Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные виды деятельности. Ведущая деятельность
Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза появляются игровая и учебная деятельности, связанные с трудом и производные от него. Таким образом, основными видами деятельности выступают: игра, учение, труд. Каждый из этих видов деятельности имеет свою структуру, свои психологические особенности, свое целеназначение и реализуется в конкретных видах человеческой деятельности: художественной, производительной, спортивной, инженерной, педагогической, научной, практической и пр. Все основные виды деятельности присутствуют в жизни каждого человека. В их недрах происходит развитие психики и личности. Игра – это особый вид деятельности, результатом которого не ставится производство какого-либо материального или идеального продукта. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Труд это сознательная, целенаправленная деятельность, результат которой содержится в представлении человека и регулируется волей в соответствии с поставленной целью. Труд человека – условие развития общества. На каждой ступени возрастного развития определенная деятельность приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности они играют разную роль. А.Н. Леонтьев ввел понятие ведущей деятельности. Ведущей называется деятельность, в которой развиваются: а) другие виды деятельности; б) психические процессы; в) личность ребенка на данном возрастном этапе. Освоение любого, конкретного вида деятельности подчиняется общим закономерностям развития деятельности. Давыдов В.В. выделяет ряд общих закономерностей развития деятельности: 1) существует процесс возникновения, формирования и распада любого, конкретного вида деятельности (игровой, учебной, трудовой); 2) структурные компоненты деятельности постоянно меняют свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и наоборот и т.д.); 3) различные виды деятельности взаимосвязаны в едином потоке человеческой жизни (учебная деятельность – её взаимосвязь с игрой и трудом, со спортом и т.д.); 4) каждый вид деятельности первоначально возникает и складывается в своей внешней форме, как система развернутых взаимоотношений между людьми.
Контрольные вопросы по теме: 1. Что такое деятельность? В чем коренное отличие деятельности человека от поведения животных? 2. Что из деятельности человека, и при каких условиях может быть передано для выполнения техническим устройствам, а что при всех обстоятельствах останется за человеком? 3. Что объединяет и что отличает труд, учение, игру как основные виды деятельности? 4. Какие объективные и субъективные факторы влияют на продуктивность навыков, как и почему? 5. В чем проявляется и как характеризуется утомление и переутомление? Чем можно его снять или уменьшить? 6. Какие навыки вы считаете необходимыми сформировать у учащихся в процессе обучения по преподаваемому вами предмету? Как следует организовать упражнения по выработке навыков? Какие ошибки при этом допускают учителя? Литература: 1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 2. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. 3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979. 4. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. М., 1991. № 2.
|