Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные методы экономических исследований.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь к чему-либо». Применительно к экономической теории – это путь к достижению научной истины экономических процессов. Основные методы, используемые при изучении экономических явлений, представлены в таблице.

 

Таблица 1- Методы экономических исследований

№ п./п.   Название методов   Содержание  
  Методы научной абстракции     Исключение из экономического анализа не относящихся к делу экономических и внеэкономических фактов.  
  Анализ   Автономное рассмотрение частей единого целого  
  Синтез   Соединение отдельных частей рассматриваемого явления в единое целое  
  Индукция   Умозаключение, представляющего собой движение от фактов к обобщениям  
  Дедукция   Метод логического доказательства теоретических положений на основе небольшого числа исходных аксиом  
  Сравнение   Определения сходства и различия рассматриваемых явлений  
  Аналогия   Перенесение одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное  
  Моделирование   Логическое, графическое, формализованное описание с помощью математических методов экономических явлений  

 

Реальная экономика сложна и запутанна, чтобы установить закономерные связи между экономическими явлениями. Существует множество разных отраслей производства, каждая из которых состоит из десятков или тысяч крупных или мелких производителей, связанных между собой технологическими связями, финансовыми интересами или организационно. Каждый из производителей имеет свои собственные интересы и конкурирует с другими производителями. Миллионы потребителей заинтересованы в покупке высококачественных товаров по низким ценам, а у производителей интересы противоположные. Предпочтения потребителей под воздействием изменений вкусов, моды, под влиянием рекламы постоянно изменяются. Значительные изменения в уровень доходов населения, в условия осуществления предпринимательской деятельности вносит деятельность правительства. Неравномерный экономический рост изменяет уровень занятости, что неизбежно вызывает колебания спроса.

 

2. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной экономике? В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным?

Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной экономике?

В современном обществе на потребительский выбор оказывает влияние множество разнообразных условий и факторов. В общем виде их можно представить в следующем виде:

- культурные факторы (культура, субкультура, социальный класс потребителя);

- социальные факторы: референтные группы роли и статус потребителя;

- личностные факторы: возраст, семья, работа;

- экономические условия;

- тип личности; стиль жизни;

- психологические факторы: мотивация, восприятие, убеждения и отношение к окружающему миру.

В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным?

Рациональное поведение характеризуется тем, что потребитель выбирает те блага, которые обладают для него максимальной полезностью. Полезность - это свойство блага удовлетворять.

 

3. Рассчитайте постоянные, переменные, предельные издержки, используя исходные данные: Изобразите графически.

Выпуск продукции, шт.            
Общие затраты, ден. ед.            

 

 

Объем производства изделий за единицу времени ТС TFC TVC (гр. 2 – - гр. 3) МC ATC (гр. 2: гр. 1) AFC (гр. 3: гр. 1) AVC (гр. 4: гр. 1)
        - - - -
               
               
          106, 6… 26, 6…  
               
               

 

 

рис.1.

Где

- MC

- ATC

- AVC

4. Объясните, что такое совокупный спрос и определите ценовые и неценовые факторы, которые влияют на динамику совокупного спроса.

Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса

Совокупный спрос — общий платежеспособный спрос на все товары и услуги, производимые, в экономике. Совокупный спрос — реальный объем производимой в обществе продукции (по сути» ВВП), который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен в экономике. При расчете ВВП по потоку расходов, выделялись четыре расходующие группы, предъявляющие спрос на национальном рынке: население, бизнес, государство, иностранные потребители. Именно эти группы и формируют совокупный спрос. Иными словами, совокупный спрос включает в себя следующие составляющие: спрос домохозяйств на потребительские товары и услуги; спрос производителей на инвестиционные ресурсы и товары; государственные закупки, т. е. спрос со стороны государства; спрос на продукцию, произведенную в данной стране, со стороны иностранных потребителей (этот показатель корректируется с учетом спроса национальных потребителей на импортную продукцию). Таким образом, совокупный спрос можно представить как сумму четырех компонентов:

AD=C+I+G+Xn

где AD — совокупный спрос; С — потребительские расходы; I — валовые внутренние частные инвестиции; G — государственные закупки товаров и услуг; Хn — чистый экспорт.

На уровень и динамику совокупного спроса влияют ценовые и неценовые факторы.

К ценовым факторам, которые влияют на динамику объема совокупного спроса, относятся:

– эффект процентных ставок;

– эффект богатства или кассовых остатков;

– эффект импортных закупок.

К неценовым факторам относятся следующие:

– изменения в потребительских расходах, которые могут быть вызваны изменениями в уровне благосостояния потребителей, в их ожиданиях, в размерах потребительской задолженности и уровне налогообложения;

– изменения в инвестиционных расходах, на которые влияют динамика процентной ставки, перспективы получения прибыли на вложенный капитал, уровень налогов на предпринимательство, развитие технологии и степень использования производственных мощностей;

– изменения в государственных расходах, как правило, вызываются соответствующими решениями в рамках экономической политики государства;

– расходы на чистый экспорт зависят от динамики и уровня дохода других стран и от валютного курса национальной денежной единицы.

Модель совокупного спроса представлена в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен.

 

5.

TC TR, ден.ед.
TR
TC
       

 

 


 

 


рис.2.

а) Какому типу рынка соответствует этот график. Почему?

Рынок товаров и услуг. На котором изображены кривые совокупного дохода (TR) и совокупных издержек (ТС).

б) Какой временной период отражен на графике? Поясните.

Временной период равен 10 т.к. расстояние между каждым интервалом равен 10+10=20+10=30+10=40+10=50.

в) При каких объемах фирма получит " 0" прибыли и максимум прибыли?

Фирма получит " 0" прибыли в точках пересечение прямых TR и ТС, а это 10 и 40.

Фирма получит максимум прибыли при объеме = 30 т.к. в этой точке наибольшее расстояние между прямыми TR и ТС.

 

6. Функция спроса имеет вид QД = 30 - 5Р, а функция предложения QS = -5 + 2Р. Определите:

а) цену равновесия и объем продаж;

30 - 5Р=-5 + 2Р

7Р=35

Цена-Р=5.

б) как изменятся спрос и предложение, если установится цена, равная 4 единицам;

= 30 – 5*4=10, QS = -5 + 2*4=3.

в) что произойдёт с объёмом продаж, если цена установится на уровне 6 единиц.

= 30 – 5*6=-6, QS = -5 + 2*6=7.

Отрицательный - покупатели избегают покупки этого товара, они не заинтересованы и безразличны к нему.

 

7. Предположим, что на рынке труда строительных рабочих установилось равновесие. Покажите на графике и поясните, как отразятся на размере заработной платы этих рабочих следующие процессы: а) увеличится выпуск специалистов - строителей; б) начнется спад в экономике страны.

Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом спроса на труд выражается в виде кривой спроса на труд (рис. 3.).

рис. 3. Кривая спроса на труд:

W — ставка заработной платы;

L — величина требующегося труда;

DL — кривая спроса на труд

 

рис. 4. Кривая предложения труда:

W — ставка заработной платы;

L — величина предлагаемого труда;

SL — кривая предложения труда

 

Предложение труда также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Продавцы на рынке труда в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение при росте заработной платы. Поэтому кривая предложения труда имеет положительный наклон (рис. 4.).

Объединив оба графика — кривой спроса и кривой предложения, получим точку пересечения Е, в которой спрос на труд равен предложению труда, т.е. рынок труда находится в равновесном состоянии (рис. 5.). Это означает, что все предприниматели, согласные платить заработную плату, находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены и все работники, желающие предложить свои услуги при заработной плате. Поэтому точка определяет положение полной занятости. При любой другой величине заработной платы, отличной от, равновесие на рынке труда нарушается. При совпадении спроса на труд и предложения труда заработная плата выступает как цена равновесия на рынке труда.

рис.5.

А) избыток рабочий силы. Заработная плата будет увеличиваться.

Б) Заработная плата будет снижаться.

 

8. Рассмотрите следующие показатели экономического развития:

- Валовой национальный продукт ВНП);

Валовой национальный продукт ВНП – совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами.

- Чистый национальный проект (ЧНП);

Чистый национальный продукт (ЧНП) — общий объем производства товаров и услуг, которые страна за определенный промежуток времени произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства. Если из ЧНП вычесть сумму косвенных налогов, можно получить значение национального дохода. НД — это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. Это чистый заработный доход общества, этим объясняется важность и широкое применение НД в сопоставительном анализе. В практике различают производственный и использованный НД. Использованный НД — это производственный НД за минусом потерь (от стихийных бедствий, ущерба при хранении т.д.) и внешнего сальдо.

- Национальный доход (НД);

Национальный доход (англ. national income) — важнейший макроэкономический показатель совокупных доходов всего населения данной страны за определенный период времени(обычно за год); вновь созданная стоимость. Национальный доход определяется по формуле:

НД=ЧНП-чистые косвенные налоги на бизнес.

- Личный доход (ЛД);

Личный доход – денежный доход физического лица, складывающийся из заработной платы и дополнительных платежей, включая дивиденды, проценты, ренту, премии, трансферты. Личный доход выполняет несколько функций, наиболее важные из них: воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая (распределительная), производственно-долевая.

В зависимости от учета динамики уровня потребительских цен доход подразделяется на:

Номинальный – это количество денег, полученное в определённый период отдельным лицом; также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.

Располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

Реальный – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода.

По форме единицы дохода выделяют:

денежный (оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты; поступления от собственности, в качестве процентов по вкладам, ценные бумагам, дивиденды; доходы от продажи продукции сельского хозяйства, страховые возмещения, сумма от продажи иностранной валюты и многие другие);

натуральный (сюда относятся некоторые выплаты из социальных фондов, продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве).

- Располагаемый доход (РД).

Располагаемый доход — это доход, находящийся в личном распоряжении домохозяйств. Для его определения из личного дохода вычитают подоходные налоги.

а) Какова взаимосвязь показателей ВНП, ЧНП, НД, ЛД, РД?

ВНП ᵙ ЧНП, ᵙ НД, ᵙ ЛД, ᵙ РД.

РД принадлежит ЧНП принадлежит НД принадлежит ЛД принадлежит РД.

б) В чем экономический смысл показателей, входящих в систему национальных счетов?

Система национальных счетов — это система взаимосвязанных статистических показателей представленных в виде таблиц и счетов, характеризующих результаты экономической деятельности страны.

Система национальных счетов играет особую роль в экономике:

Она позволяет измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать причины данного уровня производства.

Сравнивая показатели национального дохода за определенный отрезок времени можно проследить тенденцию, определяющую характер развития экономики: рост, спад или застой.

СНС позволяет сформировать и привести в жизнь государственную политику

В основе системы национальных счетов лежит балансовый метод взаимосвязанного комплексного изучения экономических процессов и результатов их деятельности. С помощью системы национальных счетов выявляют взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями.

Для получения комплексной оценки о состоянии национальной экономики и оценки результатов деятельности отдельных отраслей экономики система национальных счетов противопоставляет каждой стадии воспроизводства соответствующий счет или группу счетов, характеризующих интенсивность движения стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла.

Для экономики в целом предусматривается составление всех счетов, которые образуют сводные счета. Также разрабатываются счета по секторам и регионам.

Ø Основные показатели системы национальных счетов:

Ø Валовый внутренний продукт,

Ø Валовый национальный доход,

Ø Валовый национальный располагаемый доход,

Ø Конечное потребление,

Ø Валовое накопление,

Ø Национальное сбережение,

Ø Чистое кредитование,

Ø Чистое заимствование,

Ø Национальное богатство,

Ø Сальдо внешней торговли.

Каждому из основных макроэкономических показателей системы национальных счетов, как правило, соответствует аналог, рассчитываемый на уровне отдельного производителя, хозяйствующего субъекта. Результаты экономической деятельности определяются на основе системы показателей.

 

9.В каких отраслях экономики чаще всего представлен государственный сектор и поясните почему? а) в розничной торговле; б) в инфраструктуре ; в) в гостиничном хозяйстве и общественном питании; г) в сельском хозяйстве; д) в добыче сырья; е) в производстве одежды и обуви; ж) в научно-исследовательских разработках.

Государственный сектор - часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации.

Инфраструктура (лат. infra — «ниже», «под» и лат. structura — «строение», «расположение») — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы.

Социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения.

Транспортная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий транспорта.

Инженерная инфраструктура — системы инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.

Инфраструктура экономики — совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом.

Информационная инфраструктура — система информационных организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование чего-либо.

Военная инфраструктура — системы стационарных объектов и отдельных сооружений, являющихся основой для развертывания вооруженных сил, ведения военных действий и обеспечения боевой и оперативной подготовки войск.

 

10.Определите доход на одну простую акцию, если:

Акционерный капитал - 100 млн. ден. единиц;

Количество акций - 50 тыс. штук, в том числе:

простые акции - 30 тыс. штук;

привилегированные - 20 тыс.штук;

дивиденд нa привилегированную акцию — 20%;

прибыль к распределению - 26 млн. ден. единиц.

Номинальная стоимость акции определяется по формуле:

Аномао/N,

Као – капитал акционерного общества;

N – количество всех акций.

Аном=100000000/50000=2000 ден. ед.

Выручка от продажи привилегированных акций равна 40 млн. ден. ед. (Аном × кол-во привилегированных акций).

В=2000*20000=40000000 ден. ед.

Годовой доход на привилегированные акции рассчитывается по формуле:

ГД=В× П/100,

где, В – выручка;

П – процент по привилегированным акциям.

ГД=40× 20/100=8 млн. ден. ед.

ГД=В*П/100=40000000*20/100=8000000 ден. ед.

Для определения дивиденда на одну обыкновенную акцию надо вычислить часть прибыли, которая остается для распределения на обыкновенные акции. Для этого надо вычесть из всей прибыли (26 млн. ден. ед.) ту ее часть, которая предназначена для выплаты по привилегированным акциям (8 млн. ден. ед.). Прибыль на обыкновенные акции составит 18 млн. ден. ед.

П = 26 млн. ден. ед. - 8 млн. ден. ед. = 18 млн. ден. ед.

Выручка от продажи простых акций равна 60 млн. ден. ед. (Аном × кол-во простых акций).

В=2000*30000=60000000 ден. ед.

Определим процент по простой акции:

П=ГД× 100/В,

где, В – выручка,

ГД – годовой доход на простые акции.

П=ГД*100/В=18млн*100/60млн=30%

Расчет дивиденда на одну обыкновенную акцию осуществляется по формуле:

Д=Побоб,

где Поб – прибыль по обыкновенным акциям,

Коб – количество обыкновенных акций.

Д=Побоб=18млн/30000=600 ден. ед.

 

11.Как изменится количество денег в обращении, если коммерческий банк купит у Центрального банка облигации государственного займа на сумму 20 млн. ден. единиц, при норме обязательных резервов, равной 20%.

 

12.Экономический рост в обществе: сущность, основные пути экономического роста и способы его измерения.

Экономический рост в обществе: его сущность основные пути роста и способы его измерения. Факторы экономического роста.

Экономический рост составляет центральную задачу для всех наций.

В России в последнее время проблемы экономического роста являются достаточно дискуссионными. Официальная статистика настаивает на высоких темпах экономического роста. Однако снижение доходов населения и повышение цен позволяют усомниться в наличии экономического роста.

Экономический рост - увеличение ВНП на душу населения. Увеличение темпов экономического роста приводит к повышению уровня доходов населения, снижению безработицы, увеличению доходов бюджета.

Поэтому содействие увеличению темпов экономического роста является одной из основных задач экономической политики государства, чему способствуют различные теории экономического роста, в той или иной мере применяемые экономистами на практике.

Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах. Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека.

В самом общем виде экономический рост означает количественное и качественное изменение результатов производства и его факторов (их производительности). Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах.

Проблемы экономического роста занимают в настоящее время центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями разных наций, народов и их правительств. Растущий объем реального производства позволяет в какой-то степени разрешить проблему, с которой сталкивается любая хозяйственная система: ограниченностью ресурсов при безграничности человеческих потребностей.

Экономический рост можно рассматривать как долгосрочный аспект динамики совокупного предложения или, что более точно, потенциального объёма выпуска. Анализ его факторов и закономерностей является одним из центральных вопросов макроэкономической теории.

Под экономическим ростом обычно понимают увеличение реального дохода в экономике (ВНП, ВВП или НД), а также рост реального выпуска в расчете на душу населения (иногда выделяют и рост дохода в расчете на одного занятого. Этот показатель может отличаться от показателей роста дохода а расчете на душу населения, поскольку отражает уровень и динамику экономической активности населения.). Соответственно, для измерения экономического роста используются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального объёма выпуска в целом или на душу населения.

Например:? Y=Yt-Yt-1 или yt=? Yt/ Yt-1, где t- индекс цен.

Экономический рост называется экстенсивным, если он осуществляется за счет привлечения дополнительных ресурсов и не меняет среднюю производительность труда в обществе. Интенсивный рост связан с применением более совершенных факторов производства и технологии, т.е. осуществляется не за счет увеличения объемов затрат ресурсов, а за счет роста их отдачи. Интенсивный рост может служить основой повышения благосостояния населения. Обычно говорят о преимущественно интенсивном или экстенсивном типе экономического роста в зависимости от удельного веса тех или иных факторов, вызвавших этот рост.

Факторы экономического роста часто группируют в соответствии с типами экономического роста. К экстенсивным факторам относят рост затрат капитала, труда (в некоторых случаях выделяются земля или природные ресурсы, но считается, что для промышленно развитых стран они не являются особенно важными факторами экономического роста), к интенсивным - технологический прогресс, экономию на масштабах, рост образовательного и профессионального уровня работников, повышение мобильности и улучшение распределения ресурсов, совершенствование управления производством, соответствующее улучшение законодательства и т.д., т.е. всё, что позволяет качественно усовершенствовать как сами факторы производства, так и процесс их использования. Иногда в виде самостоятельного фактора экономического роста выделяют совокупный спрос как главный катализатор процесса расширения производства.

В качестве причин, сдерживающих экономический рост, часто называют ресурсные и экологические ограничения, широкий спектр социальных издержек, связанных с ростом производства, а также неэффективную экономическую политику правительства.

Экономический рост - феномен намного более сложный, чем спад или депрессия. Он имеет свою структуру, факторы, источники, последствия. Нет роста вообще. Реально существуют его конкретные виды, выделение которых возможно по разным классификационным признакам. Например, по темпам увеличения главных экономических показателей (ВВП, ВВП на душу населения, эффективность производства и т. д.) различают медленный, бурный и устойчивый экономический рост; по степени использования экономических ресурсов - экстенсивный и интенсивный рост; по характеру взаимодействия национальной и мировой экономики-экспорторасширяющий, импортированный, импортозамещающий, разоряющий рост; по отношению к действующему законодательству-легальный, теневой и криминальный рост и др.

Понятно, что характеристики содержания указанных и других видов роста не могут быть одинаковыми в различных социально-экономических условиях, а потому не могут не различаться и соответствующие механизмы их регулирования. Но общей целью использования этих механизмов должно быть формирование и высвобождение созидательного потенциала ведущих факторов современного экономического роста - развитого профессионально-квалификационного и интеллектуально-образовательного потенциала человека; научно-технического прогресса; общественной стабильности и цивилизованной правовой среды; оптимального соотношения партнерских и конкурентных основ, социальной справедливости и экономической эффективности.

Современному экономическому росту присущ глобальный характер, существенная зависимость от конкурентоспособности конкретных национальных экономик. Она определяется уже не столько классическими сравнительными преимуществами, сколько сложной системой взаимосвязанных детерминант.

Главные из них: наличие интегративно-инновационных ядер саморазвития национальной экономики и соответствующих целостных воспроизводственных контуров; качественный состав и производительность факторов производства, прежде всего, человеческого капитала; условия внутреннего совокупного спроса (объем, характер, структура, механизмы интернационализации и др.); состояние родственных и поддерживающих отраслей; уровень внутренней конкуренции; параметры поведения экономических субъектов (ментальные особенности, уровень менеджмента и т. п.); эффективность регулирующих действий государства и гражданских институций. Страны - технологические лидеры - реализуют свои конкурентные преимущества, извлекая через механизмы и каналы международных экономических отношений (торговлю, движение капитала, “отток интеллекта”, валютно-финансовые операции) значительные дополнительные доходы, в том числе монопольную ренту, экономическую прибыль и т. д. Понятно, что роль “доноров” выполняют менее развитые страны. Следовательно, достижение качественного экономического роста предполагает создание новых и реализацию имеющихся национальных детерминант конкурентоспособности в контексте глобального экономического развития.

Современный экономический рост - системообразующий и неравномерный процесс. Но его стратегический первоисточник, истоки следует искать не столько в лабиринтах мирового рынка, сколько в ядре саморазвития национальной экономики. Это ядро представляет собой особое интегративно-инновационное образование, единый и противоречивый сплав наиболее активных составляющих технологических, экономических и социальных укладов общества.

Основные современные модели экономического роста, как и любые модели представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост.

Спрос. Кривая индивидуального спроса. Функции спроса. Совокупный рыночный спрос. Влияние цены на спрос и величину спроса. Ценовая эластичность спроса

Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение, цена. Спрос является определяющим параметром рынка, так как в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще.

Однако потребности людей это еще не спрос. Чтобы потребность превратилась в спрос, необходимо, чтобы производитель мог ее реально удовлетворить, т.е. произвести определенное количество материальных благ, а у покупателя должно быть достаточное количество денежных средств, чтобы купить данный товар.

Спрос - это те потребности людей в предметах потребления и средствах производства, которые могут быть реально удовлетворены и обеспечены денежными средствами. Он выражается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.

D

Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Другими словами, существует обратная связь между ценой и величиной спроса. Эту обратную связь экономисты назвали Законом спроса. В основе этого Закона лежат следующие обстоятельства:

А) здравый смысл и элементарное наблюдение действительности. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Высокая цена отбивает охоту у потребителей покупать товары, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку.

Б) В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности, от каждой последующей единицы продукта. Например, вторая съеденная шоколадка приносит меньше удовольствия, чем первая. Отсюда следует, что поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности - то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

В) Эффект дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении других товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательскую способность денежного дохода потребителя и у него появляется возможность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.

Основным фактором, влияющим на величину спроса, является цена. Однако, кроме цены, есть и так называемые неценовые факторы, изменение которых сдвигает (параллельно) на некоторую величину вправо или влево кривую спроса. К важнейшим из этих факторов можно отнести:

- Потребительские вкусы.

Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастает. И наоборот, неблагоприятные перемены вызовут уменьшение спроса.

К изменению потребительского спроса могут привести и технологические изменения в виде появление нового продукта. Например, появление компакт-дисков привело к уменьшению спроса на долгоиграющие пластинки.

- Число покупателей.

Увеличение на рынке числа потребителей обусловливает повышение спроса и наоборот, уменьшение числа покупателей ведет к сокращению спроса.

- Доход.

В отношении большинства товаров повышение доходов приводит к повышению спроса на них. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.

Но есть ряд товаров, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть с повышением доходов спрос на такие товары падает. Они называются товарами низшей категории.

Другими словами, с повышением доходов населения повышается спрос на более качественные товары, пусть и по несколько более высокой цене, а со снижением доходов возрастает спрос на товары менее качественные, но более дешевые.

- Цены на сопряженные товары.

Изменение спроса в связи с изменением цен на сопряженные товары зависит от того, какие это товары, взаимозаменяемые или взаимодополняющие. Взаимозаменяемый товар - это товар, потребительская стоимость которого идентична потребительской стоимости другого товара. Например, сливочное масло является заменителем маргарина и наоборот. При повышении цены на один из них (масло), сразу же повышается спрос на товар-заменитель (маргарин).

Взаимодополняющие товары - это товары, это товары, комплект которых составляет единую потребительскую стоимость. Например, часы и ремешок к ним; магнитофон и кассета к нему. Увеличение цены и снижение спроса на один из взаимодополняющих товаров одновременно вызывает уменьшение спроса и на другой товар.

- Ожидания.

Они, как правило, связаны с ориентацией людей на повышение цен и доходов в будущем. Так, например, в условиях нестабильного денежного обращения инфляционные ожидания ведут к ажиотажному спросу на товары и услуги. Ожидания снижения доходов могут заставить потребителей ограничивать свои расходы и предъявлять меньший спрос на товары и услуги в данный период.

Кроме этих факторов, состояние спроса в той или иной стране определяется уровнем экономического, социального, культурного и политического развития общества, структурой производимого валового национального продукта, размерами национального дохода и характером его распределения, уровнем жизни населения, политикой государства в конкретный период времени и другими факторами.

Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса мы изобразили в виде двухмерного графика, на котором величина спроса отложена по горизонтальной оси, а цена - по вертикальной.

P

10 20 30 40 50 60 70 80 Q

Изображаемый процесс заключается в размещении на графике пяти вариантов «цена - количество», которые показаны в следующей таблице:

Цена товара (усл. ед.)

Величина спроса за неделю

Мы начертили график, проведя перпендикуляры от соответствующих точек на двух осях. Каждая точка графика представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель купит по этой цене. На графике полученная кривая спроса наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная. В нисходящем направлении кривой спроса находит отражение закон спроса - люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой.

До сих пор мы рассматривали вопрос о позиции одного потребителя. Но на рынке обычно выступает много потребителей. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса могут быть осуществлен посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. В следующей таблице отражен случай, когда на рынке выступают три покупателя.

Цена за единицу товара, Р,

усл. ед.

Величина индивидуального спроса

1-й покупатель Q1

2-й покупатель Q2

3-й покупатель Q3

Общая величина спроса в неделю (рыночный спрос)

Qобщ=Q1+Q2+Q3

 

 

 

 

На следующих рисунках показан процесс суммирования в графическом изображении, причем для этого используется лишь одна цена - 3 усл. ед. Чтобы вывести кривую спроса, мы совмещаем три кривые индивидуального спроса по горизонтали.

а) б) в)

Р1 Р2 Р3

3 3 3

35 Q1 39 Q2 26 Q3

г) P

35 + 39 + 26 = 100 Q

Кривая рыночного спроса - сумма кривых индивидуального спроса

Функция спроса [demand function] - функция, отражающая зависимость объема спроса на отдельные товары и услуги (потребительские блага) от комплекса факторов, влияющих на него. Более узкая трактовка: Ф. с. выражает взаимозависимость между спросом на товар и ценой этого товара при условии, что другие факторы, влияющие на величину спроса, признаются постоянными.

Такие зависимости применяются в аналитических моделях спроса и потребления и строятся с использованием методов математической статистики на основе информации о структуре доходов населения, цен на товары и других факторов. Напр., для анализа и прогнозирования спроса на предметы длительного пользования нужны данные о наличии и возрасте таких предметов, уже имеющихся у населения, о составе семей; спрос на мебель во многом определяется интенсивностью жилищного строительства и т. д.

Наибольшее распространение получили однофакторные функции, отражающие зависимость спроса от уровней семейных доходов. Соответствующие этим функциям кривые названы кривыми Э. Энгеля (по имени впервые изучившего их немецкого ученого). В обобщенной форме эти кривые можно выразить формулой:

xi = fi(S),

где S - средний доход; xi - объем потребления блага (либо объем спроса, если он удовлетворяется). Формы же кривых (т. е. характер функций fi) могут быть различны. Напр., если спрос в определенной группе семей на данный товар возрастает примерно в той же пропорции, что и доход, то функция будет линейной: отложив на оси абсцисс графика уровень дохода, а на оси ординат - величину спроса, получим точки, расположенные примерно по прямой линии. Напр., зависимость между доходами и расходом на фрукты и ягоды, трикотажные изделия, готовую одежду и рыбные продукты в семьях рабочих и служащих была до реформы цен приблизительно линейной.

Второй вид зависимости: когда по мере роста дохода спрос на данную группу товаров возрастает все более высокими темпами. Здесь мы уже имеем выпуклую кривую.

Если же рост значений спроса (потребления), начиная с определенного момента по мере насыщения спроса, отстает от роста дохода, то графически связь между этими показателями выражается вогнутой кривой.

Таковы наиболее обобщенные формы зависимости между доходами и спросом. В аналитических моделях используются для разных статей расходов различные функции (напр., степенная, параболическая и др.). Большую роль играет коэффициент эластичности, показывающий относительное изменение потребления при изменении дохода на единицу (см. Эластичность спроса от доходов). Коэффициенты эластичности различны для разных благ в зависимости от степени удовлетворения соответствующей потребности и ее настоятельности.

Ф. с. строятся также для анализа соотношения спроса и цен. Для большинства благ действует зависимость: чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот (ср., однако, Веблена эффект, Гиффина товары). Здесь также возможны разные типы зависимости и, следовательно, разные формы кривых. Важно различать действительное увеличение спроса на данный товар, когда кривая сдвигается вверх и вправо, и увеличение покупок в результате снижения цен (при неизменности суммы затрат), что означает движение вверх, напр. от A к B или от A? к B? по той же кривой.

Приведенные примеры относятся к функциям индивидуального рыночного спроса на отдельные группы товаров и услуг. От них следует отличать макроэкономическую функцию совокупного (агрегатного) спроса, показывающую планируемый уровень расходов населения (домашних хозяйств) и фирм на товары и услуги при каждом уровне совокупных доходов, а также предельную склонность к потреблению, показывающую долю прироста дохода, на величину которой увеличивается потребление.

Рыночный спрос: экономическая сущность.

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент.

Все это требует глубоких экономических знаний. Ведь в условиях рыночной экономики выживет лишь, тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (т. е. гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” - этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Условия и порядок проведения фестиваля | Неудачное покушение, или как всё началось
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.043 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал