Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не превратится в огненную медь.






* Богра-хан - правитель Кашгара, полное имя которого Табгач Кара-Хакан Абду-Али Хасан-ибн-Сулейман-Арслан-Кара-Хакан

 
   
 
 
 
 
 
 

 

Глава говорит о семи планетах и двенадцати знаках зодиака

Я, славя Бога, начал строки эти: Он сотворил все сущее на свете. По воле Бога, от его щедрот -Небесный и земной круговорот. Предначертал творец пути вселенной, Луне и Солнцу дал он свет нетленный. Под звездный кров он землю поместил, Он день и ночь не равно осветил. Иные звезды в полуночном мракеГорят, как направляющие знаки, Одни, сияя, служат украшеньем, Другие зло сулят расположеньем. Те звезды ярче месяца блистают, Те еле светятся, те угасают. Нет в вышине, что только днем лазурна, Планеты отдаленнее Сатурна. И в каждом зодиаке нам онаДва года восемь месяцев видна. Юпитер ярок в ясную погоду, Бывает в каждом доме он по году. Мрачна планета Марс, чей грозный видВеликой засухой земле грозит. Сияет солнце, и своим тепломЛаскает ночью месяц, Землю - днем. Когда Венера по утрам сияет, Нам свет её удачу предвещает. Нам говорит Меркурия сияньеО скором исполнении желанья. Но всех планет луна видней и ниже, И тем она полней, чем к солнцу ближе. Среди планет блестят в ночном дымуСозвездья - парно и по одному. Вдоль солнцепутья средь ночного мракаГорят двенадцать знаков зодиака. В небесной мгле соседствует любовноС созвездием Тельца созвездье Овна. Созвездье Близнецов, созвездье Рака -Соседственные знаки зодиака. А дальше - с головой голова -Созвездье Девы и созвездье Льва. Расположились в центре небосклонаСозвездия Весов и Скорпиона, Созвездья Водолея, Козерога, Стрельца и Рыбы - далее немного. По три созвездья зимних и весенних, по три созвездья летних и осенних. Для воздуха, огня, воды, землиПо три созвездья светятся вдали. Между иными звездами всегдаОткрытая иль тайная вражда. Когда встречаются, несясь по кругу, С враждой они бросаются друг к другу. С небесной выси падает тогдаИ гаснет побежденная звезда. А если им столкнуться не случилось, Сменить готовы звезды гнев на милость. Блистает мир светил, небесных тел, -Так им Аллах судил и повелел.

 

Глава говорит о том, что знания - сокровище рода человеческого

И создал человека Бог единыйИз воздуха, воды, огня и глины. Бог человеку зренье дал и руки, дал ум для постижения науки. Создатель наш дал человеку слово, Чтоб он вершиной стал всего земного. И разум дал, чтоб постигать нам знанья, Чтобы благие совершать деянья. Бог дал нам совесть, дал нам стыд, и всё жЗло укрепилось в нас, вселилась ложь. Какой избрать нам путь - от нас зависит.Достойным будь - Аллах тебя возвысит. Напомню слово опытных людей: «Знай, знающий, разумный, разумей!» Умом постигнешь ты искусство чтенья, потом писать к тебе придет уменье. Болезнь невежд не вылечат врачи: Познанием невежество лечи. Ум - та веревка, что в тяжёлый часнад пропастью удерживает нас. Быть мудрым и скупцу прямой расчет: Он выгоду из знаний извлечет. Мы только с помощью ума и знаньяОсуществим заветные желанья.

 

Глава говорит о свойствах речи

Речь умного, как влага из колодца,

Речь глупого бедой к нему вернётся.

 

Я в многословье видел мало пользы,

От краснобаев не бывает пользы.

 

Коль хочешь говорить, скажи, но кратко,

Чтоб был в едином слове смысл десятка.

 

Тебя великим может сделать слово,

А многословье - превратить в смешного.

 

Пусть, как гранит в руках каменотесов,

Весомой будет суть твоих вопросов.

 

Невежда слеп и глух, а просвещенье

Глухому дарит слух, слепому -зренье.

 

Ты знанья обретешь, себя прославишь,

Ты сам уйдешь, но в мире след оставишь.

 

Пусть будет твой язык не лжец, не сплетник,

А меж тобой и знанием посредник.

 

Тем, что не знает, я скажу по чести:

Язык карают с головою вместе.

 

Сдержи язык свой, голову жалея:

Чем он смирнее, тем она целее.

 

Людей грязнит невежда бранью злой,

Злодей болтливый всех чернит хулой.

 

Для пламени осмысленного слова

Нет, кроме знаний, топлива иного.

 

Не говори плохого никому,

Когда не враг ты счастью своему.

 

Оставишь память ты на свете белом

Лишь добрым словом да хорошим делом.

 

Ты сам умрешь и превратишься в прах,

А слово в чьих-то будет жить устах.

 

Не для забвенья, а для разуменья

Я оставляю эти наставленья.

 

Не серебром владея и не златом, -

Владея словом, будешь ты богатым…

 

Увидеть свет, проникнуть в тайну знанья -

Ведь у меня иного нет желанья.

 

Незнанья суть - блужданье в темной ночи,

А знанье - путь, достойнее всех прочих.

 

Умом и знаньем обретешь по праву

Почет при жизни, после смерти - славу.

Глава, в которой сочинитель книги просит извинения за свои высказывания

Сперва меня сознанье озарило.Оно слова и знанье подарило. Свои желанья в слово я облек, Для покаянья наступает срок. Не высказавший правды до концаДостоин славы труса и лжеца. Суждение мирское и молва -Бессмертнее людского естества. В теченье жизни бренной я все времянес своего предназначенья бремя. В слова все то, что скрыто взаперти, Мне совесть говорила: воплоти. Чем дорожу я, в чем сокрыта суть? Я все скажу, а ты не обессудь. Мы знаем: жизнь людская быстротечна, На свете только имя наше вечно. Вольны мы в том, чтобы себя прославить, Навеки имя доброе оставить. Иль имя, заклейменное презреньем, Оставить на проклятье поколеньям.

Глава говорит о преимуществах хороших поступков

Наш пусть известен - жизнь всего лишь сон, Хоть и чудесен, но недолог он. Жизнь - это ценность, данная на срок.Добро содеял - и добро извлек. В конце концов у всех одна судьба -Смерть ждет и властелина и раба. Вставай, верши добро, пока ты в силе, Не забывай: нам всем лежать в могиле. Нам только имя навсегда дается, Уходим мы, но имя остается. Прославленному имени почетМир не одно столетье воздает. И поминает до скончанья векаПроклятьем имя злого человека. Что ожидает нас: позор иль слава? При жизни сделать выбор - наше право. Исчезнем мы, но имя не утратим, Воскреснем мы хвалою иль проклятьем. Был прав мудрец, сказав нам в назиданье, Что не бывает зла без наказанья. При жизни ль, после смерти, - все равноЗло человеку будет отмщено. Зло, что огонь: возникнет на пути -И путнику его не обойти. Но, словно пламень, все кругом губя, Зло пожирает и само себя. Не делай зла, в подлунном мире сущий -Кто б ни был ты: бедняк иль власть имущий! Издревле так бывает - хан ученыйПровозглашает добрые законы. Среди правителей лишь мудрецыДля жителей своей земли отцы… На свете хан ученый жил когда-то.Его законы были чище злата. Среди людей, к владыке приближенных, Мужей не пребывало неученых. Дорогой знанья вел простой народ, В чьем процветанье видел свой доход. Довольство бека и простолюдина -Лишь это было целью властелина. Он так своими подданными правил, Что имя навсегда свое прославил. Все превратится в пыль, но мир навекиЗапомнит быль об этом человеке. Он, пережив свой прах, живет в векахНа сих листах и на людских устах. Мудрец бессмертью служит светом знаний, А что глупец заслужит, кроме брани? Вот что сказал нам человек один, Что мудрым стал, доживши до седин: «Невежда, сидя на высоком месте, Высокий сан низводит до бесчестья, А мудрый муж, сидящий к двери близко, Возвысит место, хоть оно и низко». Где б место ни было отведено, Мудрец его украсит все равно. Известны мне два вида благородства: Меж мудростью и властью вижу сходство. Правитель даст закон, ученый - знанья.Деянья их достойны подражанья. Правитель, твой закон - первооснова, Спасительно твое, мыслитель, слово! Порой бывает, что слова ученыхСильней царей, сильней земных законов. Я славлю слово, что, избегнув тленья, Переживет людские поколенья. Коль молвит слово тот, кто был безгласен, Поверю я, что труд мой не напрасен. Пусть люди, для которых я предтеча, Продолжат речь мою своею речью. Владенье словом - дар едва ль не лучший.Присловье вспомнить я могу на случай: «Сиянье глаз - краса лица любого, Речь - цвет ума, а сила речи - слово». И как прекрасно слово мудрецаВ согласье с выражением лица. …Я рассказал о свойствах благородства, Ума и власти я подметил сходство. Блаженны люди той земли, где, к счастью, Соединился ум владыки с властью. Я повторю, хоть это и старо: «От разума рождает власть добро».

Глава говорит о том, что самое прекрасное в человеке - знания и разум

Мое призванье - слово, а желанье -Восславить разум, возвеличить знанья. Во тьме незнанья знанья - свет зари, Его сиянье - пламя изнутри, Ум возвышает знающего имяНа всеми именами остальными. Чтоб убедиться, вспомни Нуширвана *, Чье имя как звезда среди тумана. Обогатил народ сей муж учёный, Провозгласил разумные законы, А щедрость, соразмерную уму, Прозванье «Щедрый» дал народ ему. Царь, если ум дала ему природа, -Великий дар для своего народа. …Лишь зрелый муж сумеет стать учёным, Что может знать подросток несмышлёный? Что можно ожидать от старика, Чья память меркнет и дрожит рука? Мужей из низкородных, несвободныхВозвысит ум до круга благородных. Ученый муж - будь он простолюдин -Сам поданный себе и господин. Ученый независимей невежды: Он знаньем хлеб добудет и одежды. Постигнем знанья - будем всем нужны, Не умаляйте, люди, их цены. Напомню истину, что непреложна: «И добродетель без ума ничтожна». На мускус наши знания похожи: Скрыть мускус невозможно - знанья тоже. Речь знающего обнаружит знанья, Как близость мускуса - благоуханье. …Чтоб конь не шёл неведомо куда, Необходима крепкая узда. Чтобы дурные сдерживать желанья, Узда необходима в виде знанья. На воле табуны пасутся в поле, И только конь любимый на приколе. Твой лучший конь у дома день-деньской, Чтоб быть ему на случай под рукой. Всегда, тем более себя мы ценим, Тем меньше воли мы даем влеченьям. Для мудреца все ясно и не странно, А для глупца свое же имя бранно. Одно и то же слово и советНа пользу мудрецу, глупцу во вред. Ещё скажу: прав ты иль не прав, Не молви слова, гнев не обуздав, Чтобы потом, когда уж сделал дело, Раскаянье тобой не овладело. Я склонен полагать, что низких свойство -В борьбе со слабым проявлять геройство. В былые времена сказал об этомУченый, одаривший нас советом: «Гнев отнимает разум у людей, Во гневе добрый человек - злодей. И даже тот, кто праведнее всех, Во власти злобы совершает грех». …Себя я начертать позволю строки, Чтобы мужские указать пороки. Серьезней всех других навернякаТакой изъян, как лживость языка. Пристрастие к злоречью - к слову злому -Противоречит существу мужскому. Мужчину унижает также зависть, Позорно жить, завистником прославясь. Мужчина должен все решать спокойно, Давать свободу гневу недостойно. Для мужа мужелюбие - несчастье.Что в жизни хуже этого пристрастья? Один порок - поверь - вселится в насИ открывает дверь другим тотчас. Вращаются миры, полны величья.Меняется земля, её обличье. На свете лишь добро неколебимо, Все доброе для смертных исполнимо. Блажен тот смертный, что добро творит, -В огне раскаянья он не сгорит. Меж тем как зло, все на пути губя, Уничтожает и само себя. Злой человек - земли недолгий гость.Его сжигает собственная злость. Не знает злой ни счастья, ни веселья, Лишь добрый человек достигнет цели.

Глава говорит о назначении этой книги, а также о всех ступенях человеческого возраста

Пусть слово изреченное объемлетСвоим всевластьем небеса и землю. Обширный труд, передо мной лежащий, Назвал я книгой, счастье приносящей. Я в судьбах ваших принимал участье, Когда искал, в чем суть, где корень счастья, Чтоб вы, листая глав моих страницы, Могли бы к тайнам мира приобщиться. Прозванье Кюн-Тогды я дал герою, В нем справедливость - свойство основное, Он самой высшей властью наделён, Он воплощает Правду и Закон. С ним рядом Ай-Толды; поймете сами, Что Счастье говорит его устами. А третий муж, чье Огдулмыш прозванье, Здесь олицетворяет Ум и Знанье. Четвертого назвал я Одгурмышем, В его речах Довольство мы услышим. Ум, Справедливость, Счастье и Довольство -Четыре мужа, чьи различны свойства. Поймете вы, внимая их речам, Что думаю и чем живу я сам. Юнец, познавший только наслажденья, К моим словам не проявляй презренья. Пусть юность - жизни лучшая пора -Идет дорогой правды и добра. Ведь молодость, увы, навернякаТебе, как всем, дана не на века. Я сам в свой час расстраивал её, И что сейчас раскаянье моё? Стоит седая старость у ворот, Она ко мне пришла, к тебе придёт. И я Добру, бывало, не служил, Теперь бы рад служить, да мало сил. Сорокалетье - вот рубеж извечный, Попутный ветер был, теперь он встречный. Пятидесятилетье подползло, Отметило морщинами чело, И пряди цвета вороновых крылМне кто-то не на счастье побелил. Знак подает шестой десяток лет -Бессилие мое, остаток лет. О проходящие мои года! Чем я не угодил вам и когда? За что вы ненавидите меня, К шестидесяти жизнь мою гоня? За что вы ныне превратили в ядВсё то, чем жил я много лет назад? Когда был сам я, как стрела, прямой, Мысль не была надежной тетивой. Теперь, как стрелы, мысли и слова, Да сам-то я - плохая тетива. К моим ногам прикован камень лет, Моим глазам враждебен яркий свет. От молодости, что давно умчалась, Лишь только имя у меня осталось. Всё, чем живу я ныне, мне дано, Чтоб каяться о прожитом давно. Швырявший годы, я ловлю мгновенья, За прошлое свое молю прощенья. Ты всемогущий, вездесущий Бог, На гибель все живущее обрек! К тебе моя молитва и мольба, Продли мгновенья своего раба, Дай силы довести мне до концаМо труд, что начат именем творца. Прости меня, и с моего путиСомненье и неверье отврати! С дороги веры помыслам моимНе дай сойти, не дай мне стать слепым! Я жил во тьме - ты мрак мой озарил, Я был в тюрьме - ты двери отворил. Во мгле блуждал я - ты меня искал, В огне сгорал - ты от огня спасал. Речь подарив, чтоб не был я немым, Меня ты поднял надо мной самим. О боже, ниспошли мне благодать, Скажи, чем я могу тебе воздать. Сам для себя награду уготовьВозьми мой дух, и плоть мою, и кровь. Но ты надежды не лишай меня, Одежду веры не снимай с меня. Не умерщвляя души моей, господь, Пока мою не умертвишь ты плоть. Когда я распрощусь с земною твердью, Дай в провожатые мне милосердье! Как всё прощал ты своему рабу, Прости его последнюю мольбу. Будь милосердным, что бы ни случилось, Дай правоверным свой совет и милость.

Глава говорит о Кюн-Тогды-элике, чье основное свойство - справедливость

Нам открывает знанье пусть прозренья, Наш разум проникает в суть явленья. Что ждать от мира? Он ничтожен сам, И несерьёзен он не по годам. Жизнь - ветреница; взгляд её и речьТебя стремятся обласкать, завлечь. Но стоит только протянуть к ней длань, И прочь она бежит быстрей, чем лань. Она перед твоим мелькает взглядом, Чтоб поразить тебя своим нарядом, И норовит к твоей груди припасть, И прочь бежит, твою заметив страсть. Она и от того, кто был велик, Надменный отворачивала лик. Она сама, не постарев ничуть, Сгибает нас, уводит в дальний путь. Жил-был на свете царь; он поседелОт прожитых годов, и дум, и дел.
Он знаменит был так же, как велик, Он прозывался Кюн-Тогды-элик. Был справедлив он и добросердечен, Он совершенством знаний был отмечен, Добро и Разум расцветали в нём, Врагам он был возмездьем, злу - огнем. При нем простолюдин не знал лишений, Был с каждым днем правитель совершенней. Страной владея, был её судьбой, И более того - владел собой. И даже в гневе - не иная сила -Добросердечье им руководило. Я повторю известное от века: «Лишь доброта - богатство человека!» Был справедливый Кюн-Тогды-элик, В величье добр и в доброте велик. Кто понимал, как справедлив владыка, Превозносил и прославлял элика. Достойнейшие люди все землиК нему свои познания несли. Он пребывал в заботах ежечасныхО благе всех людей, ему подвластных. Все процветало под его рукою, Но сам в заботах он не знал покоя. Один добросердечный человекБыл прав, когда такую мысль изрёк: «Покоя без трудов достичь едва ли, Путь к радости лежит через печали. Чем выше царь, тем больший груз невзгодИ кладь забот он на себе несёт». К простолюдину обращая слух, Великий повелитель не был глух. На злых людей он стрелы направлял, Плохих людей от дела отстранял. Он правил много лет своим народом -И счастье прибывало с каждым годом. Замыслив что-то или предрешив, Элик и зорок был и прозорлив. Порою зоркость нам нужней, чем сила, Беспечность многих сильных погубила. …Хан неразумного не делал шага, И это было для народа благо. В обширном крае хана-мудрецаЖил мирно волк, и рядом с ним овца.
И люди, позабыв свои печали, На бедра пояс счастья повязали. Пред ним враги смирялись, и в бессилье, Ему внимая, голову клонили, Толпились у дверей его покоев, И шёл элик, их взглядом удостоив. Здесь стоит вспомнить слово знатока, То слово ярко яркостью цветка: «Прекрасен хан, в ком справедливость есть, Прекрасны в нем достоинство и честь, Но лучшее, чем обладает он, -Рожденный справедливостью закон. Пусть имя тех прославится навечно, Кто справедлив, кто правит человечно». Всех согревала доброта элика, Сиянье имени его и лика. Хваля владыку, люди не скупились, Цвела земля, где за него молились. Он всех своею властью согревал, Земле он пояс счастья повязал. В его владеньях общею тропойЯгненок с волком шли на водопой.

Кюн-Тогды-элик говорит визирю Ай-Толды, какой должна быть справедливость

Позвал элик визиря дорогого, Сказал: - Хочу тебе я молвить слово. Ты помнишь, в свой тебя призвав чертог, Я оказал тебе почет, как мог. Из-за чего-то спор у нас возник, Я был разгневан, стал мой красен лик. Но выслушал тебя я до конца, И сразу спала краснота с лица. Не то чтоб я тебя простить был рад, Мне стало ясно - сам я виноват. И хоть властитель - я, а ты слуга, Мне все же справедливость дорога. Должны мы жить по правде непреложной.На чем сижу я? - на скамье треножной. Будь коротка хотя б одна из ножек, Упала бы скамья, сидящий - тоже. Когда бы ножка хоть одна качалась, Устойчивым сиденье б не осталось. Чтоб быть ему устойчивым, должныВсе три его опоры быть равны. Пусть же ценима будет благодать -Уменье равновесье сохранять. Все, что колеблется, - бывает ложно.Все шаткое обычно ненадежно. Какой бы суть предмета ни была, Все, что колеблется, - источник зла. Все, что колеблется, не твёрже дыма.И только ровное неколебимо. Отягощенный жребием своим, Властитель должен быть неколебим. Лишь правде я служу, и всякий людИдет ко мне, чтоб испытать мой суд. Есть в мире справедливость, и онаИ для владык и для рабов - одна. И если бы я ей служить не мог, На белом свете я бы жить не мог. Ко мне пришедшие добры иль злы, Я как бы разрезаю их узлы. Пусть каждый, кто на суд ко мне придёт, Уйдет, вкусивши правосудья мед. Те, что живут с неправдой заодно, Пьянеют, выпив скверное вино. Пусть им приносит суд мой отрезвленье -В том вижу я свое предназначенье. Кто б ни был ты - приезжий или здешний, -Мой суд не будет строже иль поспешней. Чужой ты человек или мой сын -Суд одинаков и закон один. Тот властелин, о ком дурная слава, Судить и править не имеет права. И только справедливое правленьеНесёт владыкам жизни их продленье. Один мудрец изрек такое слово: «Путь правды - вот правления основа. В краю ближайшем или отдаленномПусть будет царь царем, закон - законом!» Мое прозванье - Кюн-Тогды-элик.Мне это имя мудрый дал старик. Он выбрал это имя для меня, Во мне увидя сходство с солнцем дня. Я к людям щедр, как солнце, в чьем теплеРодится все, что суще на земле. Любой клочок земли не оскудеет, В свой срок его луч солнечный согреет. Я - царь земной, я, как рассвет зарю, Закон и правду равно всем дарю. Всем светит солнце; от его щедротИ зеленеет всход, и сад цветет. Так все народы под моею властьюИ в год бесплодный пожинают счастье. Не смотрит солнце: бел ты или нетВсем равно дарит и тепло и свет. Как солнце, перед всеми я в долгу, Как солнце, всем дарю я, что могу. Взгляни на небо - в небе, как всегда, В созвездье льва горит моя звезда. Пойми же суть мою, я царь земной, никто на свете быть не может мной.

Глава говорит о тщете человеческого счастья

Все Ай-Толды обрел, что он хотел, Но год за годом шёл, визирь старел. И даже в счастье было проку мало, Оно опору в старике теряло. «Кто насладится всем, - сказал мудрец, -Тот может тем приблизить свой конец. Хоть обрели мы то, о чем мечтали, Всем пользоваться можем мы едва ли». Без счета мир нам не дает щедрот.Что днем взойдет, все к вечеру сойдёт. Опорожнится водоем любойИ превратится в спуск подъем крутой. Коль жизни в нас останется лишь малость, Велик ли толк в богатстве, что осталось? Напрасны все желанья, все труды -Пошёл на убыль месяц Ай-Толды. Трех состояний иссякала сила, Четвертое три остальных сдавило. Был желт лицом визирь, главою бел, Вдох легок стал, а ум отяжелел. Болезнь творила с ним все, что хотела, Крутила некогда прямое тело. «Избыток крови!» - лекарь заключилИ кровь ему велел пустить из жил. Ему давали крепкое вино.Увы, не помогало и оно. Итак, ни мази, ни кровопусканьеНе уменьшали тяжкого страданья. Ничто не приносило облегченья, Жизнь уходила, множились мученья. Сказал мудрец, чья голова бела: «Что травы, что целебная смола? Тем, кто в нездешнее уходит царство, Не помогает ни одно лекарство. Живущим жизнь дают не навсегда.Давайте жить, как будто ждем суда». К визирю Ай-Толды пришёл элик, Увидел он больного желтый лик И выразил сочувствие свое, Спросил: «Как самочувствие твоё?» Больной ответил: «Хворь меня сильней, Лекарства нету, чтоб бороться с ней. Болезнь, давно обезобразив тело, И сущности моей не пожалела. Заходит солнце, гревшее меня, Ночная тьма спешит на смену дня. Жизнь, что всегда была дружна со мною, Лик отвернула, встав ко мне спиною. Веселье, сила, радости, желанья -Исчезли, их сменило покаянье. Настала расставания пора, Не хватит мне дыханья до утра… Прекрасен был бы жизни нашей свет, Когда бы смерть не шла за жизнью вслед. Когда бы счастье - много или мало, -Придя однажды, нас но покидало. Прекрасны нашей молодости дни, Но старостью сменяются они». Сказал элик: «О Ай-Толды, развейСтрах, недостойный мудрости твоей. Во всех живых болезнь свивает кровь, Не может смертный быть всегда здоров. Зачем же свой недуг усугублять, Словами скорби дух свой ослаблять? Ты сам поймешь, опять набравши сил, Как зыбко все, что ты мне говорил. Поверь словам моим - напрасен страх, Болезнь пройдет, как дым, велик Аллах!» Ответил Ай-Толды: «О мой элик, Напрасно все - я вижу смерти лик. Я не кляну судьбу, таков закон: Уходит каждый, кто на свет рождён. Спуск за подъемом следует всегда.За ночью - день, за радостью - беда. И, напоследок оглядев свой путь, Я вижу, как моя ничтожна суть. Я ухожу, смешон и жалок тот, Кто говорит: «Пришедший не уйдёт!» Я боль тебе принес, моя ль вина? Жизнь такова - всех предает она. У нас нет силы смерти избежать.От Азраила можно ль убежать? Я волею чужой на свет рожден: Меня замыслил Бог и создал Он. Я молод был, и глуп, и неумел, Но я возрос, так Он мне повелел. Был безбородым много лет подряд, Он сделал так, что стал я бородат. И голову, что черною была, Окрасил в цвет гусиного крыла. Жизнь волей злой меня согнула вдруг: Я был стрелой, теперь я словно лук. Мудрец оставил завещанье нам: «Коль стан твой крив, пусть разум будет прям». Нам седина не предвещает благ, Нам посылает смерть её, как знак. И если голова твоя бела, Быстрее обели свои дела». Сказал элик: «Прошу тебя, как друга, Терпи, пусть яростен огонь недуга, Он очищает, и его гореньеВ прах превращает наши заблужденья. Но стало бы пустынно под луной, Когда бы каждый умирал больной. Аллах излечивает нас от хвори!» -Сказал элик и удалился в горе. Аллаха умолял он: «Не гневись!»И возносил он руки к небу, ввысь. Он роздал бедным людям сереброИ ждал благословенья за добро. О, если б жизнь зависела от платы, Бессмертны были бы те, что богаты. Когда бы жизнь за деньги покупали, Лишь бедняки бы в мире умирали. Меж тем болезнь больного не жалела, Дух Ай-Толды стремился прочь от тела. И каялся визирь, лишенный сил: «Жизнь не щадил я, лик её чернил! Цены не знал я юности и силе.Всю жизнь лишь страсти мной руководили. Могилу ту, к которой я иду, Не сам ли рыл себе я на беду? Копил богатство, но зачем оно? Мне злато взять с собой не суждено!» Больной стенал, но толку было мало: Жизнь прожитую не начать сначала. Людское счастье словно рыбка в море, Тому, что счастье не поймает, - горе. Но ожидает и того беда, Кто рыбку ту поймает без труда. Иного гордым делает почёт.Он лишь пред смертью каяться начнёт. В еде разборчив тот, кто сыт всегда, А для голодного и яд - еда. …Винился Ай-Толды, взывая к Богу: «Я истинную потерял дорогу. Зачем спешил я по тюкам совать, Что должен был я беднякам раздать? Чему в угоду предал и убилВсё лучшее, с чем раньше связан был? Зачем бессильного сбивал я с ног? Не совершал добра я сколько мог. В одном равны князь и простолюдин: От жизни к смерти - путь для всех один! Таков закон, пути иного нет.Коль так, зачем я был рождён на свет? Ужель рождался я, чтоб мёртвым быть! Ужель смеялся я, чтоб слезы лить! Куда уйду, откуда я пришёл? Смерть или жизнь - что худшее из зол?» Хоть жизнь сильна, но смерть ещё сильней: Смерть угрожает жизни с первых дней. Живой о смерти думает всегда, А неживой о жизни никогда. Тот, кто не знает страха и страданья, Встречает смерть свою без покаянья. Кто наслаждается лишь суетой, Покается, сгнивая под землей. Кто хочет завтра всех достигнуть благ, Пусть сделает благой сегодня шаг. Все это понял бедный Ай-Толды, Но поздно, чтобы избежать беды. А позднее сознанье лишь мученьяЕму сулило вместо облегченья. Он завещание друзьям оставил.Все состоянье беднякам оставил И поднял к небесам горящий взгляд: «Аллах великий, как я виноват! Я прахом был, ты оживил меня.Жизнь подарил до нынешнего дня. Тебе ещё служить бы я хотел, Но ты определяешь нам предел. Неумный, что я знал и что я мог? Дай руку, помоги, великий Бог. Грешил, сходил я с твоего пути, Но ты по доброте меня прости! Я понимаю лишь в земных делах, А там будь мне наставником, Аллах!»

Глава говорит о том, каким должен быть правитель, достойный власти

Промолвил Огдулмыш: «О мой элик, Поговорим о качествах владык. Чтоб быть достойным своего господства, Необходимо хану благородство. Своим отцам и праотцам подобенПусть будет властелин высокороден. Чтобы страною управлять с умом, Властитель должен обладать умом. У глупых приближенные - льстецы, У мудрых властелинов - мудрецы. К властителю, что разумом богат, Все тянется и все благоволят». Сказал мудрец: «Властителю страныРазличные способности нужны. Мы - внуки Евы - все без исключеньяБываем неразумны от рожденья. Лишь взрослым став, признанье и почет, Постигнув знанья, каждый обретет. Пусть властелин, чтоб быть ему счастливым, И справедливым будет, и правдивым. Пусть будет хан, которому мы служим, В своем народе самым мудрым мужем. Берущий мало, но дающий много, Пусть будет он таким - избранник Бога, Чтоб власть владыки с самого началаДобро и справедливость порождала. Владыке нужен ум, чтобы умелоОн краем управлял со знаньем дела, Чтоб он не восполнял нам в наказаньеЖестокосердьем скудость дарованья. От зла, от заблужденья и коварства -Ум властелина верное лекарство. Немудрость хана - этот недостаток -Ввергает всю страну его в упадок. А мудрому владыке государстваОткрыты оба мира, оба царства. Давно сказал поэт на м в наставленье: «Познание себя - равно прозренью! А совершенство - это наша суть, Кода она к добру находит путь!» Пусть всё берет властитель от щедрот, Которые сей мир ему дает, Но, принимая благо - дар земной, -Пусть всё же помнит он про мир иной. Свет и добро, без коего мы нищи, Необходимы нам не меньше пищи. И не бывало, чтобы обошлоВозмездье тех, кто совершает зло. Когда владыкой правят силы зла, В его стране не ладятся дела. Злой человек себе наносит вред, И умный, он глупеет с юных лет. Злость человека - этот тяжкий грех -Страшней для сильных мира, чем для всех. Свет ханов, добротою одаренных, Ложится также и на приближенных. Когда небезупречна совесть хана, Дела его черны и речь обманна. Пусть властелин себе и всем во благо, Не осмотрясь, не делает ни шага. Всё взвешивай, всегда собой владей.Гневливость - признак глупости людей. Будь сдержан, будь степенен и спешиЛишь с делом во спасение души! Пусть тот, кто избран Богом всеблагим, Не прослывет ни жадным, ни скупым. Обычный человек поест - и сыт, А жадный взять побольше норовит. Он, ненасытный, всё сгребает в рот, Покуда смерть его не приберет. Как жадный сын Адама ни богат, Всеалчущий, он ничему не рад. Ученые больших и малых царствОт жадности не могут дать лекарств. Даритель счастья, немощи целитель, Пусть обладает совестью правитель. Пусть совесть хана - сей врожденный стыд -Ему ко злу дорогу преградит. Кому решает даровать почет, Тому сначала стыд Аллах дает. Владыка, что словам своим неверен, Для сердца подданных своих потерян. Несправедливость хана, лживость власти -Причина неудач и всех несчастий. Как полагаться на такого хана, Чей ум несправедлив, а речь обманна. Чтобы правленью хана быть счастливым, Пусть будет сам владыка прозорливым, Пусть никогда не забывает он, Что меч над головою занесен, Что все пути опасности таят, Что и в иных речах таится яд. Пусть помнит хан - велик он или слаб, -Что, властелин людей, он божий раб И что успех ему сулит дорога, Намеченная по веленью Бога. Будь милосерден к своему народу, С усердием служи ему в угоду. Пока ты жив, пока вершишь дела, Будь справедлив, не делай людям зла. Отсутствие в правителе коварства -Залог удач и процветанья царства. У ханов справедливых под рукойРаспространится счастье и покой. Кто от рождения ненавидит зло, Живет счастливо и умрёт светло. Вот что я мог тебе сказать, элик, О свойствах и о качествах владык».

Глава говорит о том, каким должен быть придворный

Сказал визирь: «О, власти нашей свет! Живи и властвуй десять тысяч лет. И при себе придворного держи, Который чужд коварства, спеси, лжи. Пусть будет добр он и в себе уверен, Пусть будет горд, но не высокомерен. Таким он должен нравом обладать, Чтоб излучать добро и благодать. Чего страшиться нужно, пусть страшитсяЧего стыдиться нужно, пусть стыдится. Пусть будет слух его открыт для тех, Кого обходит счастье и успех. Пусть он стремится делать все усердно, Но пусть не горячится черезмерно. Излишняя горячность портит дело.Бедой чревато пламя без предела. Пусть будет чист он, пусть врождённый стыдЕго от злого дела оградит. Порою чистота сильнее власти -Она к себе притягивает счастье. Придворный будет пусть остер на слово, Чтоб собеседника увлечь любого. Пусть знанья постигает он прилежно: Зачем властителю слуга-невежда? Хоть зряч незнающий, но он - слепец.Хоть жив пока ещё, но он - мертвец. Лишь знаньем может человек любойСебя возвысить над самим собой. В незнании беспомощны невежды, А знанья - как защитные одежды. Пусть, как и подобает приближенным, Слуга твой будет мудрым и ученым. Неумный сходен с деревом бесплодным: Хоть и красиво, что с того голодным? А перед мудрым делаются ширеДороги все и в том и в этом мире. Придворный - тень твоя, пусть будет онКрасив лицом и хорошо сложен. Чтоб все, с кем предстоит ему общенье, Встречали радостью его явленье. Бывает так, что красота лицаПриоткрывает души и сердца. Пусть светлый ликом твой слуга придворныйНе будет и душой своею черный. Пусть он страдает болью всех людей, Пусть он считает эту боль своей. Слуга твой должен проявлять уменьеС любым из подданных вступать в общенье, Уменье речь вести издалека, Лишь сахар источая с языка. Коль будет грустен - пусть он грусть скрывает, Улыбки людям пусть он расточает. Ценней любых мирских щедрот улыбка.В плен собеседника берет улыбка. Пусть будет тот, кого элик пригрел, Хозяином и слов своих, и дел. И не вступают пусть в противоречьеЕго дела и разуменье с речью. Пусть в деле он проявит пониманье.Пусть будет он не чужд чистописанья. Пусть будет он писец и письмовод.Открой ему в свои покои вход. Пусть входит в твой чертог, когда захочет, В любое время дня или же ночи. Придет к тебе посол иноплеменный -Пусть будет рядом друг твой приближенный. Пусть, говоря с ничтожным иль великим, Блюдет он пользу своего владыки. Пусть вдов он выслушает и сирот, От голода голодных пусть спасет. Не только добрым пусть он даст лекарство, Но даже тем, кто сам не чужд коварства. Судить начнет, пусть судит непреклонно, Не позабыв обычья и закона. Утешит пусть скорбящих, несчастливых, Просящих выслушает терпеливо. Пусть сам он им поможет, если может, А сам не сможет, пусть тебе доложит. Встречая лиц никчемных и пустых, Пусть ограждает он тебя от них. Пусть будет он тебе дороже друга.Ты в чем-то преуспел - его заслуга. Пришли к тебе плохие времена -В какой-то мере в том его вина. Вот в чем твой приближенный - мы считаем -Обязан оставаться несгибаем: Он должен отбирать тебе друзейИ знать о всякой прихоти твоей. Он должен быть умней других людей, Он должен быть сильней своих страстей. Пусть он придет, когда ты позовешь.Пусть речь начнет, когда ему кивнешь. Любому слову должен он внимать, Но собственный язык в узде держать. Чтоб он из слов владыки ничегоНе вынес дальше сердца своего. Кто уст не запирает на замок, Теряет голову свою не в срок. Вот что, властитель, я сказать могуПро твоего ближайшего слугу».

Глава говорит о том, каким должен быть муж, назначаемый посланником

«Неторопясь, элик, решай делаПри назначенье нового посла. Пусть вступит на чужие берегаДостойный божий раб и твой слуга. Ему нелегкий путь предуготован, Пусть будет он умен и образован, Чтоб все твои дела в краях чужихОн возвышал своим участьем в них. Пусть будет твой посол не чужд уловок, Владея словом, пусть он будет ловок, И подтвердить пусть будет он готовУлыбкою своей правдивость слов. Но пусть, слова обдумывая чьи-то, Он понимает, что за ними скрыто. В чужих краях, элик, твои делаЗависят от способностей посла. …Твой поданный, что к золоту стремится, Для должности посольской не годится. Бедняк, кому до золота нет дела, Богаче всех, кем жадность овладела. Людей, которых жадность победила, От жадности избавит лишь могила. Довольного средь жадных не бывало: Чем ни владел бы он - ему все мало. Мне хочется напомнить изреченье, Дарующее людям утешенье: «Бедняк, довольный жизнью, - властелин, А жадный шах - себе не господин. Иной богач у скупости во властиБедней раба, что выше этой страсти. Кто хочет стать поистине богатым, Овладевает знаньем, а не златом». …Пусть будет твой посол добросердечен, Умом и бескорыстием отмечен, И скромность в довершение всегоПусть будет украшением его, Чтоб с ним никто не избегал сближеньяИ не терял, сближаясь, уваженья. Пусть принимает твой посол участьеВ судьбе друзей, в том обретая счастье. Я повторю: лишь доброта и знаньяПриводят к исполнению желанья. Пусть тот, кого назначишь ты послом, Каким-нибудь владеет ремеслом, Пусть в нем живет любовь к письму и чтенью, Пусть отдает он дань стихосложенью, Пусть не жалеет времени и силНа изучение ночных светил. Пусть уделяет должное вниманьеИскусству знахарства и врачеванья. Пусть в шахматы играет он и в костиИ развлекает приходящих в гости. Пусть будет он наездником, стрелком, Охоты соколиной знатоком. Пусть многих языков владея знаньем, Он будет дружен и с правописаньем. Когда хорош посланник властелина, Для радости владыки есть причина. Меж тем как глупый и плохой посол -Источник многих бед и многих зол. Посланник всеми свойствами своимиТвое чернит иль возвышает имя. И тот, кто будет у тебя в послах, Пусть говорит на разных языках, Но помнит, что уменье что-то скрытьПорой ценней уменья говорить. Достигнув без труда любых высот, Мудрец при жизни обретет почет. А человек, рожденный бесталанным, Дожив свой век, уходит безымянным. …Пусть тем мужам, кто любит пить вино, Послами стать не будет суждено. Напомню то, что всем давно известно: Любовь к вину и верность не совместны. И скромные в хмелю не знают меры, Для пьяного ни долга нет, ни веры. Порой, когда хмельная голова, Слетают с языка не те слова, Вытягивает из людей виноНаружу то, что скрытым быть должно. Мудрец глупеет от любви к вину.Глупец ещё быстрей идет ко дну… Пусть от, кого пошлешь ты с важным делом, Прекрасен будет и душой и телом. Я повторю: назначь послом такого, Который обладал бы даром слова: И злого человека сладкой речьюРасполагаем мы к мягкосердечью. Речь - это меч посла; и если в делеОна остра - посол достигнет цели. …Так отыщи достойного и смелоТы поручи ему любое дело. Пошли его, доверья не тая, В далекие и в близкие края». Услышав эту речь, сказал элик: - Все то, что ты поведал, я постиг!

Глава говорит о том, каким должен быть писец

Чтобы слова владык служили благу, Слова должны быть вписаны в бумагу. Чтоб становилась мысль владык законом, Писец всегда пусть будет рядом с троном. Все, что узнает, - много иль немного, -Писец пусть в тайне сохраняет строго. Писец словцом обмолвился случайным, И станет явным все, что было тайным. Как ты ни будешь тайн своих хранить, Двум людям должен тайны ты открыть. Визирь и писарь - вот они, те лица, Которым ты не можешь не открыться. Но чтоб властитель доверять им мог, Пусть будет на устах у них замок. Слетают с уст бездумные слова, А с плеч потом слетает голова. Нам правило мудрейшее из правилОдин достойный властелин оставил: «О вы, писцы, чьи так проворны перья, Достойны будьте чести и доверья, Исходят с губ то пламя, то вода.От слов бывает благо и беда. Коль слово станет влагой - добрый всходОт слова сокровенного взойдет. Но говорящих и самих живьемСжигает слово, ставшее огнем». У тех из нас, кто истинный мудрец, Хранятся тайны в глубине сердец. Держи, мудрец, что знаешь, под замком, Что разболтаешь, не вернешь потом. Будь молчалив, как мудрые мужи.Язык всегда на привязи держи. Чтобы писец, как надо, делал дело, Во-первых, должен он писать умело, Быть памятливым, понимать во многом, А также обладать красивым слогом. Он должен руку плавную иметь, Из речи выбрать главное уметь. Что пишут понимающей рукой, Дарует и читающим покой. Писец, что при дворе служить привык, -Рука правителя, его язык. Законы, указующие речи, Ты изречешь, писец увековечит. Того, что начертают на листах, Года не могут превратить во прах. Не напиши писец разумных строк, Читающий что прочитать бы мог. Кто б знал, как правил хан и что с ним сталось, Когда б об этом грамот не осталось. Когда б на свете не было письма, Была бы жизнь затруднена весьма. Как бы страна общалась со страной? Они бы друг на друга шли войной. Любому повелителю страныТри основных служителя нужны: Визирь-мудрец, слуга правопорядка, Писец, что пишет правильно и гладко, И, наконец, стране необходимВоитель, славный мужеством своим. Визирь-мудрец совет подаст владыке, Писец распространит указ владыки. Воитель армию направит в бой, И склонится пред нею враг любой.
Коль эти трое действуют едино, Благополучно царство властелина, Поскольку в царстве весь иной народЗа этими тремя вослед идет. Мечом владенья можно укрепить, Пером порядок в них установить. И мудрость шаха в том, что б знать, где нужноУпотреблять перо, а где оружье. Стекает кровь с меча - страна растет.Стекает тушь с пера - казна растет. Но если выбор есть - зло иль добро, Мечу должны мы предпочесть перо. Писец пусть будет суеты лишен, Пусть будет мудр и жизнью ублажен, И, озаренный светом высших истин, Пусть будет он богат, но бескорыстен, Когда корысть писцом руководит, Не знает дела он, теряет стыд. Такой не думает о том, что пишет.Звон серебра - он только это слышит. В корысти не щадя ничьих голов, Лишится он своей в конце концов. Писец, что пьет, для дела не годится.Он пишет, а в глазах его двоится. Писец владыке истинный слуга, Когда писцу лишь служба дорога. Когда он, перья заострив с любовью, Всегда стоит у двери наготове. Лишь службу выполнять ему дано.Не курит он табак, не пьет вино. Слуге такому не жалей щедрот, Пусть в час любой писец к тебе войдет. Пред ним пошире двери отвори, Почти доверьем, гнев своей усмири. Писец, он облегчит твое правленье, А ты вознагради его служенье.

Глава говорит о качествах, необходимых казначею

Сгубило золото немало душ.Быть казначеем должен стойкий муж. Ведь надо для занятья этим делом, Чтобы собой, как числами, владел он. Услышать можно от иного мужа: Прекрасна жизнь, но золото не хуже! О золото, его всесилен гнёт, Оно и несгибаемого гнёт. И тот, кто кажется неколебим, Порой не может устоять пред ним. Иной в душе корыстолюбью враг, А золото увидал - и размяк. Кто перед властью золота спокоен, Тот называться праведным достоин. Пусть казначей страшится гнева Бога, Пусть сам себя за слабость судит строго. Пусть для него не будет незаметнымРаздел меж разрешенным и запретным. Пусть отличает доброе от злого, Свое добро от золота чужого. Пусть казначей не будет бедняком, Пусть будет с блеском золота знаком. Для тех, кто с детства к золоту привык, Соблазн разбогатеть не столь велик. Когда бы человек боялся Бога, Была бы праведной его дорога. О праведность! Она превыше злата, И нищий с нею будет жить богато. Будь праведным - не будешь знать сомнений, Тем лучше мир, чем сам ты совершенней. Будь добрым, справедливым и правдивым, Ведь быть таким и значит быть счастливым. Для казначейства нужен муж достойный, Чтоб совесть у него была спокойной. Пусть казначей не будет чужд стыда: Стыд для плохого помысла - узда. Пусть опекает тот твою казну, Кто не питает слабости к вину. Владеть казною пьющий не сумеет: Он и самим собой не владеет. Казну он разбазарит, наградивИ тех, кто плох, и тех, кто нерадив. Скупцами казначеи быть должны, Их скупость - неподкупный страж казны. Пусть будет ханским казначеем тот, Кто знает счет и счет всему ведёт, Приход, расход - всё в книги занесёт, Проставит месяц, и число, и год. Хоть память крепкая - большое благо, Но всё ж надежней памяти бумага. Пусть он постигнет тонкую науку -Уменье разбирать любую руку. Пусть будет он разумен, ибо разумУвидит то, что не увидишь глазом. Мудрец, что понял суть явлений разных, Противится успешнее соблазнам. Ум - это шах, он за собой ведётСемь наших чувств - они его народ. Обычно в людях широта души -Едва ль не лучшая черта души. Но я молю о милости большой, Чтоб не был казначей широк душой. Тому, кто ведает добром чужим, Полезней быть не щедрым, а скупым. Пусть и в торговле будет он скупцом, Чтоб потягаться мог с любым купцом. Давая что-то или же беря, Пусть казначей не горячится зря. Пусть расточает мед его язык, Будь собеседник жалок иль велик. Пусть казначей спешит долги отдать, Чтоб мог занять когда-нибудь опять. Не возвращая вовремя долгов, Друзей мы превращаем во врагов. Сынам своей или чужой землиТого, что дать не можешь, не сули. А если посулил - отдай сполна: Доверие ценнее, чем казна. Твоим казнодержатель платит слугам, пусть он их награждает по заслугам. Ведь если он нечестен, вороват, Они тебе служить не захотят. Терпя несправедливость от казны, Они тебя осудят без вины. Найди же казначея, чтобы онБыл и умён, и честен, и учён. И если он доверия достоин, Вручи ему казну и будь спокоен.

Глава говорит о том, каким должен быть главный повар

Необходим, чтобы справляться с делом, Служитель чистый и душой и телом, Чья преданность и честность несомненны, Что б нощно он прислуживал и денно, И чтоб за господина в час любойГотов он был пожертвовать собой. Известно всем, что не одно доброПроходит через глотку к нам в нутро. Чем повар твой надежнее и лучше, Тем непреложнее благополучье. У трона есть враги, и не напрасноЭлик считает: есть не безопасно. Владыке нужен преданный слуга, Кому судьба престола дорога, Чтобы слуге мог верить властелин, Как своему отцу любимый сын. Когда придворный повар вороват, Что остается ждать от поварят? Вокруг воров всегда снуют воришки, Они крадут не только что излишки. Один весьма почтенный человек, Продумав всё, такую мысль изрек: «То дорого бывает нам всегда, Во что немало вложено труда. То, что душою нашей овладело, Становится привязанностью тела. Заботы жизни не пугают мужа, Жизнь вовсе без забот гораздо хуже. Когда с трудом нам в жизни все дается, Для жалоб времени не остается». Пусть будет твой служитель приближенныйМуж праведный и удовлетворенный. Чтоб ты, чьим землям ни конца, ни края, Мог доверять ему, не проверяя. Тем, что доверье к людям проявляем, В какой-то мере век мы свой продляем. А если без доверья будешь править, Научишь слуг бояться и лукавить. Пусть ведает приготовленьем пищиСлужитель всех других честней и чище. Зависит счастье от того твое, Насколько чисты пища и питье. Недаром дух бывает чист, когдаЧиста посуда и чиста еда. Нечистых, чтобы избежать беды, Держи подальше от своей еды. Чтоб приходил к тебе достойный друг, Необходима в доме честность слуг. Пусть в доме том, где все вершится честно, Ни в ком неверности не будет места. Благополучье покидает дом, Когда нечестность обитает в нем. Где вероломство проникает в душу, Там даже море обнажает сушу. Пусть будет строен муж, кормящий нас, Его краса пусть наш ласкает глаз. Чтоб яства расставлял он, как цветы, Есть у красивых чувство красоты. Слуге не грех уметь себя вести -Легко войти и вовремя уйти. Служа тому, от чьих живет щедрот, Свое пусть имя повар бережет. Цари и слуги - все мы уязвимы: О чести думать с юных лет должны мы. Готовят хоть не головой - руками, Пусть повара не будут дураками. Мы лишь умом отличны от скотов.Лишь умный жертвовать собой готов. И вообще свершить достойных делДурак не может, как бы ни хотел. Злым людям люди глупые сродни, Способны только враждовать они. Я все сказал, что знал о поварах, Пусть верных слуг пошлет тебе Аллах. Пусть будет у тебя слуга такой, Чтоб с ним обрел ты счастье и покой.

Одгурмыш говорит Огдулмышу о печалях и пороках этого мира

Считает истиной весь белый свет: «В том, что любимо, недостатков нет!» Ты ослеплён и, слепо жизнь любя, Считаешь светлым всё вокруг себя. Так недостатки друг прощает другуИ даже ставит их порой в заслугу. А я не ослеплён и, может быть, Смогу тебе на мир глаза открыть. Вкусила Ева сладкий плод познаньяИ в этот мир попала в наказанье. Чего ж нам ждать от мира, если онКак некая темница сотворён? Какого счастья ждём мы от темницы, Где нам с тобой случилось очутиться, Где люди весь свой век страдать должныВо искупление чужой вины? А если так, чём этот мир хорош, Какое счастье в нём ты обретёшь? Всё то, что счастьем кажется на вид, От истинного счастья отдалит, От высшей правды отдалит тебя, Гордыней лишь обогатит тебя. Со дня рожденья смерть таится в насИ ждёт, когда её настанет час. В подлунном мире, в мире суеты, Что, проходящий путник, ищешь ты? Ты в этот мир пришёл и бос и гол, Покинешь мир таким же, как пришёл. Есть в этом мире двое врат больших: В одних воротах - жизнь, а смерть в других. И тот, кто через первые пройдёт, Не сможет обойти вторых ворот. Жизнь схожа с тенью: не догонишь тень, Хоть гонишься за ней весь божий день, А если от неё бежишь ты сам, Тень за тобою мчится по пятам. Кто жизнью дорожит, тех губит жизнь, Кто от неё бежит, тех любит жизнь. Своё лицо она сурьмит, блудница, Как женщина, завлечь тебя стремится. Мы за красавицей бежим стремглав -И вдруг старуху ловим за рукав. Есть среди благ земных три вида разныхБлаг: чистых, и нечистых, и неясных. Все чистые одною схожи метой: Мы, люди, их не ценим в жизни этой. Нечистые в том мире ждут расплаты, Здесь муками неясные чреваты. Подарит жизнь тебе счастливый год, Но он уйдёт и счастье унесёт. Ведь радость - это дерево, и жаль, Что корень всякой радости печаль. Что говорит о мире Прозорливый: «Плох этот мир, неверный он и лживый! В нём всё увянет, что ни зацветёт, Мы, люди, нищи от его щедрот!» Уходит жизнь быстрее что ни час, Приходит смерть, чтоб поселиться в нас. Наступит уходящему конец, О приходящем думает мудрец. Умно ли строить на дороге дом, Обзаводиться путнику добром? Мы здесь прохожие, и край земнойЛишь караван-сарай для нас с тобой. Соблазнами он смертных искушал, Чтоб превратить в торговцев и менял. Но то, что мир сулил тебе и мне, -Приманкой было в птичьей западне. Людская жадность - пагубная страсть, Нам в западню не мудрено попасть. Мы видим только лакомый кусок, Ловца не видя, мы летим в силок. Есть у людей три радости земных: Обилье пищи - первая из них. Здоровье - вот для нас вторая радость, Любовь - последняя земная радость. Но люди неумеренны в еде: Приводит радость первая к беде. Обильная еда содержит яд, Недуг - посланник смерти, говорят. Посланник этот к нам приходит вскоре, И снова радость переходит в горе. За радости любви - любви земной -Мы тоже платим дорогой ценой. Родятся дети, и пойдут заботы, На этом свете нас согнут заботы. Как видишь, в этом мире счастья мало, И всё, что сладко, сладко лишь сначала. Так в чём блаженство мира твоего, Когда печальны радости его? …Для смертного богатство - злейший враг, Ты в этот мир пришёл и бос и наг. Все блага, всё имущество земное -Подарки недруга, не что иное. Послушай, друг мой, слово мудреца, Он говорит: «Желаньям нет конца. Коль овладел ты всем, чего хотел, Ты вновь чего-то хочешь; где ж предел?» Богатство мог бы я сравнить с конём -Пока он лёгок, ты летишь на нём. Но конь ленив, когда не в меру сыт, Хозяина он сбросить норовит. Богатство с гончим псом сравнил мудрец: Поджарый пёс - помощник и ловец. Но если пёс раскормлен - проку нет: Ложиться он в траву, теряет след. Твой сытый пёс не годен ни к чему, Не он тебе слуга, а ты ему. …Сегодня жив ты, можешь пить и есть, А завтра жив ты будешь ли? Бог весть! За эту жизнь цепляться для чего? На женщин хватит часа одного. Чтоб погасить свою слепую страсть, Не всё равно ли, к чьим губам припасть? Чтоб ты ни ел: халву или пшено, Чем насыщаться, чреву всё равно. И чем бы ни насытился вчера, Сегодня вновь ты голоден с утра. Послушай, что об этом обо всёмСказал бедняк, богатый лишь умом: «Ты сахар ешь - я хлеб вчерашний ем, Я бос и гол, а ты владеешь всем. Богатство ты собрал, но пробил час, Далёкий путь зовёт обоих нас, И надобны в пути доска однаДа два куска простого полотна. Мы на земле богаты и бедны, А под землей для смерти все равны». Богатство как солёная вода: Мы пьём и не напьёмся никогда. Похожи люди на сухой песок.Он поглощает дождь, а всё не впрок. Людская жизнь, что искра, что звезда, Мелькнёт на миг, погаснет навсегда. Что говорит умнейший из людей, Хозяин, а не раб своих страстей: «Достойным оставайся, человек! Богатству не сдавайся, человек. Твоя душа, как жертва святотатства, Легко погибнет под ножом богатства!» Тебя богатство, заманив в свой круг, Окрутит паутиной, как паук, И знанье не найдёт к тебе пути: Ему сквозь паутину не пройти. Таков наш мир, что заселён людьми…Всё что сказал я, правильно пойми.

Глава говорит о том, как надо обходиться с учёными

Есть на земле сословие учёных, Что поучает нас, непросвещённых. Нам мудрецы указывают пусть, Их добрым словом надо помянуть. То, что тебе в их знаниях сродни, По мере сил пойми и примени. Наш мир украшен разумом учёных, Их знанья - корень праведных законов. Не будь у нас ученых мудрецов, Зачахла бы земля в конце концов. Их знанья - светоч; если он зажжён, Твой путь средь ночи светом озарён. Отдай ученым все добро своё, Поставь для них еду, поставь питьё. Мы стадо - и не боле, а мудрецВедёт нас полем, как чабан овец. Дружи с ним дорожи его советомВ мирах обоих: в мире том и этом.

Глава говорит о том, как надо обходиться с врачами

Есть средь мужей, чьи безграничны знанья, Врачи, что облегчают нам страданья. Средь мудрецов целители болезнейДругих ученых, может быть, полезней. Болезнь, что к нам является нередко, Опасна тем, что смерть ее соседка. Болезнь, коль ей страдает человек, Его короткий сокращает век. Болезнь коварна, но её коварствоОбезоружат лекарь и лекарство. Порой приводит полумертвых в чувствоЦелителей великое искусство. Будь благодарен этому сословью.Труд лекарей вознагради любовью.

Глава говорит о том, как надо обходиться с теми, кто лечит заговором

Ещё бывают мудрецы, которымДано целить болезни заговором. Произнося мудреные слова, Они нас лечат не без колдовства. В их ремесле большая польза есть, А их искусность делает им честь. Коль хочешь пользоваться их уменьем, То к заговорам относись с почтеньем. Смиряется иной болезни норовНе от лекарств, а лишь от заговоров. Искусный муж спасет тебя от сглазу: Он порчу выгонит, как врач - заразу. Сей муж весьма достоин и учен, Не знает врач того, что знает он.

Глава говорит о том, как надо обращаться с поэтами

Теперь к поэтам обратим мы взгляд: Они людей возносят и хулят. Созвучьями окованная речьТонка, что волос, и остра, что меч. Прекрасен стих, но чтоб судить об этом, Я дам тебе совет: внемли поэтам. Богатство моря - жемчуг и коралл -Тот не добыл, кто в волны не нырял. Больших людей поэт хулой ославитИ незаметных похвалой прославит. Хоть скромен сочинитель, хоть велик, Не вешай камня на его язык. Пусть будут все дела твои светлы, И ты его заслужишь похвалы. Пойми поэта, грусть его и боль, Все дай ему все ему дозволь. Когда его правдива будет речь, Ты сможешь пользу из неё извлечь.

Глава говорит о том, как надо обращаться с земледельцами

Нас кормит землепашцев честный труд, Хоть это бедный и безвестный люд. Они на поле проливают пот, Чтоб мы не знали горя и забот. Чтоб мы страданий голода не знали, Они живут в страданье и печали. Они весь век свой пашут, полют, сеют, Утробы наши холят и лелеют. Будь с землепашцами всегда хорош: Ты их преуспеванием живешь. Будь добр и честен с этими людьми, Их простоту в пример себе возьми. Мудрец, что в правоте своей уверен, Дает совет нам: «Будь во всем умерен!» Коль хочешь ты чего-нибудь добиться, Желаниям своим найди границы. От грязи душу береги и тело, Чтоб порча и тобой не овладела. Старайся обходить земную грязь, Не знайся с тем, в ком порча завелась. Но есть ли человек честней и чище, Чем пахарь, что людей снабжает пищей И, не жалея, людям раздаетВсе, что от божьих получил щедрот. Хоть пахать прост, пред ним, неименитым, Держи всегда лицо свое открытым.

Глава говорит о том, как надо обходиться со скотоводами

И скотоводы есть среди людей, Они пасут овец и лошадей. Объездчики кобыл и жеребцов, -Средь них, быть может, нету мудрецов. Но хоть никто не грамотей из них, Они не хуже всех людей других. Неся тяжелую на спинах кладь, Они её не помышляют снять. От их щедрот берет весь прочий мирКумыс кобылий и овечий сыр. Из тех, кто мясо ест и носит кожи, Никто без их труда прожить не может. Есть польза и тебе от сих людей, Поэтому цени их и жалей. Ты с ними обращайся, как с людьми, Что просят - дай, что надо - с них возьми. У них закона нет до сих времён.Сказать точнее: свой у них закон. У них ни знаний нету, ни ума, Они идут - и пред ними тьма. И всё ж таки они достойны счастья.В судьбе и должен ты принять участье.

Глава говорит о том, что следует отдавать должное купцам

Торговцы земледельца не сродни: Торговлей пробавляются они. «Где что продать» - мечту лелея эту, Спешат купцы, идут по белу свету. Там взять, а там отдать - вот их удел.Они других не знают в жизни дел. Весь мир и все сокровища землиКупцы скупили б, если бы могли. Из края в край они идут свободно, Гадая, что купить тебе угодно. Вся жизнь купцов - скитание, дорога, А потому у них и знаний много. Не будь купцов, нам всем жилось бы хуже -Брели б мы сами по жаре и стуже. Не странствуй люд торговой - мы едва ли бЗаморский шёлк и жемчуг увидали б.

Глава говорит о том, как надо обращаться с бедняками

О бедняках поговорить пора, Для бедняков ты не жалей добра. Будь простодушен с бедными людьми, Коль накормить их можешь - накорми! За все, что сделал им, они стократМолитвою тебя вознаградят. Дай пищу бедным, предоставь им кров: Молитва их ценней твоих даров. Не тот, кому мы дарим серебро, -Аллах нас награждает за добро. Коль бедный человек - проситель твой -Пришёл к тебе с поникшей головой И он от твоего зависит слова, Ты с ним не разговаривай сурово. Коль будешь ты для бедняков хорошим, В мирах обоих счастье обретёшь.

Глава о том, как надо обращаться с ремесленниками

Пусть славится ремесленный народ! Богатство он руками создает. К себе приблизь искусных мастеров, Тебе не обойтись без их трудов. Гончар и ткач, сапожник и седельник, Ковач, пирожник, оружейник, мельник, Припомни сам - мне всех не перечесть, -Кто там ещё в сословье этом есть. Богатства те, что видим мы вокруг, -Все это дело их искусных рук. Будь с ними обходителен и дружен, Тебе их труд, как хлеб насущный, нужен. Ты мастера заботою порадуй, Его работу одари наградой. Дай больше льгот ремесленному люду, И твой народ тебя прославит всюду. Один бедняк, что был за мудрость чтим, Однажды так сказал друзьям своим: «О жизни долгой не молись, живущий, Лишь к славе доброй ты стремись, живущий. Жизнь - злато, что пускают в оборот, А имя - твой убыток иль доход. Свое прославил имя - ты богач, Ты обесславил имя - горько плачь. Мы смертны, мы уходим, а народИль славит наше имя, иль клянет».

Глава говорит о женитьбе

Подумай перед тем, как брать жену, Какую должен ты искать жену. Ищи такую, чтоб была онаУмна, и домовита, и скромна. Чтоб взгляд и юноши и старикаПленялся ею лишь издалека. Чтоб для неё до смерти неминучейТы был единственный, а значит - лучший. Подумай также, какова семья, Где родилась избранница твоя. За громким именем не стоит гнаться, Ведь именем жены тебе не зваться. Послушай слово мудрого и делай, Как говорит он, опытный и зрелый: «Ищи невесту, у которой гладкиНе столь бока и щеки, сколь повадки, Чтоб не черты лица, черты душиУ нареченной были хороши». Что для мужчины может быть соблазном? Одни пленятся обликом прекрасным, Другие знатных выбирают в жёны, Жениться на богатых третьи склонны. Четвертые хотят, чтобы женаБыла чистосердечна и скромна. Ты хочешь знать, кто прав из них, кто нет, Прислушайся, я дам тебе совет: Тот, кто нашёл богатую жену, До смерти будет у жены в плену. Богатая на мужа-беднякаСмотреть всё время будет свысока. Браниться будет, попрекать со зла, Считать, что мужа в слуги наняла. Мне жаль мужей, которые должныСклоняться перед именем жены. Высокородством гордая женаВсегда с безродным мужем холодна. Всю жизнь он будет хмур, его судьба -Быть при жене смиреннее paбa. Несчастен муж красавицы жены -Он желт лицом, года его черны. Ценитель красоты не он один, Ведь есть глаза и у других мужчин. Он будет, бедный, до скончанья днейНе муж своей жены, а страж при ней. С женой своею будет счастлив тот, Кто честность в ней и доброту найдёт. Пусть красотой не славится она -Душой красавица твоя жена. Чванливой ты не угождал родне, Высокородства не искал в жене. Но честь и добродетели еёВозвысят имя скромное твоё. Не гнался за богатою женой, Не торговался ты с ее родней, И всё ж таки богатство может быть: Жена тебе поможет накопить. И если ты богат такой женой, Считай, что четырех нашёл в одной.

Глава говорит о том, как надо воспитывать сына и дочь, если они родятся

Когда в семье ребенок народится, Не надо понапрасну суетиться. Для дома, для ухода за детьмиИз чистоплотных женщину возьми. Учи детей приличью, знаньям, коихИм бы хватило для миров обоих. Дай сыну в руки знанье ремесла, Чтоб горя жизнь ему не принесла. Пусть он не будет по отцовской волеНикчемным, как невспаханное поле. Мне время подошло свернуть с пути, Чтоб речь на дочерей перевести. Тебе судьба могла бы сделать милость, Чтоб вовсе дочь на свет не появилась. А если небо дарит дочерей, Пусть забирает их земля скорей. Для них могильный камень до сих порЕдинственный надежный был запор. Коль в доме дочь - недалека беда: Держи ворота на замке всегда. Все дочери купи, но не дай Бог, Чтобы она глядела за порог. Ведь говорят: не пожелает разум, Чего своим мы не увидим глазом. Запри ворота, ставни опусти: Девицам жить полезно взаперти. Блюди их четь, пусть не теряют чести, Усевшись пить и есть со всеми вместе. Чтоб им не знать сомнений и соблазнов, Пусть избегают развлечений праздных. Одна у женщин добродетель есть -Она их незапятнанная честь. Садовник куст сажает и растит, Плод созревает, смотришь - ядовит. Что говорить, когда и мудрецы -Порою несчастливые отцы. И нам с тобою сосчитать едва лиМужчин, чей разум жены иссушали. Беречь не просто дочерей своих: Пусть небеса оберегают их!

Глава говорит о том, как приглашать в гости и как принимать приглашение

Когда гостей решился пригласить, Подумай, что им есть и что им пить. Питье и яства приготовь искусно, Чтоб угощенье выглядело вкусно. Пусть чистотою услаждаю взорИ скатерть, и посуда, ковёр. Зовя гостей, не позабудь кого-то, Придет он или нет - его забота. Но не позвал кого-нибудь - беда, Обида не простится никогда. Обида долговечней человека, Её загладить не хватает века… Гостей в свой дом введи и друг за другомВсех рассади по чести и заслугам. Следи, чтобы еда не иссякала, Подай ещё, коль остается мало. Пьет человек - ещё ему налей, Ест человек - еды не пожалей! Пусть будет для гостей всего в избытке, Там, где еда, пусть будут и напитки. Когда кувшина рядом нет с едой, Она и ядом станет, и бедой. Ещё не пожалей для приглашенныхСластей, плодов, и свежих и сушеных. Когда устанут гости пить и есть, Дверь отвори, благодари за честь. Пусть каждый гость - простой ли, именитый -Идет домой, довольный всем и сытый. Неоднороден человечий род.Средь тех, кто в гости зван и кто зовет, Бывают люди самых разных правил; Я кратко описанье составил: Один и принимает приглашенье, И жадно поглощает угощенье, А сам, глядишь, гостей он не зовёт: Какой от них барыш? Какой доход? Другой, как говорят, наоборот: Сам ходит к людям и к себе зовёт. А третий, этот в гости не ходок: Он сам себе хозяин и едок. Не то чтоб не любил он пировать, Он к нам не ходит, чтоб к себе не звать. Четвертый только дома ест и пьёт, Но кто живет окрест, он всех зовёт. Всё, чем владеет сам, всё, чем богат, Он дорогим гостям поставить рад. Вы спросите меня, чье поведеньеЗзаслуживает мудрых одобренье? Я вам отвечу: всех разумней тот, Кто всюду в меру ест и в меру пьёт. …Сидящий на пиру, имей в виду, Будь сдержан, не кидайся на еду. Несдержанность - причина всех болезней, Умеренность для нас всего полезней. Ученый, облегчающий страданья, Однажды так сказал нам в назиданье: «Болезни все - а их на свете много -Приходят к нам в нутро одной дорогой. Обжорство, жадность - вот твои враги.Быть хочешь в силе - чрево береги!» Как есть и пить и как вести себя -Все, что я знал, сказал тебе любя. Не позабудь: нам, людям, жить с людьми, Глупцом не будь и мой совет прими!

Глава говорит о том, что добро должно быть вознаграждено добром, человечность - человечностью

Теперь хочу сказать я о другом: Должны мы за добро платить добром. Коль это сделаешь своим законом, Ты никогда не будешь обделенным. Будь благодарным, если дал зарок, Похвал добился, выгоду извлек. Лишь человечность - признак человека, Так ныне есть и было так от века. И то добро, что сделал друг иль брат, Добром старайся оплатить стократ. Коль так ты поступаешь, ты - мудрец, И был высокороден твой отец. Так поступать не могут дети злаИль те, чья мать безгрешной не была. Не будь глупцом, не шли тому проклятья, Кто дал тебе еду или же платье. Ты добрым делом отплати теперьТому, кто пред тобой не запер

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал