важно, поскольку вынос ряда операций в малые города имеет принципиальное значение для их развития. Нельзя не отметить, что сбрасывание инновационной инициативы на неокрепший организм муниципальных администраций без предваряющей серьезной модернизации муниципального управления довольно рискованно, и этот процесс имеет все признаки формальной кампании. В целом необходимо констатировать следующее:
Инновационная деятельность в РБ предъявляется как обособленный элемент развития промышленности, тогда как при острой необходимости модернизации экономики региона в целом говорить, скорее, следует об инновационной экономике. Инновационная экономика предполагает принципиально иные схемы управления и администрирования, включая управление финансами, сетевые и кооперационные формы хозяйственной деятельности, для которых в республике все еще не созданы все необходимые управленческие, исполнительские и ресурсные условия. Поскольку Башкирия уже выбрала инновационный путь развития и сделала ряд последовательных шагов в этом направлении, региональная инновационная стратегия должна стать региональной линией системной модернизации экономики Башкортостана. Силами Минпрома и Министерства экономики сейчас в Башкирии формируется инновационная культура, пусть пока и несколько однобокая, но крайне необходимая для осуществления будущего качественного скачка в развитии республики. В этом направлении республикой сделано уже многое, но это также означает, что на сегодня есть два сценария развития региона:
В академическом ключе эксперты отдают себе отчет в этом, утверждая: «Анализ инновационного потенциала и отличий инновационной системы от промышленно развитых стран свидетельствует, что в РБ придется преодолевать серьезное отставание посредством создания адекватных рамочных условий». Однако практическая интерпретация теоретического знания все время свертывается до рамочных условий развития промышленных инноваций. Макросистема не воспринимается как органическое целое. Между тем, помимо ряда промышленных направлений, транспорта и логистики, реально инвестировать капиталы не во что!
|